МАЛЕНЬКИЕ ПРОЗРЕНИЯ ИЗ КНИГИ ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ
(Арабск. كتاب ألف ليلة وليلة).
6. Ад и Рай (جهنم وجنة).
Истинные мудрецы верно говорили,
что Рай и Ад - в наших сердцах.
[Интернет].
Tags: Ад и Рай, Света Нур и Олам, функция ОР, устойчивая восьмеричность Мирозданья, символы четырех тварных миров, Райское древо, состояние Возлюбленного, творческое Начало Небесной сладости, Отмеривающий, раб Аллаха.
Ад и Рай “стоящих под Древом познания крайностей Добра и Зла”, причем Ад - “стоящих в тени от черного дыма”, а Рай - “стоящих в тени распростертой”, согласно [К 56:30 (29), 26 (27), 40 (41)-42 (43)] - это имена состояний крайностей в терминах Двойственности.
А что говорит об этих именах Суфийская мудрость ТЫСЯЧА И ОДНОЙ НОЧИ? – Попробуем разобраться.
ГЛАВА 1. АД И РАЙ.
ТЕКСТ СКАЗКИ.
I. Рассказ об Аджибе и Гарибе.
… И тогда Гариб вытащил свой губящий меч и ударил им (царя) Тарканана, и тот упал на землю двумя половинами, и поспешил Аллах отправить его дух в огонь (О, как скверно это обиталище!)…
[Книга 1000 и 1 ночи. Рассказ об Аджибе и Гарибе, Т. 6, с. 176].
КОММЕНТАРИЙ.
1. И тот упал на землю двумя половинами. – Состояние РАССЕЧЕННОСТЬ - наше двойственное восприятие Земного мира.
2. О, как скверно это обиталище! - аллюзия на Кор'анические стихи, в частности, согласно [К 2: 202 (206)…]:
فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ …
…Довольно же с него геенны (جَهَنَّمُ - джаханнум), и скверное она пристанище!
Согласно преданиям, Ангел смерти, получивший имя Азраил (‘Изра’ил, عزرائيل ), согласно [Ислам. Энциклопедический словарь, с. 92] - один из четырех ангелов*, упоминаемых в Кор’ане.
Азраил - это Дух смерти. Когда он приходит, наступает смерть всего и разрушение.
[Инайят Хан. Метафизика, интернет].
Перед праведным мусульманином Азраил является в образе друга, перед неверующим - в образе чудовища. Образ Азраила присутствует в Иудейской и Мусульманской эсхатологии**.
[О.Н. Интернет].
Здесь:
*) Наряду с ‘Изра’ил (عزرائيل), наиболее приближенные (Арабск. мукаррабун, الْمُقَرَّبُون) ангелы к Аллаху, восседающие на ложе Света:
- Михаил (Микал, مِيكَالَ), Руководитель Небесного войска, т.е. противодействующих созидательных сил;
- Гавриил (Джибраил, جِبْرِيل), Высший вестник;
- Исраил (اسْرَائِيل) или Исрафил (إسرافيل), вестник Страшного Суда и первый спутник Мухаммада (مُحَمَّدٌ).
**) эсхатология - система религиозных взглядов и представлений о Конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.
[Википедия, интернет].
3. И поспешил Аллах (اللَّهُ) отправить его дух в огонь - аллюзия на Кор'анические стихи [К 3:144 (151), 3:196-198…]:
وَمَأْوَاهُمُ النَّارُ وَبِئْسَ مَثْوَى الظَّالِمِينَ …
Убежище их – огонь* (النَّارُ), и скверно пребывание нечестивых** (الظَّالِمِينَ )!
Ср., [К 57:19 (18)]:
… وَالَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ أُوْلَئِكَ هُمُ الصِّدِّيقُونَ وَالشُّهَدَاء عِندَ رَبِّهِمْ لَهُمْ أَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْ
А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников, -
Они праведники и исповедники у их Господа (عِندَ رَبِّهِمْ);
им - награда их***(أَجْرُهُمْ ) и свет их**** (نُورُهُمْ – Нур их)…
Здесь:
*) Огонь (النَّارُ) – проявленный свет (с артиклем), т.е. новая инкарнация.
**) Нечестивый (الظَّالِمِينَ) – Арабск. Золима, состояние отсутствия Света, Тьма, которая есть источник Света и потенция нашего развития.
***) Награда их (أَجْرُهُمْ) – оплата их.
****) И Свет их (نُورُهُمْ) – их непроявленный свет (без артикля).
Так, любое проявление – это аспект непроявленного Света Нур (نُورُ) , ибо, согласно [К 24:35]:
اللَّهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ
Аллах – Свет (نُورُ) небес и земли.
Таким образом, Рай и Ад – аспекты непроявленного Света Нур (Арабск نور), Изначально Целостное состояние в терминах Не-двойственности.
4. Аллах – Свет (نُورُ) небес и земли – код имени Аллах (اللَّهُ) равен 66 (1,30,30, 5), т.е. 12 или 3.
