Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь

БОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В МАТЕРИИ (из будущего Русско-Тибетского словаря).
БОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В МАТЕРИИ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Безначальный и бесконечный Брахман –
это сущность Слова,
это неуничтожимый [Слог]:
Он проявляется
ввиде объектов,
и от него развертывается мир.

Тот, о ком священная традиция [т.е. Веды]
наставляет как о Едином,
служит опорой различных сил,
Он, будучи нераздельным,
проявляется как раздробленный,
из-за этих сил.
[Бхартрихари. В Кн.: Слово, творящее мир, с. 165].


Tags: Божественная речь, Образ и Подобие, Адам 1-ой глвы Закона Моисея.

БОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ - Санскр. vācā (वाचा), Вак* (Vāk, वाक्).
Брахман есть Речь (Vāk), Слово-Шабда (Тиб. sgra, སྒྲ; Санскр. çabdaṃ, शब्दं), согласно [Слово, творящее мир, с. 10].
Вак - Высшая реальность, Бриха (Санскр. bṛhat, बृहत्) - Великий, обширный, согласно [Третья Брахмана, интернет] - неизменное ядро Вселенной, пребывающее для нашего мира и вне его, Речь, творящая саму Вселенную, и обычный человеческий язык, [Слово, творящее мир, с. 52].
Божество Бриха** в Риг-Веде известно в Экзотерических сочинениях как Брихаспати (Санскр. Bŗhaspati, बृहस्पति), главный наследный жрец и Учитель Богов, Отец Богов и Создатель мира.
Его супруга (т.е. более плотный аспект, способный отображать) Тара-Светило (Тиб. Sgrol-ma, སྒྲོལ • མ; Санскр. Tārā, तारा) была похищена Луной-Сомой (Тиб. chang, ཆང; Санскр. Soma, सोम), что и привело к войне между Богами (Тиб. lha.ma, ལྙ • མ; Санскр. sura, सुर) и Асурами (Тиб. lha.ma.yin, ལྙ • མ • ཡིུན; Санскр. Asura, असुर), или Высшими духами, выдохнутыми Брахмой.
[Теософский словарь].

ВАК - Мистическое олицетворение речи и женский Логос, некогда бывшей Единой с Брахмой (Тиб. tshangs nyid, ཚངས • ཉིད; Санскр. ब्रह्मो), создавшим ее из половины своего тела, которую Он разделил на две части как Брама-вирадж:
- Вак, Духовная разумная природа, проявленное выражение Вечной Божественной мыслеосновы;
- Вирадж (Санскр. Virāj, विराज्), Материальная природа; Тиб. rang byung gi khams (རང • བྱུང • གི • ཁམས) – мир природы.
Ср., [Катха упанишада. В кн. Т.Д., Кн. 2, с.. 532]:
Праджапати (Владыка Вселенной) был этой Вселенной.
Вак следовала за ним. Он сочетался с нею…
Она произвела эти создания и снова вошла в Праджапати.
Согласно [Изида, Т. 2, с. 269, 273; Скрижали, с. 85], Вак – это Муже-Женский Адам 1-ой главы книги “Быт” Моисея, [Берешит (Быт) 1:26]:
…וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים, נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ כִּדְמוּתֵנוּ .
И сказал (וַיֹּאמֶר) Бог:
Сотворим (נַעֲשֶׂה – содеим, оживим) человека по образу Нашему [בְּצַלְמֵנוּ – в образе нашем (целем)]
[и] по подобию Нашему [כִּדְמוּתֵנוּ – в подобии нашем (д’ма)]…
Человек как Адамический Прообраз Адам (האדם) при другой группирорвке этих букв получает имя - דמה-א- подобный Алеф (א) – т.е. Начальному.
Ср., [Ишайа (Ис) 14:14]:
אֶעֱלֶה, עַל-בָּמֳתֵי עָב;
взойду на высоты облачные,
אֶדַּמֶּה, לְעֶלְיוֹן
буду подобен (אֶדַּמֶּה) Всевышнему (, לְעֶלְיוֹן - Элион)
[т.е. Вышней Матери Бина (בינה), третьей в Троичности].
[р.Глазерсон, с. 20-21].
