Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ (из будущего Русско-Тибетского словаря).
ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Tags: Принцип относительности в Тибетском Буддизме Eka-Yāna, Пратитьясамутпада, формула зависимого происхождения – 12 нидан, четыре формы рождения Чатурйони, Трилока, шесть Гати пути и цели пути чувствующего существования и седьмой, авидья, самскара, виджняна, намарупа, чадаятана или шадаятана, спарша, ведана, тришна, танха, упадана или праявастхана, бхава, джати, джарамарана, Праджня, Праджняпарамита, Учение о несубстанциональности, относительность Кармы, Дэвы, Асуры, Манушья, Преты, личность Pudgalalpurusha, элементалы или первоэлементы, животные, пять мудростей Праджни.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ (Тиб. кип rdzob, ཀུན • རྫོབ; Санскр. sāṃvṛtam, सांवृतम्) - то, что окутывает Абсолютную Единую реальность пеленой зависимостей, маревом обмана, [Андросов В.П. Буддийская классика древней Индии, интернет]. - Обусловленное условие возникновений и невозникновений явлений, [Мипам Ринпоче Взаимозависимое возникновение, интернет]. Это один из базовых принципов Тибетского Буддизма [YI-Y вв до н.э. – годы проявленной жизни Будды Шакьямуни (Тиб. Sangs-rgyas ston-pa Saкyя-thub-па, སངས • རྒྱས • སྟོན • པ • སཀྱ • ཐུབ • པ; Санскр. Buddha Śākyamuni, बुद्ध-शाक्यमुनि)], разработанный согласно теории взаимозависимого возникновения Пратитьясамутпада (Тиб. rten cing ‘brel bar ‘byung ba, རྟེན • ཅིང • འབྲེལ • བར • འབྱུང • བ; Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद) в попытке уяснить причины страдания дукха (Тиб. sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ; Санскр. duḥkha, दुःख) и способы избавления от него.
Есть различные формулировки концепции Пратитья-Самутпада, например:
Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то,
если это исчезает, то исчезает и то.
Причинность лишена Самосущего, и отсюда я говорю о Пустоте (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnya, शून्य), [Нагарджуна. Двенадцать врат, интернет], т.е. о зародышевом, реальном вне-временнОм состоянии градаций Высшего нематериального трансцендентного пространства - "Ничто с возможностью Нечто”. - Пустота означает взаимозависимое происхождение, согласно [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].

Согласно [Абхидхармакоша 4.3], при отсутствии Причины ничто не возникает,
… Жизнь тоже нереальна, (так как) все вещи относительны (букв.: "возникают от причин");
Так, эта концепция излагается на основе Учения о несубстанциональности (Тиб. bgrod-gcig-pa, བགྲོད • གཅིག • པ; Санскр. eka-yāna, एक-यान), т.е. о Не-сущностности, не самостоятельной самой по себе, вечной и непрерывно возникающей и распадающейся.
Доктрина Причинности, данная Буддами, зовется Глубочайшей Истиной.
[ТАКИМ ОБРАЗОМ], ИДЕЯ ВСЕОБЩЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЕСТЬ ИДЕЯ О ПУСТОТЕ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ НИ СТАТУСА СУЩНОСТИ, НИ СВОЙСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ИЛИ НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ, [Андросов В.П. Трактаты Нагарджуны, интернет].
Относительность – не что иное, как номинальный [т.е. фиктивный, являющийся таковым по одному лишь названию] "Срединный путь" приближения к Реальности (Тиб.chos-nyid, ཆོས • ཉིད), т.е. к действительному положению вещей, к тому, что есть на самом деле [Тиб. Язык, с. 120, 213], что не подвержено изменениям… Это истинная природа (Тиб. de-kho-na [-nyid] (དེ • ཁོ • ན • ཉིད; Санскр. tattva, तत्त्व), Вселенская психическая суть.
Срединный путь означал в раннем Буддизме избежание крайностей Материализма (uchchhedavada) и учения о вечной душе (shasvastavada). Его позитивным содержанием было учение об отдельных элементах дхармах (Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म), являющимися причинами возникновения (Тиб. ‘byung-rgyu, འབྱུང • རྒྱུ). Ибо в Буддизме индивидуальное существование цепи перевоплощений составляют психофизические совокупности (Тиб. phung-po, ཕུང • པོ, skem-byed, སྐེམ • བྱེད; Санскр. skandha, स्कन्ध) - поток последовательных психических элементов (дхарм) или элементов Бытия.