Имя Нур (نُورُ ), с кодом 256 (50,6,200), т.е. 13 или 4, сущностно тождественно не Еврейскому имени Свет Ор (אור), с кодом 207 (1,6,200), т.е. 9, а имени Свет Олам (עולם) – Свету как Мир, Вселенная, с кодом 706 (70,6,30,600), т.е. 13 или 4. При этом код имени Аллах отличается от Арабского имени Нур и Еврейского имени Олам на Единицу, т.е. на Целостность, согласно принципу Коллель-Единица, что и соответствует содержанию аята Кор'ана.
Что касается имени Свет-ОР, то уместно вспомнить славянский глагол ОРать, т.е. пахать или переворачивать Внешнее на Внутреннее, т.е. ЭГОИЗМ на АЛЬТРУИЗМ.
Таким образом, функция ОР – функция трансформации крайностей Двойственности, которая существует только в нашем сознании, в состояние Не-двойственность.
Ср., [Коран 2:223 (223)]:
نِسَآؤُكُمْ حَرْثٌ لَّكُمْ فَأْتُواْ حَرْثَكُمْ أَنَّى شِئْتُمْ وَقَدِّمُواْ لأَنفُسِكُمْ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّكُم مُّلاَقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
Ваши жены* (نِسَآؤُكُمْ ) - нива (حَرْثٌ - пахота) для вас,
ходите на вашу ниву ( حَرْثَكُمْ), когда пожелаете и уготовывайте для самих себя** (لأَنفُسِكُم ),
и бойтесь Аллаха, и знайте, что вы его встретите, - и обрадуй верующих.
Здесь:
*) Ваши жены (نِسَآؤُكُمْ ) – точнее, женщины ваши, т.е. ваш Материальный аспект.
**) Для самих себя (لأَنفُسِكُمْ) - для ваших душ Нафс (نفُسِ).
Таким образом, речь идет о трансформации Внутреннего состояния, о расширении Сознания Великим Суфийским деянием Амаль (عمل) [или православным Умным деланием (Исихазм)].
Рай и Ад, с позиций Суфи:
"Рай - это видение выполненного желания, а ад - это тень души в огне", - говорил Омар Хайям.
Наше собственное "я", на самом деле, и является Раем, если оно благословлено Божественной Милостью; и Адом тоже является наше собственное "я", если оно проклято гневом Бога.
Мы переживаем собственный Рай или Ад, проходя через Семь раскрытий наших собственных чувств. И на каждом плане человеческого существования есть свой характерный Рай и характерный Ад.
Вещи [т.е. Всё] представляются нам такими, какими мы заставляем их нам представляться.
[Инайят Хан. Метафизика. Акибат. Ад и Рай; Метафизика].
Ср., согласно [Кор’ан]:
И мысль моя есть инструмент творения.
Всякая мыслительная форма способна давать существование вечным [вещам], [Прокл, с. 127].
Мир, Вселенная зависят от твоего видения. Мир со временем становится таким, каким ты его задумываешь в мыслях.
Так, твоя судьба и мир зависят от тебя. Меняя себя изнутри, ты можешь изменить весь мир. Меняя мысли, ты можешь изменить свое мироощущение, которое привлечет в твою жизнь новые силы мира. И тогда твоя судьба и все твое окружение, включая Вселенную, станут новыми.
[Свами Вишну Дэв, с. 229-230].
И если мы терпимо относимся к собственному окружению и довольствуемся тем, что имеем, если смиренно переносим неизбежные неудобства и дискомфорт, если мы приобретаем знание о собственном бытии, если мы видим вокруг себя Божественное постоянство, если мы культивируем в себе Любовь, на которой держится весь мир, тогда наша жизнь становится подготовкой к Раю, а наша жизнь после смерти есть ее полное выражение.
В памяти можно найти секрет Рая и Ада. Если человек в течение всей жизни был веселым и жизнерадостным, сознание, когда покинет физическое тело, испытает состояние счастья на ментальном плане в полной мере. А если он был всю свою жизнь жалким и несчастным, сознание на ментальном плане будет в полной мере испытывать это состояние. Это объясняет значение Ада и Рая.
Мы таким образом переживаем и Ад, и Рай каждый день нашей жизни, и наши Ад и Рай зависят от того, какие впечатления мы позволяем себе сохранить на ментальном плане. Но то, что представляется Раем для одного, может быть Адом для другого.
Так, у каждого человека есть свой Рай и свой Ад, в зависимости от степени раскрытия его духовного потенциала. Поэтому, именно, здесь, в этой жизни, мы должны набирать все, либо радости Рая, либо пламя Ада.
Но Суфий говорит: "Я далек от обоих, счастлив пребывая в руках Вечного покоя. Не может меня соблазнить радость Рая, а пламя Ада - коснуться меня, ибо я обнял блаженство и поцеловал проклятие, и вознесся над радостями и горестями жизни".
Конечно, ни одна душа не будет оставаться навечно ни в Раю, ни в Аду. Это постепенный процесс растворения остатков индивидуального бытия в Океане бытия Вечного. Именно, это состояние и называется пульсерат, или чистилище.
[Инайят Хан. Метафизика. Акибат. Ад и Рай; Метафизика].