И не случайно в Евр. тексте между словами ОБРАЗ и ПОДОБИЕ отсутствует соиз И (Евр. ו), с кодом Творящего 6. Ибо Подобие в данном контексте не является отображением Образа – это отображенная Брамой (Элоיֹּим) Целостность мужского и женского Начал, которые, естественно, есть Он сам, Брама.
Так, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ означают двойственную Целостность мужского и женского Начал, представляющих собой в проявлениях Духовную и Материальную природу Санскр. Вак и Вирадж, отображенные Элоимами (Евр. אלהים), Богами 3-го Тварного мира Формообразований Йецира (יצירה) в Сфере Чувственности.
Возможно, что, именно, под этим разделенным проявлением Каббалистически понимают разделение кли-сосудов (כלי), на Дающих и Берущих, которые есть порождения 1-ой эманацией Абсолюта в страстном желании насладиться [излучаемым Светом]. – Эти желающие сосуды - Единственное, что создано “из Ничего”, из чего состоит все Творение, - миры и их населяющие.
Таким образом, через мощь Вак как Мистическую речь Брама раскрыл Себя и создал Вселенную, т.е. через речь и слова, синтезированные в Слове и Числах [ср., Кабб., Числом, Числами и Перечисленными (древн. Евр. sefer, sapar, sipur - ספר, ספר,סיפור) создан Мир].
Вак – проявление Высочайшего присутствия, Предвечный свет, Сокровенная речь Брамы, которая именуется Шата Рупа (Санскр. Çatarûpâ), т.е. “имеющая сто форм”, Савитри (Санскр. Sāvitrī, सावित्री) или Великая мать Богов и Всего живущего.
[Оккультизм или магия, с. 241; Теософский словарь, с. 85].
Состояние Вак- окрестность второй интеллектуальной Триады [Первая: AUM и двойственная Адити (Тиб. nyi ma, ཉི • མ ; Санскр. Aditῑ, अदिती) или Субъективная вневременнАя вселенная].
Вак - Дух, который сокрыт, Вак - Сокровенная сила мантр (Тиб. Sngags, སྔགས; Санскр. Mantra, मन्त्र), в ее активном проявлении, [ЕПБ].
Вак мыслит, сам себя проговаривая, играя сам с собою (Божественная игра Лила - Тиб. rol-pa, རོལ • པ; Санскр. līlā, लेला) в тонкой игровой активности Ума, согласно [Свами Вишну-Дэв, с. 89]. Он порождает себя как энергетическая волна, как вибрация (Санскр. spanda, स्पन्द) или подрагивание самоорганизующегося узора - первый импульс, согласно [Слово, творящее мир, с. 65-66, 68, 109].
Ср.:
Эволюция начинается мыслящей энергией Логоса [, или Глагола, который, в конечном итоге, проявляется как Космос]… Свет Логоса есть звено между Объективной материей и Субъективной вневременнОй мыслью Ишвары (Тиб. dbang-phyug, དབང • ཕྱུག; Санскр. Īçvara, ईश्वर) или Логоса. В некоторых Буддийских книгах этот Свет называется Фохат или Предвечный Ясный свет [который, проявляясь, становится Санскр. daivī- prakŗti (दैवी-प्रकृति)]. Он есть единый инструмент, которым работает Логос.
[Т.Д., Кн. 1, с. 187, 188].
Вак – пятое Материальное состояние, в котором содержится четвертый - Сверхсознание Туриа (Тиб. bzhi-pa, བཞི • པ ; Санскр. Turīya, तुरीय), [Учитель] или то, что вне Пределов обычной Вселенной, Исток и смысл всего Сущего -сублимированный звук до звука, сама возможность звучания (Санскр Pārаnāda, पारनाद), мистический Высший трансцендентный или беззвучный звук Вечности, первая вибрация, из которой эманирует все Мироздание.
[Танец с Шивой, Словарь].
Четыре вида дифференциации (отображений) Вак - четыре состояния пребывания Единой Женской копии Брамы:
1. Пара (Санскр. Parā, परा) – Парабраман, состояние: вне Нумена всех Нуменов или Истинная, сущностная природа Бытия, вневременнАя Реальность. - Паравак (parāvāk), Высшая речь, которая сводится к абстрактному принципу – способности мыслить или формулировать что-либо в словах вообще, поскольку мысль не существует без словесного оформления.
