Главная » 2015 » Март » 22 » Радость Эйо
14:19
Радость Эйо

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.. Но каждому дается проявление Духа на пользу.. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(Первое послание к Коринфянам 12:4-11)


С раннего детства Эйо очень любил рисовать. Однажды, когда Эйо был еще совсем маленьким и только-только делал свои первые наброски, ангел, пролетавший мимо, увидев его рисунки, радостно воскликнул: «Какая красота!». Может быть, поэтому у Эйо появился необычный дар к передаче прекрасного.

Эйо любил изображать все, что его окружало: дома, людей, деревья, животных, птиц. А когда на улице лил сильный дождь или стояла жуткая непогода, то он рисовал по памяти, либо брал сюжеты у себя внутри. Персонажи картин Эйо неожиданно стали сами являться ему, продолжая жить на его полотнах.

Эйо не был родом из знатной семьи. Родители его умерли, когда он еще был подростком, и Эйо пришлось очень рано учиться добывать себе на пропитание. Однако любовь к искусству рисования была настолько сильна, что он порой не замечал, что не успел позавтракать, даже пообедать или поужинать. Свои рисунки он тут же выносил на улицу, чтобы показать местной детворе. На картинах Эйо красовались невиданные животные и растения. Всем, кто глядел на них, становилось светло и радостно.

У Эйо был лучший друг – мальчишка по имени Абраксас. Тот всегда первым подбегал к Эйо, чтобы посмотреть на его работы, и подсказывал, что и где можно было исправить или дописать. Эйо всегда прислушивался к своему другу, потому что тот совсем не умел обманывать, поправлял полотно – и оно смотрелась еще ярче и лучше.

Картины Эйо обычно стояли рядом с его маленьким домом, и каждый мог взять себе на память любую, которая ему приглянулась. Сюжетов хватало для всех. Кто-то выбирал диковинных зверей, кому-то нравились необычные пейзажи, которые невозможно было встретить на Земле, а кого-то притягивали ангельские существа, словно оживавшие под кистью Эйо. Никто раньше не видывал подобных картин.

Эйо никогда не продавал своих работ. Точнее, он не мог брать плату с людей за труд, который доставлял в первую очередь радость ему. А на вопрос: «Сколько стоит?» – обычно отвечал: «Да нисколько, берите так, коли понравилась. И если моя картина принесла такую же радость и вам – как я могу требовать плату за счастье, которое внутри меня самого?».

Многие так и уходили со словами благодарности, забирая подаренные картины, и это доставляло Эйо все большую радость. Поэтому он рисовал их снова и снова. Кто-то из горожан приносил ему еду, а кто-кто немного денег, чтобы он смог купить себе краски, кисточки и холст для своих картин. Впрочем, хозяин местной лавки обычно давал все необходимое бесплатно: он глубоко ценил и очень любил работы Эйо, которые давно уже украшали и его жилище.

Так проходили многое месяцы, годы. Все в городе хорошо знали и любили Эйо, хоть он и казался немного чудаком.

Но однажды в город, где жил Эйо, пришел незнакомец. Это был странник, путь которого лежал через многие страны и даже континенты. Проходя мимо дома Эйо, он увидел стоящие вокруг картины и то, как прохожие брали себе все, что им нравилось. Путник, многое повидавший в своей жизни, был поражен. Он понял, что Эйо не может брать плату за свою работу, и решил как-то помочь ему.

– У тебя очень необычные рисунки, – сказал ему странник. – Твои картины могли бы увидеть во всем мире, а не только жители твоего маленького городка.

Эйо очень заинтересовали слова путника: «Весь мир!» – подумал он, – «Я смогу поделиться радость со всем миром!»

– Но как это можно сделать?

– А тебе и делать ничего не надо. Завтра на рассвете у твоего дома остановится карета, из нее выйдет человек. Ты покажешь ему картины. И на вопрос, сколько они стоят, ты просто ответишь: они бесценны, но я готов вам их продать. Закроешь глаза и возьмешь то, что он тебе даст, и откроешь только тогда, когда он уедет из города. На следующий день ты отправишься в столицу и отдашь эту вещь в лавку. Но помни: ты никогда не должен называть стоимость своих картин.


Так поведал странник. Затем он на клочке бумаги написал название лавки. Эйо, как ни старался, не смог его прочитать, – надпись была на незнакомом ему языке.