Будды учили, что понять относительность всех искусственных концепций – это единственный путь освободиться от них.

[Концепция Буддийской Нирваны. В кн.: Ф.И.Щербатской. Избранные труды по Буддизму. М.: "Наука", 1988, интернет].
ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА ПОСТУЛИРУЕТ:
I. В мире перерождений всё обусловлено.

Буддизм утверждает, что объекты существуют не сами по себе, а по отношению к другим объектам.
Так, непосредственная причина внешних (всегда спотанных, т.е. естественных) проявлений - это период Пустоты предыдущей Мировой системы. За этими проявлениями стоит [причинно-следственная] Кармическая сила (Тиб las, ལས; Санскр. Karma, कर्म).
[Отрывки из книги "Интервью с Далай-Ламой", интернет].
В соответствии с Принципом относительности, движение, например, трамвая существует только по отношению к удаляющимся объектам местности. В соответствии с идеей взаимозависимости всего сущего объекты не могут быть определены абсолютными терминами, их можно определить только по отношению к другим объектам.
Так, пассажиры, которые находятся в движущемся с постоянной скоростью трамвае с заклеенными окнами, не смогут определить с помощью каких-либо измерений или экспериментов, едет трамвай или стоит. Это возможно выяснить, только если в окнах будут видны удаляющиеся объекты окружающей действительности. ЕСЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕШНЕЙ ТОЧКИ ОТСЧЕТА, ТО ДВИЖЕНИЕ РАВНОЗНАЧНО НЕ ДВИЖЕНИЮ.
[Мэтью Рикард и Тринх Ксан Тхан. «Квантовая частица и цветок лотоса, интернет].
II. Нет ни причин, ни следствий, ибо причины и следствия – не реальны и не рождены.
Так, согласно Трактату по запредельной индивидуальной логике опыта мистического постижения:
Исходя из принципа Единой Сферы, причина, созданная каким-либо действием или мыслью, не порождает следствие, а лишь является катализатором, способствующим появлению уже существующих во времени и пространстве новых Вселенных с другими характеристиками, возможностями и событиями. (Но "результат напоминает причину”, т.е. След - по родству, по образу и подобию Причине: …Тиб. ‘bras-bu-ni-rgyu’i-rjes-su-byed-pa-bzhin-no).
[Маха-паранирава-сутра. Притча Будды о Внутреннем я. В кн.: Тиб. язык, с. 152-154, 181-182]).
Таким образом, будучи катализатором, причина не прямо порождает следствие, а опосредованно … Это означает, что каждое значимое действие, создающее весомую причину, является актом творения новой Вселенной с новым полем возможностей.
Поэтому определенное действие, создавшее причину, не жестко порождает следствие, а стимулирует и проявляет (актуализирует) уже существующую новую Вселенную или новую ветвь Вселенных с другим Кармическим видением и, соответственно, новые узлы событий в Кармическом видении индивида (которые ему кажутся следствиями, возникшими в его старой Вселенной Кармического видения).
Такое проявление происходит за счет сдвига сознания в новую Вселенную другого Кармического видения, с похожими параметрами, но небольшими отличиями в частностях. Чем более весомым является мироощущение, сопровождающее действие, тем больший сдвиг происходит в более отдаленную новую Вселенную Кармического видения, и, соответственно, возникают большие отличия в качествах и характеристиках последующих узлов-событий.
Само же действие не является жестко определяющим будущие причины и следствия, поскольку оно всего лишь ОТКРЫВАЕТ ДОСТУП К НОВЫМ ВЕТВЯМ иных Кармических вселенных с новыми возможностями и характеристиками.
ЭТИМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНА ПРИЧИН-СЛЕДСТВИЙ – РАЗЛИЧИЕ В КАРМИЧЕСКОМ ВОЗДАЯНИИ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ) ЗА ОДИН И ТОТ ЖЕ ПОСТУПОК ДЛЯ РАЗНЫХ СУЩЕСТВ.