Трансцендентальный (Тиб. ‘jig-rten-las-‘das- pa, འཇིག • རྟེན • ལས • འདས • པ), Невыразимый (brjod-du med-pa, བརྗོད • དུ • མེད • པ) – состояние непостижимое, Изначально присущее, запредельное Реальное – Чистое сознание. Согласно [Шри Шанкара. Саундарья Лахари (Волна Красоты)], этому состоянию тождественно Единство Третьего и его Женского аспекта (Единство Шивы-Шакти, Тиб. zhi ba-Yum, ཞི • བ • ཡུམ; Санскр. Çiva- Çakti, शिव-शक्ति). .
[Трипура-Рахасья 8.26, 16.52, 71-72, Коммент.].
Уровень Паравак – соединение Вимарши (Санскр. Vimarça, विमश॔), одно из проявлений потока Чистого сознания в состоянии Брахман - функция Чайтанья (Тиб. rig-pa, རིག • པ; Санскр. caitanya. चैतन्य), с Ясным Светом Пракаша (Санскр. Prakāça, प्रकाश), Источником всего Сущего. Это соединение порождает Изначальный еще не слышный звук Nāda (नाढ), который концентрируется в Капле или в Точке-Семени Бинду (Тиб. Тхикле, thig-le, ཐིག • ལེ; Санскр. bindu, बिन्दु), в фонической (звуковой) энергии, согласно [Фёрштайн. Тантра, с. 120; Слово, творящее мир, с. 41, 219, 111-112, 197-198, 212].
2. Пашьянти (Санскр. Paçyantī, पश्यन्ति) – Видящий; Тиб. rNam-par-gzigs ( རྣམ • པར • གཟིགས) – Видящий суть. - Логос и его латентный (сокрытый) Свет - речь, видимая интуитивному зрению. Это недифференцированное звучание, звук как таковой, возникновение стремления у сознания к самовыражению, оно характеризуется тождеством означаемого понятия (Санскр. vācya) и означающего его звукового образа (vācaka). Далее он разворачивается в Идеальную матрицу, - идеальная совокупность всех фонем, Мать овеществившегося. Это состояние соответствует Срединной Речи – Мадхьяма.
3. Мадхьяма (Санскр. madhyama, मध्यम); Тиб. dbu ma (དབུ • མ) – выраженный Свет Логоса, переходная форма, представляющая Голос мысли, звук, в котором дифференциация уже намечена, возникновение речи в Сознании. Вачака и Вачья – Санскр. Самджня (Тиб. ‘du-shes, འདུ • ཤེས ; Санскр. saṃjñā, संज्ञा), согласно [Слово, творящее мир, с. 207], Двойственная речь на Срединной стадии, замкнутая в границах Ментальной сферы.
В этом состоянии понятие, представление, мышление, различающие мысли, ментальный образ - одна из Пустотных или до-Материальных форм (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), наряду с 2, 3 и 7-ой [причинными] Ниданами (Тиб. gleng-gzhi, གླེང • གཞི ; Санскр. Nidāna, निढान), т.е. наряду с мотивацией, мышлением, сознанием, или наряду с:
- Самскарой (Тиб. ‘dus-byas, འདུས • བྱས; Санскр. saṃskṛtā, संस्कृता),
- Виджняной (Тиб. rnam-par-shes-pa, རྣམ • པར • ཤེས • པ; Санскр. vijñāna, विज्ञान),
- Веданой (Тиб. tshor-[ba], ཚོར • བ; Санскр. vedanā, वेदना).
[Психологические аспекты Буддизма, с. 95].
Эта Речь еще не воплотилась во Множество произносимых звуков и соответствующее им Множество объектов, но она уже несет в себе возможность будущего разрыва, будущего дробления (Артха, Тиб. nges don, ངེས • དོན ; Санскр. Artha, अर्थ). [В этом дроблении] дифференциация на означаемое и означающее уже произошла, но она не может считаться окончательной, так как на этой стадии означающее есть нечто психическое, не самое слово, а только образ его. Это Срединная речь. Она создается идеальными проявлениями абстрактной звукосущности Дхвани (Санскр. dhvani, ध्वनि), идеальной звуковой оболочкой (Тиб. sgra, སྒྲ; Санскр. çabdaṃ, शब्दं), в которую облачается Первослово (AUM), лежащей за физическими проявлениями звука.