«Войди в рай Мой», согласно [К 89:30 (30)]: وَادْخُلِي جَنَّتِي, коим сокрыт Я
(игра однокоренных слов: джанна – «рай» и джанна – «скрывать»).
Рай же Мой – не что иное, как ты: ты сокрываешь Меня своей самостью. Посему познаваем Я лишь чрез тебя, как и ты существуешь лишь чрез Меня. Кто познает тебя, познает Меня; но Я непознаваем – и ты непознаваем. Если же войдешь ты в Рай Его, то войдешь в душу (جان ) свою – и познаешь душу свою иным знанием, отличным от того, которым познал ты ее, когда познал ты Господа своего чрез познание ее. Так, станешь ты обладателем двух знаний:
- знания о Нем как о себе,
- и знания о Нем чрез себя как о Нем, а не о себе.
[Ибн Араби, с. 32].
Согласно [Суфии: Восхождение к Истине, гл. Навои], - Рай есть Долина Единения.
Рай и Ад с позиций Каббалы:
Речь идет всегда об одной Душе, об одном человеке. Райский Сад и Ад, Праведники и Грешники - все они включены в одного человека. Если мы входим внутрь системы нашей души, погружаемся в нашу Внутреннюю реальность, исследуя там все возможности, - это и означает, что мы путешествуем между Райским садом и Адом, наблюдая, что там происходит, то есть, строим маршрутную карту дальнейшего продвижения.
[М.Лайтман, интернет].
Согласно [Зо’ар] сказано, что Ад (Гееном) состоит из 7 отделов. Чтобы узнать, по какой "статье" судят душу человека, и в какой "зоне" она будет отбывать своё наказание, нужно, прежде всего, уяснить, что всё, о чём рассказывает Зоар, происходит только в желаниях человека, в его внутреннем ощущении в то время, когда его тело продолжает жить обычной жизнью в Материальном мире…
[Хронолог, интернет].
Рай и Ад с позиций Тибетского Буддизма:
[Библейско-Кор’анический] Рай - Сфера чувств (3-ий Логос). Существует шесть общин Божеств-Дэвов (Санскр. Deva, देव; Тиб. Lha, ལྷ) в Раю, вместе с Землей – семь. Это наинизшая из трех областей (Санскр. Triloka, त्रिलोक; Тиб. srid-gsum, " སྲིད • གསུམ, khams-gsum, ཁམས • གསུམ), на которые Буддисты подразделяют Космос (миры небожителей, людей и животных, согласно [Соднам Дзэмо, интернет]).
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 137, 140].
В Эзотерике Рай (Тиб. Дэвачан, bDe-ba-can, བདེ • བ • ཅན) является высоким планом ментального мира. Считается, что Дэвачан расположен на границе Ментальных и Огненных сфер.
[Степанов А.М.- Большой словарь эзотерических терминов, интернет].
Ад определил Бог мудрости Манджушри (Санскр. Mañjuśrī, मञ्जुश्री; Тиб. ‘Jam-dpal, འཇམ • དཔལ) так:
Исключительно через свои собственные умопостроения, [Божественно Победоносный] Бхагаван (Санскр. bhagavān, भगवान; Тиб. bcom ldan ‘das, བཅོམ • ལྡན • འདས), производят мирские простаки представления об адах, о мире животных (Санскр. мир Pad, पद्), мире голодных духов [духов прета, Санскр. Pretān, प्रेतान्; Тиб. Йидаги, yi dags, ཡི • དགས - Санскр. мир Me, मे]. И из-за приписывания несуществующего они чувствуют боль в [этих] трёх несчастных уделах. И как я, Бхагаван, вижу ады, – так я [ощущаю] адскую боль.
[Структура строения Миров, интернет].
Рай и Ад с позиций Теософии:
Рай – [Небесный] Израиль (ישראל), согласно [Скрижали, с. 762], т.е. Прямой свет Творца (ישר אל), излучение Абсолюта.
Библейско-Кор’анический Рай - промежуточное состояние между двумя Земными жизнями, в которое входит эго* после своего отделения от оболочек, порожденных ментальными и физическими желаниями человека, направленных на Материю, и разложения Низших принципов на Земле. Это состояние Высшего эго длится до тех пор, пока не придет Час нового воплощения.
*) Здесь:
Эго (Греч. ) - Я, - Сознание в Человеке “Я Есмъ Я” или Чувство “Я Есмъ”.
[Теософский словарь].
Геенна (Арабск Джаханнум, جهنم), Ад - состояние в Высших мирах, страна духов и теней, или Зал Вечного сна и Тьмы Бога “Кармическое решение”, где души ушедших с Физического плана очищаются в состоянии “Непрерывный ад” - Хр. Чистилище - для возможного вхождения в Ган Эден (Евр. גן עדן), т.е. в Райский сад.
Кабаллистически, это 8-ая сфера (считая в обратном порядке), т.е., по отношению к нашей Семеричной планетарной цепи, 8-ая планета, подобная нашей, прикрепленная к ней и следующая за ней в ее полутени, наподобие Мусорного ящика. На ней перерабатываются все отбросы и грязь, все отходы и шлаки Космической материи, относящейся к нашей планете, где они находятся в состоянии беспрерывного преобразования.