ЭТИМ ТАКЖЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ РЕЛЯТИВИЗМ ЦЕННОСТЕЙ (РАЗЛИЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО И ГРЕХОВНОГО, ЧИСТОГО И НЕЧИСТОГО, ПРАВИЛЬНОГО И НЕПРАВИЛЬНОГО, ДОБРОГО И ЗЛОГО) ДЛЯ БОГОВ, СВЯТЫХ ЙОГОВ И ДАЖЕ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ ДУХОВНЫМ КУЛЬТУРАМ.
[Парасаттарка логика, интернет]
III. Определена не сущность явления, но лишь условия его возникновения и невозникновения. Эти обусловленные условия возникновения и невозникновения явлений есть 12 нидан (Тиб. gleng-gzhi, གླེང • གཞི; Санскр. nidāna, निढान), 12 Причин существования [или возникновения страданий Дукха] или цепь Причинности - сцепление Причины и Следствия во всем ряду существования через 12 звеньев.
Это фундаментальная догма Буддийской мысли, "понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая Пустоту существования и подготовляя ум к Нирване” (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण)" (Эйтель, "Sans. Chin. Dict."), т.е. к тому, что выходит за рамки страданий [т.е. за рамки нашей Сферы Чувственности (3-ий Логос)]. Ниданы относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной метафизической системы.
Каждая Нидана характеризует определенное психическое состояние, часть Нидан содержится в памяти и сознании человека, другая часть – за пределами его нынешней жизни.
Порядок 12 звеньев таков:
1. Джати
(Тиб. skye ba, སྐྱེ • བ; Санскр. jāti, जाति), или рождение (появляется из Становления Бхава - 3-я нидана), согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и реинкарнации. - Четыре формы рождения Чатурйони (Санскр. caturyonī, चतुर्योनी) [то же, что Кармайя (Санскр. Karmaya, कर्मय)], четыре способа вступления на Путь рождения, как обусловлено причинно-следственной связью Карма:
- рождение из чрева – как у людей и млекопитающих;
- рождение из яйца – как у птиц и пресмыкающихся;
- от влаги и зародышей воздуха – как у насекомых;
- мгновенным самопреображением – как [тот, чья Сущность (Сатва) стала Разумом (Бодхи)] Бодхисаттвы (Тиб. Byang-chub-sems-dpa’, བྱང • ཆུབ • སེམཨ • དཔའ; Санскр. bodhisattva, बोधिसत्त्व) и Боги (Санскр. Anupādaka. अनुपादक), т.е. неимеющие родителей, Самосущие, Саморожденные.
Экзотерически, каждый вид ставит рожденного в одну из шести Гати пути и цели пути чувственного существования (3-ий Логос), но, Эзотерически – Семь гати, Седьмое – состояние Нирманакайя (Тиб. སྤྲུལ • སྐུ; Санскр. nirmaṇkāya, निर्माणकाय), 3-е Тело Будды, явленное тело воплощений - Земные творцы, мирские представители Высших сил.
Шесть Гати подразделяются на две группы:
I. Три Высших:

1. Дэвы (Тиб. Lha, ལྷ; Санскр. Deva, देव) - лучезарные Божества;
2. Асуры (Тиб. lha.ma.yin, ལྙ • མ • ཡིུན; Санскр. Asura, असुर) - Высшие духи, выдохнутые Брахмо (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो);
3. Бессмертные люди (Тиб. mi, མི; Санскр. manuṣya, मनुष्य) - Прародители человечества, вдохновляющие Разумы за пределами [обители Богов] Священной горы Меру (Тиб. ri'i rgyal po ri rab, རིའི • རྒྱལ • པོ • རི • རབ; Санскр. Meru, मेरु), т.е. за пределами центра Мира, матрицы Вселенной.
II. Три Низших пути, экзотерически:
1.Существа Адов - все измерения переживаний в целом от человеческих эмоций (индивидуальные Кармические следы) до подлинного мира (коллективные Кармические следы). Коренная эмоция Ада – гнев, согласно [Тибетская Йога Сна и Сновидений, с. 18];
2. Преты (Тиб. yi dags, ཡི • དགས; Санскр. pretān, प्रेतान्) – голодные духи, посмертные оболочки жадных и самостных людей (т.е. элементарий), которые в Духовном теле [в промежуточном состоянии после Смерти] в мире Бардо (Тиб. Bar-do, བར • དོ; Санскр. antarabhāva, अन्तरभाव) формируя ложное заключение о том, что пребывание в Бардо желательно и постоянно, привыкают к Бардо и перестают развиваться духовно, [Тибетская книга мертвых, с. 152].