Срединная речь опирается на Ментальный образ, это речь “про себя”, она тождественна рассудочному мышлению, она – свернутая речь и она составляет сердцевину Сознания; она непосредственно связана с “жизненным дыханием”, выходя за пределы “простого дыхания”. Эта Видящая или Внутренняя речь есть свернутое латентное Слово, стоящее у Истоков мышления; это Высшая ступень речи, достижимая в пределах обычного человеческого мира; она нераздельна и лишена последовательности развертывания.
[Слово, творящее мир, с. 207, .98-99, 254, 261, 85-86; Матанга. В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 36, 102].
Далее Речь “разделяется на совершенные формы”, согласно [Тр. О речении и слове]:
Разделившись на совершенные формы, эта Речь есть Высший вкус Rasa (Тиб. ro gcig, རོ • གཅིག; Санскр. samarasyāḥ, समरस्याः), но в ней “Все одного вкуса, один вкус во всем”, согласно [Далай-лама XIY. Медитация (лекция), интернет]. - Единый вкус всех явлений, чистой игры Абсолюта, [Свами Вишну Дэв, с. 31-32, 98].
Затем проговариваются реально артикулируемые фонемы, слова и фразы, и, вместе с ними, складывается и вся целокупность существующей Вселенной - уровень Грубой, телесной речи Вайкхари.
4. Вайкхари (Санскр. Vaikhari, वैखरि); Тиб. skad (སཀད) – воплощенная речь, Речь, способность говорить (Тиб skad cha shod yag, སཀད • ཆ • ཤོད • ཡག) - сочетание дифференцированных и по месту и способу артикуляции звуков. Это акт речи, произнесение звуков, образующих слова (vācaka), т.е. означающий понятие звуковой образ. Так, это то, что мы произносим, что становится понятным одному из наших физических чувств и может быть подведено под Законы познавания. Это то, что становится объективным, т.е. Внешним миром объектов, то, что обнаруживается в наших ощущениях и представлениях. Только это состояние звука воспринимается внешним ухом.
Каждый вид Вайкхари существует в Мадхьяма.
[Т.Д.; Фёрштайн. Тантра, с. 276-277; Бхартрихари. В кн.:Музыкальная эстетика стран Востока, с. 36, 40].
Каждая из четверичных потенций Вак Сакрально тождественна друг другу и своему Источнику, ибо каждая из них – зеркальное отображение предшествующей степени (ступени), т.е. искажено, или более уплотнено.
Ср., [Мандукья-упанишада]:
Они считают Четвертым то, что не сознает Внутреннего, не сознает Внешнего, не сознает их обоих,
Это и глыба Сознания, это Не-Сознание и не отсутствие Сознания.
Этим четырем формам Вак соответствует четырехструйная из четырех сосков питающая живые существа Священная корова Гаури (Тиб. go rI, གོ • རི; Санскр. gaurī). - Животворящий Святой дух, принцип Огня и Жизнедательной силы. Это “сладкозвучная корова, дающая пищу и воду, питание и поддержку”, согласно [Риг-Веда. В кн.: Т.Д., Кн. 2, с. 528; Т.Д., Кн. 3, с. 523].
И потому Речь следует почитать как молочную корову, согласно [Брахмана 5, 8:1]:
У нее четыре сосца [четыре ритуальных возгласа]:
звук Сваха (Санскр. svāhā, स्वाहा – хвала) - состояние Шивы,
звук Вашат (Санскр. vaśāt, वशात् - отдача),
звук Ханта (Санскр. hanta, ह्न्त),
звук Свадха (Санскр. svadhā, स्वधा - получение).
Двумя из ее сосцов поддерживают жизнь Боги – звуком Сваха и звуком Вашат, звуком Ханта – люди, звуком Свадха – предки.
Жизненное дыхание – ее Бык (Тиб. ba-glang, བ • གླང; Санскр. Mahiҫa, महिश), Разум – теленок (Тиб. glang-bu, གླང • བུ).