[Изида, Т. 1, с. 466].
Таким образом, Рай и Ад – Изначальная целостность, которая проявляется по родству с нами и с каждой ступенью своего проявления, в терминологии Двойственности.
ГЛАВА 2. РАЙСКИЕ ДЕРЕВЬЯ.
ТЕКСТ СКАЗКИ.
II. Рассказ о Таваддуд.
«Расскажи мне о чем-нибудь, что создал Аллах рукой Всемогущества». – «Это престол Аллаха (‘Арш, عَرْشِ) [проявление Бога как мира], древо Туба (طابع), Адам (ادم) [Прообраз человеческий] и Сад вечного пребывания (جنة, عدن – Джанат, Эден), – ответила девушка. – Их создал Аллах (اللَّهِ) рукою своего Всемогущества, а остальным творениям сказал Аллах: «Будьте!» – и они возникли».
[1000 и 1 ночь, Т. 5, с. 61].
КОММЕНТАРИЙ.
1. Древо Туба (طابع) - Древо Жизни (от طُوبَى - наивысшее благо, блаженство), смысловой оттенок имени: Естество, Природа.
Ср., [К 13:28 (28, 29)]:
الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ طُوبَى لَهُمْ وَحُسْنُ مَآبٍ …
те, которые уверовали и делали благое (الصَّالِحَاتِ ), - им благо (طُوبَى) и хорошее пристанище.
مَعْنَى كَلِمَةِ طُوبَى: "هِيَ شَجَرَةٌ عَظِيمَةٌ فِي الْجَنَّةِ, لا يَعْلَمُ طُولَهَا إِلَّا اللهُ عَزَّ وَجَلَّ يَسِيرُ الرَّاكِبُ تَحْتَ غُصْنٍ مِنْ أَغْصَانِهَا مَسِيرَةَ مِائَةَ عَامٍ, سَاقُهَا مِنْ ذَهَبٍ وَتَخْرُجُ مِنْ أَكْمَامِهَا ثِيَابُ أَهْلِ الْجَنَّة"
Туба (طُوبَى ) - это великое дерево, которое растёт в Раю (فِي الْجَنَّةِ ), никто не знает его высоты, кроме Аллаха (إِلَّا اللهُ), ее ветви раскинуты так широко, что всадник за сто лет не сможет пройти это расстояние, ее ствол из золота, а из ее завязей выходят одежды обителей Рая ( أَهْلِ الْجَنَّة).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَبْلُغُ بِهِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "إِنَّ فِي الْجَنَّةِ شَجَرَةً يَسِيرُ الرَّاكِبُ فِي ظِلِّهَا مِائَةَ عَامٍ لا يَقْطَعُهَا وَاقْرَءُوا إِنْ شِئْتُمْ وَظِلٍّ مَمْدُودٍ". رواه البخاري
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В раю (فِي الْجَنَّةِ) есть дерево (شَجَرَةً), в тени которого всадник скачет сто лет (код циклов) и оно не кончается. Если желаете, то прочитайте (слова Всевышнего): «в распростертой тени» (وَظِلٍّ مَّمْدُودٍ) [Древа Жизни], [К 56:30 (29)].
Приводит аль-Бухари. - Это стоящие на правой стороне [т.е. Дающие], согласно [К 56:26 (27)]: وَأَصْحَابُ الْيَمِينِ مَا أَصْحَابُ الْيَمِينِ, т.е. те, кто в Раю. В то время, как стоящие на левой стороне [т.е. Берущие], согласно [К 56:40 (41)]: وَأَصْحَابُ الشِّمَالِ مَا أَصْحَابُ الشِّمَالِ – те, кто в Аду, в тени, от черного дыма, согласно [К 56:42 (43)]: وَظِلٍّ مِّن يَحْمُومٍ.
[Интернет].
С позиций Каббалы, обладатели левой (Берущей) и правой (Дающей) стороны – крайности, которые сходятся: согласно [Бааль Сулам], свет Хокма (אור חכמה), второй в Троичности), исходящий из левой линии, означает «Знание» (Даат, דעת) [таинственный 11-ый в совершенстве Десяти]. Поэтому считается, что легче идти путем Творца, именно, левой стороной, где есть раскрытие света Хокма. Но все выходящее из левой линии создает преграду Свету, ведь левая линия замораживает Свет, потому что левая линия приводит к отрыву от подлинной жизни.
Существование в правой линии – это существование в свете Милосердия Хасадим (אור חסדים), означающим вкушение пищи, то есть Веру (Эмуна, אמונה) - состояние ради отдачи. Выбор Света правой стороны Хасадим означает, что правая линия властвует над левой, то есть главное – это Закон Иудеев (Тора, תורה). Но важно, чтобы левая линия служила правой, ибо правая, Дающая, важнее левой, Берущей. И все раскрытие (свет Хокма левой стороны) происходит лишь для того, чтобы дать возможность выбрать скрытие (свет Хасадим правой стороны). Притянув левую линию, символизирующую Зло, и включив ее в правую линию, символизирующую Добро, раскрывают Свет внизу и, одновременно, остаются в состояния слияния с Творцом (בורא, יוצר), согласно [Бааль Сулам. Шамати, интернет]. - Важнейшее Божественное служение в Солярном состоянии в рамках Закона Божественной необходимости.