3. Животные (Тиб. dud-’gro, དུད • འགྲོ; Санскр. vanacara, वनचर). Они созданы из Материи и двуполого Астрального света, и они предшествуют человеку на Земле. Они имеют латентный зародыш высочайшей Бессмертной души, который разовьется после ряда бесчисленных эволюций;
Но, Эзотерически, три Низших пути это:
1. Иллюзорное, временнОе, текучее, преходящее состояние Личность (Тиб. gang zag, གང • ཟག; Санскр. Pudgalalpurusha) в нашей Сфере Чувственного, в Сфере желаний Камалока (Тиб. ‘dod. khams, འདོད • ཁམས; Санскр. Kāmaloka, कामलोक, Kāmadhātu, कामधातु);
2. Элементалы (Тиб. ’gro-ba, འགྲོ • བ; Санскр. bhūta, भुत, tanmātrā, तन्मात्रा) или Первоэлементы – следствия творения рудиментарных Начал, т.е. всего Сущего, Мира. Это первая дифференциация Всемирной нераздельной субстанции или Тонких элементов Природы, из которых возникли грубые элементы;
3. Животные.
[Теософский словарь, с. 454, 120].
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое рождение?
Любое появление, начинание, происхождение, возникновение, появление совокупностей и обретение чувственных опор различных существ в той или иной группе называется рождением.
2. Джарамарана
(Тиб. rga-shi, རྒ • ཤི; Санскр. jarämaraṇa, जरामरण), или старение и смерть (возникает от рождения Джати - 1-ая нидана), следующие за зрелостью [пяти групп атрибутов, составляющих индивидуальное существование] скандх; они имеют изменчивую природу, лишены собственной независимой сущности, т.е. они пусты от постоянного, неподверженного рождению и разрушению «я». - Форма, чистые чувства, восприятия-ощущения, духовные склонности и воля, сознание-разум.
Когда скандхи начинают разъединяться и слабеть, следует джарамарана - коррелят 1-ой Благородной Истины о Страдании Дукха (Тиб. sdug bsngal bden-pa, སྡུད • བསྔལ • བདེན • བ; Санскр. dukha satya): Жизнь есть страдание или скорбь, ибо страдание – непременное условие Феноменального существования, т.е. "того, чем все является”, [Алмазный путь, интернет].
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое, монахи, старение и смерть?
Любое увядание, дряхлость, разбитость, упадок жизненной силы, ослабевание способностей в той или иной сфере – это и называется старением.
Любое прекращение, разрушение, исчезновение, прекращение жизненной силы любых существ в той или иной группе называется смертью.
3. Бхава
(Тиб. srid-pa, སྲིད • པ; Bhāva, भाव) – Становление (возникает из цепляния и удержания Упадана - 4-ая нидана). - Кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее существо к рождению в той или иной форме существования в Трех мирах Трилокья (Тиб. srid-gsum, སྲིད‍ •‍ གསུམ, khams-gsum, ཁམས • གསུམ; Санскр. Tri-loka, त्रिलोक, Trayaloka, त्रयलोक, tribhuvana, त्रिभुवन) и в мире чувствующих Гати (Тиб. 'gro ba, གྲོ • བ; Санскр. gati, गति). - Это будущая Судьба в этой жизни, предопределяющая ее следующее рождение и сам акт этого рождения.
Ср., согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое становление?
Есть три вида становления – становление в мире чувств, становление в мире форм, становление в мире без форм. Это называется становлением.
Так, эти Три мира Трилокья таковы:
- мир страстей, или наш мир (Тиб. ‘dod. khams, འདོད • ཁམས; Санскр. Kāmaloka, कामलोक , Kāmadhātu, कामधातु) -3-ий Логос;
- мир форм, где существа обладают формой, но не имеют физических тел (Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས • ཀྱའི • ཁམས; Санскр. Rūpaloka, Rūpadhātu) – 2-ой Логос;
- мир бесформенного, где обитают Высокие духи (Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས; Санскр. Arūpaloka, Ārūpadhātu) – 1-ый Логос.