На следующий день, как и предсказал странник, возле дома Эйо остановилась карета. Из нее вышел необычно одетый человек с грустным лицом. Увидев это лицо, Эйо решил показать гостю свои самые светлые и радостные работы.

– Я хочу их купить, - сказал тот.

Эйо хотел было возразить, но, вспомнив слова вчерашнего странника, лишь ответил: «Выбирайте».

Человек взял несколько картин; на вопрос о стоимости Эйо сказал, что они не имеют цены, и закрыл глаза. Странный гость положил ему что-то в руки и удалился. Эйо очнулся не сразу, а когда открыл глаза – увидел у себя в руках необычный предмет. Он светился так же, как и картины Эйо, и походил на алмаз, только фиолетовый.

На следующий день Эйо собрал все свои небольшие пожитки и отправился в долгий путь, ни с кем не попрощавшись – ведь он надеялся на скорейшее возращение. Он оставил лишь на столе своего дома записку для Абраксаса: «Уезжаю по делам в столицу, скоро вернусь. Эйо».

* **

Прибыв в столицу, Эйо, хоть и не сразу, разыскал то место, чье название было указано в записке странника. Судя по всему, эта была лавка по скупке различных ценностей (над ней была вывеска «Lombard»). Эйо тут же показал хозяину (который был и продавцом) драгоценный камень, оставленным грустным незнакомцем.

– Откуда это у вас? – поинтересовался тот, глядя на непрезентабельную одежду художника.

– Мне дал его человек, которому я отдал свои картины, – ответил Эйо.

– Видимо, картины были бесценны, если вы получили за них такое сокровище, – сказал продавец. – Это редкой красоты минерал, и он во много раз драгоценнее алмаза. В народе говорят, что такие прилетают к нам из других миров.

– Вы хотите его продать?

– А что вы за него дадите? – поинтересовался Эйо.

– Не беспокойтесь, вам вполне хватит лет на десять безбедной жизни.

Эйо задумался… Его не очень интересовали деньги, тем более сокровища, но, вспомнив слова странника, он отдал камень продавцу.

– Я бы мог продавать ваши картины, если они действительно стоящие. К тому же у меня очень большая клиентура по всему миру.

Вскоре Эйо поселился в одном из самых престижных районов столицы, сняв себе небольшой домик с садом, и взялся за работу.

Он писал свои полотна без устали дни и ночи напролет – уж очень хотелось побыстрее доставить радость всему миру. И спустя время несколько работ Эйо лежало на прилавке ломбарда.

Хозяин лавки не мог поверить своим глазам. Картины и вправду были великолепны. Казалось, что их писал не обычный художник Эйо, а сами ангелы.

– Хорошо, – сказал продавец, я покажу ваши работы людям, знающим толк в этом деле.

Так начался новый этап в жизни Эйо. Он относил картины в ломбард, но никогда не называл за них цену. И вскоре слава об Эйо, теперь уже не бедном художнике, распространилась и за пределами столицы.

За картинами стали приезжать знатные люди со всех уголков мира. Эйо приглашали на торжественные приемы и обеды, отрывая время от любимой работы. Поклонники и богачи-благотворители присылали ему деньги. Эйо оставлял себе средства на краски и еду, а остальное раздавал бедным. От таких дел у него просто кружилась голова: он не успевал подписывать денежные счета и чеки. Вначале он делал это не глядя, а позже его научили проставлять нужные суммы. Потом стали подсказывать, что плату за картины нужно увеличивать – ведь рыночные цены на них быстро росли.

Заказов становилось все больше и больше, а сил и энергии у бедного Эйо все меньше и меньше. Требования тоже росли с каждым днем. Теперь покупатели не хотели ждать даже недели, даже нескольких дней, необходимых для написания картины. Эйо начинал понимать, что он уже не успевает доставлять радость всему миру. Но люди говорили ему: «Мы платим огромные деньги, и вы обязаны сделать так, как мы просим!»

От таких слов Эйо становилось все грустнее и грустнее. И его картины тоже становились все тусклее и тусклее, и почти совсем потеряли свет и красоту. Они уже вызывали совсем другие чувства и эмоции, но люди не хотели этого видеть. Ведь на аукционах его картины стоили баснословных денег. Вот насколько стал популярен Эйо – весть о великом художнике распространилась не только в его стране, но и за ее пределы.