Так, все, что проявлено - Изначально Божественно Целостно. И все, что проявлено, служит Божественному замыслу своего возвращения в Изначальную обитель.
Так, Древо Жизни становится Древом причин и следствий или Древом познания крайностей Добра и Зла (древо Заккум, شَجَرَةُ الزَّقُّومِ ), Древом правой и левой стороны, с плодами и ветвями, согласно [К 56:27 (28) – 31 (32); 7:18 (19)]:
فِي سِدْرٍ مَّخْضُودٍ
среди Лотоса (Мировое Древо*), лишенного шипов,
وَطَلْحٍ مَّنضُودٍ
и Талха**, увешанного плодами,
وَظِلٍّ مَّمْدُودٍ
и тени протянутой (распростертой),
وَمَاء مَّسْكُوبٍ
и воды текучей,
وَفَاكِهَةٍ كَثِيرَةٍ
и плодов обильных…
وَيَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ فَكُلاَ مِنْ حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِينَ
А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю ( الْجَنَّةَ); питайтесь, чем хотите,
но не приближайтесь к этому дереву (الشَّجَرَةَ ),
а то вы окажетесь несправедливыми (الظَّالِمِينَ - Золима)!"
Здесь:
*) Мировое древо – Арабск. древо Сидрат аль-Мунтаха (سدرة المنتهي ) или Лотос Крайнего предела, Мистическое Мировое древо на седьмом небе возле престола Аллаха (‘Арш, عَرْشِ), где “Лица в тот день сияющие” (وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ), “на Господа их взирающие” (إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ)”, согласно [К 75:22 (22)-23 (23)]. Это Вселенское дерево, объединяющее все Сферы Мироздания…
Лотос Крайнего Предела, согласно [1000 и 1 ночь, Т. 5, с. 259] отделен от нас Семью Небесами, т.е. Семью Божественными эманациями проявленного.
Так, Суфийское представление Мирозданья базируется на устойчивой восьмеричности: Семь и Один.
На седьмом небе возле престола Аллаха, где лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие - состояние лицом к своему Центру в безопасном существовании, ибо ни одна система не может выжить вне своего Центра. Это многоплановое состояние, в частности, то, что описано в [К 75:22 (22)-23 (23)] - состояние плана Космического Сознания (Санскр. чидакасам), “где сверкает Центральное Духовное солнце”, непроявленное в нашем Космосе, вмещение Господа.
[Т.Д., Кн. 4, с. 752-753; Скрижали, с. 586].
Кабб., состояние “лицом к лицу” (Евр. паним бэ паним, פנים בפנים).
**) Талха - традиционно, акация; терновник. Это древо Заккум (زَّقُّومِ), Древо познания крайностей Добра и Зла.
Таким образом, Райское древо – символ Блудного сына (الابن الضال), проходящего свой Путь, в соответствии со своими излучениями или следами.
2. А остальным творениям сказал Аллах: «Будьте!» – и они возникли» - аллюзия на Кор'анические стихи [К 2: 111 (117); 3:42 (47); 16: 42 (40); 19:36 (35); 36:82 (82); 40:70 (68)]:
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ
Он - творец небес и земли, a когда Он решит какое-нибудь дело,
то только говорит ему: "Будь!" - и оно бывает (فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ).
3. Сад вечного пребывания – с позиций Суфи, Вечное пребывание в Раю - это постепенный процесс растворения остатков индивидуального бытия в Океане Вечного бытия.
ГЛАВА 3. РАЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ.
Всевышний сказал о самых прекрасных садах Рая: «В них два источника протекают: это Тасним и Сельсебиль.
ТЕКСТ СКАЗКИ.
III. Повесть о царе Омаре ибн ан-Нумане.
…И девушка взяла лютню, настроила её и, натянувши струны, запела под нее нежным голосом, мягче ветерка и слаще вод Таснима (تسنيم), идущим от здравого сердца, и произнесла такие стихи:
Аллах да простит очам твоим!
Сколько пролили Они крови любящих и сколько метнули стрел!
Я чту тех возлюбленных, что злы были с любящим, -
Запретно жалеть его и быть сострадательным.
Да будет здоров глаз тех, кто ночь по тебе не спал,
И счастливо сердце тех, кто страстью к тебе пленён!
Судил ты убить меня – ведь ты повелитель мой, —
И жизнью я выкуплю судью и властителя.
Вкусить разлуку так горько,
И будет ли тут терпенье?
Представилось мне три горя:
Разлука, даль, отдаленье!
Красавца люблю – пленён я.
Красой, и горька разлука.
IY. Рассказ о праведном невольнике.
Как сладостно то, что сказал в этом смысле один из поэтов:
Гуляют сердца познавших Бога в Саду небес,
Пред ним возвышаются завесы Господние.