[Буддийская энциклопедия, интернет].
4. Упадана/праявастхана (Тиб. nyer len, ཉེར • ལེན; Санскр. upādāna, उपादान) - цепляние и удержание (появляется из жажды Тришна - 5-ая нидана). - Привязанность, обретение, узы - субстанциональная (основная) причина возникновения страданий (дуккха), проявляющаяся посредством скандх, [Википедия, интернет]. Это созидающая причина Бхавы, которая, таким образом, становится причиною Джати (рождения), которое есть следствие; и эта созидающая причина есть привязанность к жизни. В этом смысле она предшествует бытию человека и предопределяет его.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое цепляние и удержание?
Есть четыре вида цепляния – цепляние к чувствам, цепляние к воззрениям, цепляние к обетам и практике, цепляние к идее о своем «Я». Это называется цеплянием.
5. Тришна
(Тиб. sred pa, སྲེད • བ; Санскр. tŗşņā, तृष्णा) - Любовь чистая, либо нечистая: жажда, желания (проявляются как инстинкты, страсти, психологические установки), вожделение (танха - это состояние ассоциируется с сексуальностью, которая пробуждается в 16-17 лет; она возникает из ощущений Ведана - 6-ая нидана).
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое жажда?
Есть шесть видов жажды – жажда к формам, жажда к звукам, жажда к запахам, жажда к вкусам, жажда к тактильным ощущениям, жажда к идеям. Это называется жаждой.
6. Ведана
(Тиб. tshor-[ba], ཚོར • བ; Санскр. vedanā, वेदना) или чувствование (возникает из контакта Спарша - 7-ая нидана). - Восприятие посредством чувств, что есть одна из пяти скандх или привязанностей. Привязанности подвержены страсти, но необходимы для создания личности: восприятия-ощущения, представления, совокупность различающего восприятия (Тиб.: ‘du shes kyi phung po, འདུ • ཤེས • ཀྱི • ཕུང • པོ; Санскр. saṃjñā-skandha, संज्ञा-स्कन्ध). – Это ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейтральные. Этот этап проявляется через два года после рождения и продолжается довольно долго.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое чувствование?
Есть шесть видов чувствования – чувствование глазом, чувствование ухом, чувствование носом, чувствование языком, чувствование телом и чувствование умом. Это называется чувствованием.
7. Спарша
(Тиб. reg pa, རེག • པ; Санскр. sparça, स्पर्श) - чувство осязания (возникает из шести органов чувств шад-аятана - 8-ая нидана), одна из пяти сил постижения, 20-ая таттва (Тиб. de-kho-na [-nyid], དེ • ཁོ • ན • ཉིད; Санскр. tattva, तत्त्व) принципа Реальности Вселенской психической сути, истинной природы Реальности.
Спарша характеризуется соприкосновением элементов: Cознания (Виджняна - 10-ая нидана), (объективных, т.е. временнЫх элементов) Нама-рупы (9-ая нидана) и шести органов чувств (8-ая нидана). С этого момента, согласно учению Пратитьясамутпада, живое существо, находясь еще в эмбриональном состоянии, начинает переживать окружающий мир как объективный, т. е. видит, слышит, осязает и т. д., но не испытывает при этом каких-либо положительных или отрицательных эмоций.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое контакт?
Есть шесть видов контакта – контакт глаза, контакт уха, контакт носа, контакт языка, контакт тела и контакт ума. Это называется контактом.
8. Чадаятана или Шад-аятана
(Тиб. skye-mched drug, སྐྱེ • མཆེད • དྲུག; Санскр. Ṣaḍāyātana, षडायतन) - шесть органов чувств (возникают из Намарупа - 9-ая нидана). - Шесть врат в человеке для восприятия ощущений: глаз, ухо, нос, язык, тело-осязание, ум, согласно [Третья проповедь Будды]. Это составляющие «формы», функционирующие как двери для связи с внешним миром.
9. Намарупа (Тиб. ming gzugs. མིཏ • གྲུགས; Санскр. nāman rūpa, नामन्रूप) - личность, т.е. форма, имеющая название. - Символ нереальности материальных феноменальных явлений (имя-и-форма, возникающих из сознания - 10-ая нидана). На этом этапе констатируется наличие всех чувственных и нечувственных элементов. - След деятельности в прежних рождениях (это сказывается на сочетании семени с кровью).