Согласно [Ригведа 8.100.11], у Быка, у Великой производительной силы двойственного Начала:
четыре рога (Двойное проявленное Солярное состояние),
три ноги (опора – Сущность изменений, Троица),
две головы (прямое и отображенное состояние Сущности изменений)
и семь рук (число проявленного в Единстве, Кабб., Малый лик).
Он Великий Бык, повязан троекратно, и он ревет*.
Великий Господь вошел в человечьи твари.
И далее, [Карика 131]:
Уже было сказано, что этот Атман**,
Пребывающий внутри говорящего,
Есть внутреннее слово;
Это Великий Бык, соитие с которым всегда желанно.
[Слово, творящее мир, с.198, 255, 268, 188].
Здесь:
*) И он ревет - ллящаяся пульсация spanda порождает Звук М как Единство Пятеричного Сокрытого и Проявленного – [пятеричный] Макара или Панчакарам – Пентагон (символ нашей грубой Пятеричной материи, согласно [Т. Субба Роу]), или 5-ый принцип Человека в восхождении - завершенная структура Мирозданья. Она есть следствие Божественных игр Лила (Тиб. rol-pa, རོལ • པ; Санскр. Līlā, लेला), непроявленного Муже-Женского состояния au (дифтонг части Зова AUM) в процессе Творения (отображения).
**) Атма (Тиб. bdag, བདག; Санскр. Ātman, आत्मन्) - Божественная сущность человека, Единый от Матери-Духа, Божественный проводник.
[Т.Д., Кн. 1, с. 271].
Из Четвертого, из Туриа, т.е. из Паравак, которое Едино со всеми своими четырьмя аспектами, проявляется Тройственность (Шива-Шакти-Предел), наделенная неопределенной протяженностью.
Согласно [Вакья-падия, 1.143]. это:
- она латентна (Сокрыта) или свернута;
- она проявлена в форме Ментального образа желанного предмета, она проявлена (слышима) - она реально произносится, артикулируется, достигая органов чувств слушающего; она обретает форму слогов, когда воздух подталкивается в точках артикуляции; она опирается на дыхание говорящих; [Харивришабха];
- она говорена вслух. Говорение (Санскр. sabhana) – Внутренняя природа, саморефлектирующее (самоотражающее) сознание (pratyavamarşa) [отображающей] Шакти (Тиб. Yum, ཡུམ; Санскр. Çakti, शक्ति), преступившее собственные границы.
Эта Тройственная Речь подобна Иллюзорной видимости Узлов (Корневые ступени Материализации) Сознания, чью протяженность невозможно измерить. Она сияет внутри человеческих существ, благодаря Четвертому состоянию Пара.
[Слово, творящее мир, с. 85, 52, 58, 269, 79].
Так, три состояния Речи “неподвижны и сокрыты в Тайном месте, а человеки изъясняются лишь четвертой”, согласно [Харивришабха. Комментарий к VP, 1.143. В кн.: Слово, творящее мир, с. 57-59, 211].
Речь составляет Природу Познания, согласно [Брахмана 4, 1:1], все познается благодаря Речи.
Ср., [Ригведа 10.125, К Вач-Речи]:
Я – повелительница, собирательница сокровищ,
Сведущая, первая из достойных жертв.
Меня такую распределили боги по многим местам,
[Меня], имеющую много пристанищ, дающую многому войти [в жизнь]…
В Буддизме речь – не просто сотрясение воздуха, а деяние, основанное на помыслах. Человек говорит не мыслями, а действиями. Речь, прибывающая в Природном состоянии – Молчание. В нем – удален безжизненный воздух (с выдохом).
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 168].
Речь звучащая - некая фонетическая сила на уровне энергий, с Внутренними потенциями языка.
Речь – Восьмой (код Сущего и Жизни), что соединяется с Брахманом, становясь Огнем, по родству с Ним. Ср., [Брахмана, гл. 1, 3: 12, гл. 2, 2:3; интернет]:
Когда Речь освобождается от Смерти, она становится Огнем (Тиб. Me, མེ; Санскр. agni, अग्नि).
Выйдя за пределы Смерти, этот Огонь сияет.
Речь – восьмая – соединена с Брахманом – [ибо] речь это восьмое, что соединяется с Брахманом.