Коль в нем они пьют вино, струя его смешана
С Таснимом - той влагою, что близость к Творцу даёт.
Течёт тогда тайна их меж ними и милыми,
И будет ограждена она от сердец других".
[Мусульманские Предания. В кн.: 1000 и 1 ночь, Т. 2, с. 65-66; Т. 5, с. 94] .
Y. Рассказ об Али-Шаре и Зумурруд.
Никто не будет владеть мною, кроме него, так как щеки его овальны, а влага уст его – Сельсебиль и слюна его излечивает больного, а прелести его смущают Нанизывающего и Рассыпающего…
[1000 и 1 ночь, Т. 4, с. 131].
КОММЕНТАРИЙ.
1.Влага (ماء ) содержит в себе воду, т.е. символ Жизни.
Ср., [Ин 7:37]:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря:
кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
из чрева потекут реки воды живой…
2. Возлюбленный - состояние Близости к Аллаху, т.е. состояние Друг Аллаха (خليل الله - Халил Аллах). Так назван, в частности, Иброхим (Арабск. ابرهيم), т.е. Авраам (Евр. אברהם), Кабб., Поток Света Ор (אור), с кодом 207, т.е. 9.
3. Влага Таснима, что близость к Творцу даёт – состояние: Возлюбленный, т.е. Я есть Ты, состояние Единства со своим Источником.
4. Влага уст его - Сельсебиль (سلسبيل) [восхитительный вкус - ?].
Ср., [К 76:17-18]:
وَيُسْقَوْنَ فِيهَا كَأْساً كَانَ مِزَاجُهَا زَنجَبِيلاً .
عَيْناً فِيهَا تُسَمَّى سَلْسَبِيلاً
Будут поить там чашей, смесь в которой с инбирем* - источником там,
который называется Салсабилем.
Сельсебиль - один из главных Райских источников, чья “влага уст возлюбленного и слюна его излечивает больного, а прелести его смущают Нанизывающего и Рассыпающего”.
Таким образом, оба Райских источника дают близость к Творцу.
5. А прелести его смущают Нанизывающего и Рассыпающего - двойственное состояние в рамках Закона познания Древа Добра и Зла.
*) Здесь:
Имбирь знаменит своим корневищем, благодаря лечебным свойствам которого он и распространился по всему миру. Некоторые ученые считают, что, благодаря употреблению в пищу имбиря, Индии и Китаю удавалось на протяжении многих веков избегать больших эпидемий, несмотря на жаркий климат и скученность населения. Его главное свойство, согласно [Веде Жизни] Аюрведа (Санскр. Āyurveda, आयुर-वेद; Тиб. gso-ba-rig-pa, གསོ • བ • རིག • པ), – уравновешивать все энергии организма (или жизненные силы) - энергии тела, ума и духа.
[Портал о ландшафтном дизайне садоводстве и огородничестве. Имбирь и его история, интернет].
6. Коль в нем они пьют вино. - Вино (Евр. יין) – совокупность Высших светов, которые “веселят Творца и людей”, согласно [Зо’ар], угощение, оставшееся от винограда шести дней Творения, Кабб.
Ср., [Суфии: Восхождение к истине, гл. Аттар. Книга о соловье]:
Ответил соловей ему:
«О пророк, нет у нашего вина (Арабск. خَمْر ) ни чаши, ни бокала.
Мое опьянение - от вина тайного значения.
Чаша его не знает другого вина, кроме него.
7. Течёт тогда тайна их меж ними и милыми, и будет ограждена она от сердец других" - Всевышним заложена в сердце человека некая Тайна. Она там скрыта, как огонь в железе или в камне. И так же, как ударом железа о камень высекается эта искра огня и падает на землю, так приятная ритмическая музыка заставляет двигаться Существо сердца и вводит в него нечто такое, что нарушает волю человека.
Причина сего явления - то соответствие, которое может наблюдаться у человека с Высшим миром, называемым Духовным. Все Гармоническое есть проявление Красоты Того мира, ибо всякое изящество, красота и гармоничность, которые имеют место в этом Чувственном мире, - все суть плоды изящества и красоты Того мира.
Посему ритмичные и мелодичные звуки, будучи соразмерны, в то же время имеют сходство с чудесными звуками того мира и по этой причине запечатлеваются в Сердце, трогают его и пробуждают в нем желание слушать их до такой степени, что человек сам не знает, что с ним происходит.
[Суфии: Восхождение к истине, Притчи Газали].
ГЛАВА 4. РАЙСКИЕ РЕКИ.
ТЕКСТ СКАЗКИ.
YI. Рассказ об Али-Шаре и Зумурруд.
А другой сказал:
Говорят: «Пушка уже видна надпись вдоль щёк его,
Как любить его, коль уж выступил молодой пушок?
Я сказал: «Довольно корить меня, перестаньте же!
Коль верна та надпись, тогда она подделана!
И навеки Рай нам дадут плоды со щеки его -
Доказательство – влага Каусара на устах его»
[1000 и 1 ночь, Т. 4, с. 132].
YII. Рассказ о царе Омаре ибн ан-Нумане.