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое имя-и-форма?
Чувство, восприятие, намерение, контакт и внимание – это называется именем.
Четыре великих элемента и форма, основанная на четырех великих элементах, – это называется формой.
Вот что такое имя-и-форма.
Четыре великих элемента
(Тиб. ’gro-ba, འགྲོ • བ; Санскр. bhūta, चतुर्भुत, tanmātrā, तन्मात्रा) - Вечная первооснова всего Сущего:
- земля Бхуми (Тиб. Sa, ས; Санскр. bhumi, भुमि), но, согласно [Фёрштайн. Тантра, с. 103-107], земля Притхиви (Тиб. sa cha, ས • ཆ; Санскр. pṛthivī, पृथिवी) [элемент Земли], 36-я таттва - принцип, производный от Тонкого элемента обоняния;
- вода (Тиб. Chu, ཆུ; Санскр. āpas, आपस्), 35-ая таттва - принцип Текучести, производный от Тонкого элемента вкуса;
- огонь (Тиб. Me, མེ; Санскр. agni, अग्नि), [ср., Тиб. Mi (མི)– человеческое существо], 34-ая таттва - принцип Созидания, производный от Тонкого элемента зрения;
- воздух (Тиб. rlung, རླུང; Санскр. Vāyu, वाभु), 33-я таттва - принцип Подвижности, производный от Тонкого элемента осязания. - Чистый дух, одетый в Акашу (Тиб. nam mkha, ནམ • མཁ; Санскр. ākāça, आकाश), т.е. в Высший эфир - Изначальную субстанцию, Тонкую, сверхчувственную духовную сущность, наполняющую все Пространство, 32-ую таттву - принцип Пустоты, производный от Тонкого элемента звука.
Форма (Тиб. gzugs, གྲུགས; Санскр. rūpa, रूप) или пять групп атрибутов, составляющих индивидуальное существование - Скандхи (Тиб. gzugs-kyi phung-po, གཟུགས • ཀྱི • ཕུང • པོ; Санскр. rūpa-skandha). - Физические и умственные явления существования, решающие элементы Становления, но они Конечны, они - форма (Санскр. rūpa).
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 40, 43].
Но все явленное – преходяще, т.е. иллюзорно. В своей до-Материальной Реальности явленное или форма – Корневое зародышевое состояние, которое мы называем Пустотой.
Так, согласно [Сутра Сердца. В кн.: Тиб. язык, с. 79-80, 174; Практика Дзен, с. 39], Будда сказал:
Форма есть пустота (gzugs-stong-pa’o, གཟུགས • སྟོང • པའོ)
пустота и есть форма (stong-pa-nyid-kyang gzugs-so, སྟོང • པ • ཉིད • གྱང • གཟུགས • སོ).
Форма не отличается от Пустоты
(gzugs las kyang stong-pa nyid gzhan ma yin no, གཟུགས • ལས • གྱང • སྟོང • པ • ཉིད • གཞན • མ • ཡིན • ནོ),
а Пустота не отличается от Формы
(stong-pa-nyid las kyang gzugs gzhan ma yin no, • སྟོང • པ • ཉིད • ལས • གྱང • གཟུགས • གཞན • མ • ཡིན • ནོ).
Вот что такое имя-и-форма.
[Кёнчок Чжигмэ Ванпо. «Прекрасное украшение трёх Колесниц». Концепция ступеней и путей; Третья проповедь Будды],
10. Виджняна (Тиб. rnam-par-shes-pa, རྣམ • པར • ཤེས • པ; Санскр. vijñāna, विज्ञान) - различающее познание (возникает из опыта - 11-ая нидана). - Высшее знание в потоке Сознания в состоянии Пустота (Тиб. Stong-pa-nyid; Санскр. Çūnya) и Бесконечность (Тиб. mtha’-yas, མཋའ • ཡས; Санскр. jñānamanaṃtaṃ, ज्ञानमनंतं), способность к познанию, связанная с различением истинного и ложного, а также с определением места и роли каждого элемента в системе Мироздания. Поток сознания переносит отпечатки и позволяет им созревать с семенами действий в виде Кармических привычных тенденций.