Так, Речь – ВОСЬМОЙ, синтез Семеричной проявленной Целостности, которая соединена с Брахманом, Объединяющий круг или второй Логос, женский аспект Макроса. Он проявлен, Он ОДИН, Он тот, “Кто оставлен в стороне от Вселенной Арупа (Тиб. gzugs med, གུགས • མེད; Санскр. Arūpa, अरूप)”, т.е. не-цвет-форма и не-тело-образ в Тибетском изложении – т.е. в стороне от Первого Логоса, от Бесконечности. И дыхание Его есть Свето-Датель. Ибо Великое дыхание есть Абсолютное, Вечное, Вселенское движение, или вибрация, которая дифференцируется в Предвечный, первопроявленный атом (Тиб. rdul phran, རྡུལ • ཕྲན; Санскр. Ану, Aṇu, अणु) или Пуруша (Тиб. skyes-bu, སྐྱེས • བུ; Санскр. Puruşa, पुरुष), Прообраз человеческий предшествующей эпохи Двапара-юга (Тиб. gnyis ldan, གཉིས • ལྡན; Санскр. dvāpara-yuga, द्वापर-युग) – Сознательный вневременнОй Субъект, Эго, существующее в Объективной реальности, т.е. в мире объектов.
[Т.Д., Кн. 1, с. 74; Кн. 2, с. 563; Теософский словарь].
Sher
ПРИМЕЧАНИЯ.
*) Форма Вак используется только в ед.ч. в именительном и звательном падежах. Именительный падеж обозначает деятеля; Звательный падеж обозначает лицо, к которому обращаются. В остальных случаях используют форму Вач, которая изменяется по падежам.
[Санскрит, с. 48, 170].
**) Санскр. Бриха персонифицирован как планета Юпитер (Тиб. phur-bu, ཕུར་བུ).
[Теософский словарь].

ЛИТЕРАТУРА.
1. Трипура-Рахасья или Мистерия за Пределами Троицы. Диалог Даттатреи и Парашурамы, записанный Харитаяной, [Трипура-Рахасья]. Перевод с английского языка и редактирование комментариев: В.Вернигора, сентябрь 2001 г., редакция – июль 2003 г, интернет.
2. Брахманы, интернет.
3. Бхартрихари. Трактат О речении и слове, интернет.
4. Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней Веданты к Кашмирскому Шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. Научно-издат. Центр “Ладомир”, М., 1996, с. 220.
5. Мандукья-упанишада. Атхарваведа, интернет.
6. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
7. Фёрштайн Георг. Тантра. Перевод с англ. Ю.Богдарева. Издательско-торговый дом “Гранд”, Фаир-Пресс, М., 2002, с. 395.
8. Далай-лама XIY. Медитация (лекция), интернет.
9. Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв). Сакральные тайны йоги или власть над реальностью, судьбой и жизнью. Вселенная Джняни. Взгляд из другого мира. Комментарий на избранные шлоки из “Йоги Васиштхи”. М., Амрита, 2010, с. 240.
10. Тибетская Йога и Тайные Доктрины. Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
11. Психологические аспекты Буддизма. Отв. Ред В.В.Абаев, 2-ое изд., Новосибирск, “Наука”, Сибирское Отделение, 1991, с. 182.
12. Тора. М., изд. “Шамир”, 1993г., с. 1135
13. Навиим (Пророки). Ред. перевод Д. Йосифон. “Мосад Арав Кук”, Й., с.494.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
15. р.Глазерсон М. Огненные буквы. Изд. М-Й, 1997, с. 180.
16. Блаватская Е.П. (ЕПБ). Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
17. Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. М., “Эксмо”, 2002, с. 896.
18. Блаватская Е.П. Оккультизм или магия. Перевод с англ. (Великие Посвященные), . М., “Эксмо”, 20006г., с. 800.
19. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и Теософии. В 2-х томах. М., “Эксмо”, 2002.
20. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
21. Музыкальная эстетика стран Востока. Изд. “Музыка”, ред. В.П. Шестакова, 1967г., с. 414.
22. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем.. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
23. Кочергина В.А. Санскрит, [Санскрит]. Учебник для вузов. Московский гос. университет им. М.В.Ломоносова. Изд. Москва, академический проект, 2007г, с. 335.
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (27.06.2017) | Автор: Шер
Просмотров: 570
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]