Дал клятву рок, что смущать мне жизнь вечно будет он»
Ты нарушила свой обет, судьба, искупи же грех!
Наступило счастье, любимый мой помогает мне!
Поднимайся же на зов радости, подбери подол!
Не считал я Раем кудрей его лишь до той поры,
Пока с алых губ не напился я воды Каусара».
[1000 и 1 ночь, Т. 2, с. 162].
Таким образом, Райский водоем Каусар и Райские источники Сельсебиль и Тасним названы “влагой Уст Возлюбленного”, т.е. символом Жизни в состоянии Близости Господу (Аллаху) на устах Его, т.е., в Отмеривающем, т.е. в Сверхземном сознании, возникающим из Единого сознания, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 195]. Он описывается как протяженность шкалы Жизни (Времени), находящийся параллельно событию в рамках Майи, временной иллюзии и полноты. Поэтому Он - Держатель Вселенной, т.е. Он - Тот, Кто удерживает своим вниманием проявленное. Ибо, согласно [Веданта. В кн.: Введение в квантовую мифофизику, с. 31-33; с. 217], без Видящего нет объектов видения.
КОММЕНТАРИЙ.
1. Влага на устах - символ Жизни в состоянии Отмеривающего.
2. Кявсар, Каусар (كوثر) – букв.: щедрый, обильный, полный - Райский водоем, вода которого слаще меда, холоднее снега и нежнее сливок, [1000 и 1 ночь, Т. 2, с. 162].
Каусар предназначен специально для Мухаммада, согласно [Избранные Хадисы 157, с. 95]:
هذا الكوثر الذى اعطاك ربك
Это Каусар, который тебе (Мухаммаду) дал твой Господь [сказал Гавриил-Джибраил, جبريل قال ].
حافتاه قباب الدرً …
فاذا طينه مسك اذفر
…По обе стороны от него (Каусара) – купола из полого жемчуга…
а дно – из самого благоухающего мускуса.
Согласно [К 108:1 (1) – 2 (2)]:
إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
Поистине, Мы даровали тебе обильный (الْكَوْثَرَ– т.е. Каусар)!
Помолись же Господу твоему и заколи!
У проф. Г.С. Саблукова – “заколи жертву”. Но انْحَرْ можно изложить как Заверши Земной Путь, ибо Обильный, Изобилие, Богатство – совокупность всех крайностей в Совершенстве, необходимая для Становления в плотных мирах. Отсюда – “помолись Господу”, согласно [проф. Г.С. Саблукову] и завершай свой Путь в крайностях Двойственности.
И далее, согласно [Избранные Хадисы 158, с. 95]:
حوضى مسيرة شهر’ وزو اياه سواء،
وماوه ابيض من الورق، وريحه اطيب من المسك،
وكيز انه كنجوم السماء،
فمن شرب منه فلا يظما بعده ابدا
Размер водоема – месяц пути.
У него равные углы, вода его белее серебра, а запах его лучше мускуса (المسك ).
Количество чаш его, как Звезд на небе.
Кто пьет (شرب) из него, тот никогда (بعده ) больше не почувствует жажду.
[Избранные Хадисы 157, 158 с. 95].
Ср., [Откр 22:1-2]:
И показал мне [один из Семи ангелов] чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл,
исходящую от престола Бога и Агнца.
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, Древо жизни двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.
Таким образом, циклы плодоношения и в Хадисах, и в Евангелии обозначены одинаково месячной временнОй протяженностью, т.е. 30-ти дневным Путем добродетели и порока, в причинах и следствиях, в Единстве и в дифференцированных порождениях, ибо код 30 есть 30 ступеней “в теле” Матки: Зарождение, Вскармливание и Взросление…
Каусар - водоем, река или пруд в Раю, образованный четырьмя Райскими реками: Сайхан, Джайхан, Евфрат, Нил (سیحان، دزهاجهان ، الفرات، النيل).
В Законе Моисея эти четыре реки названы так: Фисон (פִּישׁוֹן), Гихон (גִּיחוֹן) [Геон], Хиддекель (חִדֶּקֶל) [Тигр], Евфрат (פְרָת).
Река Каусар сущностно тождественна Библейской реке, которая выходила из Эдема, согласно [Берешит (Быт) 2:10-14]:
וְנָהָר יֹצֵא מֵעֵדֶן, לְהַשְׁקוֹת אֶת-הַגָּן; וּמִשָּׁם, יִפָּרֵד, וְהָיָה, לְאַרְבָּעָה רָאשִׁים
Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки.
Таким образом, Библейская река, выходящая из Рая, сущностно тождественна Арабской реке Каусар.
Небесная Река – это Предвечные воды Пространства, где были рождены все Боги. - Полнота бытия, т.е. Свет, творящий (отображающий) миры. Река - нейтральное место, где вечная битва противоборствующих сил Добра и Зла (Армагеддон). – Совершенная Мудрость, которая время от времени, открывает Себя миру в битве Закона Свобода Воли и причинно-следственной обусловленности Карма, в битве Высших и Низших начал на нашей собственной шкале Становления.