И вот однажды Эйо так устал, что не смог выполнить заказ и уснул. А когда он спал, кисточка упала с мольберта и случайно оставила отметину на холсте. Утром пришел покупатель, и Эйо поспешил его предупредить: он совсем не успел закончить работу, вернее даже не начинал. Но когда он утром взглянул на свою работу, то вместо небольшого пятна на полотне красовалась безобразная клякса, напоминающая чудовищную жабу. Покупатель не стал больше слушать Эйо, отдал ему деньги и забрал даже не начатую картину.

Эйо не мог поверить в случившееся. Тогда он попробовал поставить на чистом холсте пару точек и черточек. Как только он это сделал – они тут же приняли вид отвратительных существ. К его удивлению, эту картину тоже забрал очередной покупатель. На третьей картине он поставил косой крестик, который превратился в двух страшных сплетающихся змей. И эта картина была куплена…

Эйо перестал понимать, что с ним происходит – его внутренний мир рушился. Создавать картины как раньше он больше не мог. Он полностью утратил свой дар творить так, чтобы давать людям радость. Но к нему все приходили и приходили, и охотно забирали холсты, на которых Эйо не глядя ставил крестики, кружочки, черточки и точки. Покупатели платили деньги и сразу уходили, а что они видели на полотнах – его уже не интересовало, да и глаза его начали болеть.

Весть о знаменитом художнике, который рисует странные, но оригинальные и модные картины, дошла и до маленького городка, в котором родился и когда-то жил Эйо, где оставался Абраксас. После долгого ожидания он начал догадываться, что случилось с его лучшим другом, и поспешил отправиться к Эйо на помощь.

Он застал Эйо в мастерской – тот с отсутствующим и несчастным видом сидел за очередной работой и едва узнал своего товарища.

– Что с тобой случилось, друг мой? И почему вместо картин ты стал рисовать это уродство?

– Но люди охотно покупают их, – возразил ему Эйо, – а значит, им нравится то, что я делаю. К тому же это не отнимает столько сил и времени, как раньше.

– Очнись же наконец! – воскликнул Абраксас. – Разве ты не видишь, что ты продал свой талант? Ты думаешь, что им нужны твои картины? Что они приносят радость их обладателям? Как же ты ошибаешься, считая так! Они настолько дороги, что люди прячут твои картины далеко в сейфах за семью замками, никому не показывают, а достают их только глубокой ночью, чтобы их никто не увидел и не украл – ведь за них можно выручить целое состояние. Они тешат себя мыслью, что стали обладателем картин руки такого модного мастера, как ты, и ждут случая продать их еще дороже. Разве ты не видишь, как они слепы! И ты, друг мой Эйо, стал слепым вместе с ними. Похоже, что слава полностью затмила тебе глаза, а деньги притупили твой вкус. Эйо, разве ты этого хотел? Разве так ты хотел дарить радость людям? Если хочешь так жить дальше – оставайся, а если нет – бросай все это и возвращайся со мной домой!

Услышав слова лучшего друга, Эйо очнулся и впервые увидел весь этот ужас, который он нарисовал за последнее время.

– Идем, – сказал он Абраксасу, – нам действительно тут нечего больше делать. Я, кажется, потерял все, что у меня было. А самое главное, я утратил свой бесценный дар приносить радость людям.

Вскоре они прибыли в родной город, где Эйо поселился в своем маленьком домике и устроился на работу помощником пекаря. Ведь рисовать как прежде он больше не мог. Кисточки совсем не хотели слушаться рук Эйо, сколько он ни пытался. Но Эйо не унывал. Он продолжал усердно работать – печь хлеб, булочки и пирожки, радуя горожан всегда вкусной и свежей выпечкой.

Видя, что происходит с их любимым художником (а почти у каждого жителя города была хоть одна картина, подаренная Эйо), горожане решили: пусть каждый выберет по самой лучшей подаренной ему картине и принесет в дом Эйо. Быть может он, увидев свои прежние работы, вспомнит, как это было, и дар художника снова вернется. Так неожиданно в доме Эйо образовалась большая коллекция его картин!

Вернулся ли дар к Эйо или нет, – об этом история умалчивает. Только картин становилось все больше и больше, и у горожан они почему-то не иссякали. Как бы то ни было, дом в маленьком городке, где жил Эйо, до сих пор цел, а картины, собранные горожанами, приносят радость не только жителям города, но и всему миру.


Ирина Мосичева

При участии Валентина Ирхина

Категория: Авторские сказки и притчи | Просмотров: 607 | Добавил: kluch
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]