В Буддизме Виджняна отождествляется с Сознанием, обозначая, в широком смысле, всю интеллектуальную активность, а в узком смысле – шесть видов чувственных восприятий: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и ментальное, [Третья проповедь Будды. Редакция Надежды Богдановой, интернет].
Виджняна - совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве. Это сознание определяет Новое рождение.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое сознание?
Есть шесть видов сознания – сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела и сознание ума. Это называется сознанием.
11. Санскара
(Тиб. ‘du-byed, འདུ • བྱེད, 'dus-byas, འདུས • བྱས; Санскр. Saņskāra, संस्क।र) - букв.: сумма сделанного. - Мотивация, создающая Силы, волевой импульс, действие на плане Иллюзии. Это очертание цепи (сочетание элементов, представляющих действия и поступки человека, в том числе, возникающих из Неведения - 12-ая нидана). Эта нидана определяет образ жизни и характер личности в новом рождении, которое определяется элементом Сознание (10-ая нидана Виджняна) как новое рождение или не-рождение на этом плане Бытия.
Самскара представляет собой совокупность привычек и стандартных реакций, которые проявляются рефлекторно на бессознательном уровне, то есть это своеобразные «родимые пятна прошлого», которые формируют наше сознание в настоящем.
Комбинация дхарм (элементов Бытия как причин возникновения) в последний момент перед смертью является результатом всех предшествующих деяний в течение всей жизни и в том случае, если волнение дхарм не прекращено. Их конфигурация, очертания (санскары) определяют образ жизни, характер личности в "новом рождении", которое так же, как и предыдущее, определяется элементом Сознание (10-ая нидана Виджняна) как новое рождение или не-рождение на этом плане Бытия.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое сформированный опыт?
Есть три вида сформированного опыта – телесный опыт, словесный опыт и умственный опыт. Это называется сформированным опытом.
12. Авидья
(Тиб. Ma-rigs-pa, མ • རིགས • པ; Санскр. Avidya, अविद्य) - отсутствие истинного восприятия или невежество относительно Истинной природы вещей и вера в реально существующее «Я», которое является Причиной. Это Начальное звено цепи омраченности Материей. Оно – Изначально и не имеет Причины.
Когда в Пратитьясамутпаде речь идет об "омраченности", констатируется тот факт, что в рамках рассматриваемого континуума дхарм [т.е. состояния прототипа некоторого множества измененных состояний в непрерывном потоке Становления Сантаны (Тиб. bsam-gtan, བསམ • གཏན; Санскр. saņtāna)], которые, сочетаясь, составляют человека и все переживаемое им, изначальное волнение элементов не остановлено, не прекращено. Каждое действие, каждый поступок человека, которые могут быть описаны как определенное сочетание дхарм, однозначно представляют тот порядок элементов, который возникает в следующий момент.
Согласно [Третья проповедь Будды]:
И что такое неведение?
Неведение – это незнание Четырех Благородных истин: истины о страдании, истины о причинах страдания, истины о прекращении страданий и истины о пути, ведущем к прекращению страданий.
Это и называется невежеством.
[Теософский словарь; Психологические Аспекты Буддизма, с. 92-94; Третья проповедь Будды, интернет].
Таким образом:
- 1-2 ниданы (рождение, старение и смерть) – Кармические следствия будущего.
- 3-5 ниданы (становление, цепляние и удержание, любовь и вожделение) – Кармические причины настоящего.
- 6-10 ниданы (чувствование, контакт, шесть органов чувств, имя-и-форма, сознание) – Кармические следствия настоящего.
- 11-12 ниданы (сформированный опыт, неведение) - Кармические причины прошлого.
Абсолютное знание нидан и власть над ними - четвертая неограниченная форма Мудрости (Тиб. Shes-rab, ཤེས• རབ; Сàíñêð. Prājňa, प्राज्ञ) различающего ума, Внутреннего видения, достигаемого Архатом (Тиб. dgra-bcom-pa, དགྲ • བཅོམ • པ; Санскр. Arhat, अर्हत्), "превосходящим смерть”. - Одна из 4-х модификаций Виджняны (10-ой ниданы), связанных с преобразованием четырех видов сознания и четырех [из 5-ти групп атрибутов, составляющих индивидуальное существование] скандх (Тиб. phung-po, ཕུང • པོ; Санскр. skandha, स्कन्ध), эфемерных феноменов Вселенского сознания, которыми достигается трансформация основного принципа Сознания.
Пятая мудрость - чистое запредельное Знание Будды, реализация Универсального Закона (Тиб. chos-khams-ye-shes, ཆོས • ཁམས • ཡེ • ཤེས; Санскр. dharma-dhātu-jñāna, धर्म-धातु-ज्ञान), полная сумма и источник четырех Мудростей.
Так, эти пять мудростей таковы:
- трансцендентальная мудрость Дхармадхату (Тиб Chos-[kyi]-dbyings, ཆོཨ • ཀྱི • དབྱིངས; Санскр. Dharmadhātu, धर्मधातु), т.е. содерждания Дхармы-Закона, Универсальной Матрицы, с Пространством, подобным Природному, из которого происходят все дхармы. Это Мудрость сферы существования, способная распознать фундаментальное Единство всего сущего, несмотря на различия внешнего проявления;
- активная Всезавершающая мудрость природы действительности, побуждающая к достижению цели;
- Высшая освобождающая мудрость всех будд (Тиб. Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa, ཤེར • རབ • ཀྱི • ཕ • རོལ • ཏུ • ཕྱིན • པ; Санскр. Prajñāpāramitā), Мудрость распознающая, которая обусловливает ясное знание всех объектов с присущими им особенностями; Мудрость, переправляющая через поток круговорота Бытия Сансара (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. Saṁsāra, संसार);
- Зерцалоподобная мудрость (Тиб. me long lta bu’i ye shes, མེ • ལོང • ལྟ • བུའི • ཡེ • ཤེས) или Великое Зеркало (Санскр. махадарща-джняна-сампраюкта-читта-варга), которое отражает формы всех вещей, не касаясь их и не увлекаясь ими, и не приходя от них в движение.
- Мудрость коренного равенства всех существ - Чистый принцип чувствования, являющийся его атрибутом, он превращает в любовь и сострадание ко всем живым существам в чувство тождественности. Эта отождествляющая мудрость выявляет общий характер всех вещей, идентичность их природы.
Пять видов Мудрости – это Истинная природа пяти видов мешающих чувств. Путем преобразования обычного восприятия гнев узнается как зеркалоподобное состояние, гордость становится равностной мудростью, привязанность – умением проводить различия, ревность превращается в искусство накапливать и усваивать опыт, а запутанность – во всепроникающее глубокое ви`дение. Различающая мудрость показывает мир явлений, все его детали и то, как они взаимодействуют.
[Лама Анагарика Говинда. Основы Тибетского мистицизма; Александра Давид-Неэль. Посвящения и посвященные в Тибете, интернет; Алмазный Путь. Глоссарий, интернет].
Согласно [Третья проповедь Будды] обусловленные условия возникновения и невозникновения явлений, происхождение всего того, что порождает страдания можно прекратить: если полностью избавиться от привязанностей и прекратить так неведение (12-ая нидана Авидья), то прекратится и сформированный опыт (11-ая нидана Самскара). С прекращением сформированного опыта прекращается сознание (10-ая нидана Виджняна). С прекращением сознания прекращаются имя-и-форма (9-ая нидана Намарупа). С прекращением имени-и-формы прекращаются шесть органов чувств (8-ая нидана Чадаятана). С прекращением шести органов чувств прекращается контакт (7-ая нидана Спарша). С прекращением контакта прекращается чувствование (6-ая нидана Ведана). С прекращением чувствования прекращается жажда (5-ая нидана Тришна). С прекращением жажды прекращаются цепляние и удержание (4-ая нидана Упадана). С прекращением цепляния и удержания прекращается становление (3-я нидана Бхава). С прекращением становления прекращается рождение (1-ая нидана Джати). С прекращением рождения прекращаются старение и смерть (2-ая нидана Джарамарана).
Так исчезают несчастья и тревоги, боль, горе и отчаяние, и прекращается вся совокупность страданий (дукха).
Так сказал Благословенный. И монахи с радостью в сердце приняли сказанное им.
[Третья проповедь Будды. Редакция Надежды Богдановой, интернет].
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (05.11.2017) | Автор: Шер
Просмотров: 74
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]