Река насыщает Эденский (Райский) сад Пардэс* (Евр. פרדס), символ порождения и умеренности, Сад познания Божественной Мудрости Тайного учения. Это Мистический сад.
Остаток** реки образует четыре потока, Четыре Реки Рая, и он поит остальной мир. Эти четыре Райские реки ограничивают Пространство.
[р. Йегошуа бен-Леви. Тр. Таанит, 10А, с. 91].
Здесь:
*) Имя Пардес - аббревиатура из четырех начальных букв к словам, обозначающим 4 вида или состояний человека, которым соответствует 4 уровня возможностей толкований Священных Писаний: простое (пшат, פשט), аллегория (ремез, רמז), иносказание (друш, דרוש), тайное (сод, סוד).
**) Остаток - проявляющийся аспект Полноты. Это Тот, Кто Не Возвращается, ибо Насыщение – Вечный процесс.
Кабб., эти четыре реки соответствуют четырем тварным мирам, ибо это состояние Свет (Нур, نور):
- мир прототипов Ацилут (אצילות),
- мир Творения Бриа (בריאה),
- мир Формообразований Йецира (יצירה),
- мир Деяний Асия (עשיה), отображением которого мы являемся в проявленном Космосе.
Так, в рамках этой серии эти четыре тварных мира – состояния Сфер Форм и Чувственности – второй и третий логосы - или Блудный сын.
Это Четырехкратное проявление Бога из любой Точки Вселенной, - Силы и Энергии, проявленные во всем сотворенном, [Э. Хейч, с. 134].
О райских реках Всевышний сказал:
مَثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِي وُعِدَ الْمُتَّقُونَ فِيهَا أَنْهَارٌ مِّن مَّاء غَيْرِ آسِنٍ وَأَنْهَارٌ مِن لَّبَنٍ لَّمْ يَتَغَيَّرْ طَعْمُهُ وَأَنْهَارٌ مِّنْ خَمْرٍ لَّذَّةٍ لِّلشَّارِبِينَ وَأَنْهَارٌ مِّنْ عَسَلٍ مُّصَفًّى وَلَهُمْ فِيهَا مِن كُلِّ الثَّمَرَاتِ وَمَغْفِرَةٌ مِّن رَّبِّهِمْ كَمَنْ هُوَ خَالِدٌ فِي النَّارِ وَسُقُوا مَاء حَمِيماً فَقَطَّعَ أَمْعَاءهُمْ
(Такова) картина Рая, обещанного богобоязненным: там текут ручьи из воды, которая не портится, ручьи из молока с неизменным вкусом, ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, и ручьи из чистого мёда. В нём - всякого рода плоды и прощение от их Господа», согласно [К 47:15 (16)].
Ибн аль-Каййим сказал: "Аллах - Свят Он! - упомянул эти четыре вида рек и отверг от каждого из них недостатки, встречающиеся в них в мирской жизни:
- недостатком воды является то, что она загнивает и портится от продолжительного стояния.
- недостатком молока является то, что вкус его становится кислым и щиплющим.
- недостатком вина является его неприятный вкус, мешающий пьющим его получить удовольствие.
- недостатком мёда является его неочищенность.
Святому пророку Мухаммаду Всевышний Аллах даровал Райскую реку изобилия аль-Каусар, вода которой слаще мёда и белее молока. Отпивший её никогда не будет испытывать жажды.
Дно райских рек покрыто мускусом, а по берегам их расставлены шатры. Эти реки берут начало в [Высшем] раю Фирдаус ( الفردوس ) и протекают под дворцами и горницами.
[Интернет].
Пророк сказал: "Поистине, в Раю - сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для борцов на Его пути. Между каждым уровнем расстояние, словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это - центр Рая и его наивысший уровень, над которым находится Трон Милосердного (‘Арш, عَرْشِ - проявление Бога как мира). Из него вытекают райские реки", согласно [Избранные Хадисы 186, с. 110].
Согласно [Зогар. Ратушный, с. 84], эти четыре Райские реки уподобляют разделившемуся источнику Единого свечения на четыре света: белый, черный, красный, зеленый.
Райские реки также есть символ четырех элементов (воздух, огонь, вода, земля), которые разделились под управлением Херувима (כְּרֻבִים) Йезкииля (יחזקאל), согласно [Мэнли П. Холл, с. 248]; это и символ иерархий, истекающих от Абсолютной жизни.
Комментарий.
1. И ручьи из чистого мёда – сладость Небесная, блаженное состояние (Санскр. Ānańda, आनन्द; Тиб. kun-dga’, ཀུན • དགའ) в осознании своего Внутреннего Я, свободного от всяких ограничений. Его созидательная сила (Санскр. visarga-s akti, विसर्गस् अक्ति) есть творческая способность сознания, которая выражает себя в создании мира объектов. Процесс создания описывается как развитие или переход от полного тождества (Санскр. abheda, अभेद) к различию (bheda, भेद) через промежуточную ступень, которая характеризуется как сочетание различия и неразличия (bheda-abheda*, भेद-अभेद).
[Музыкальная эстетика стран Востока, с. 37, 115].
*) Здесь:
Учение bheda-abheda – Учение о непостижимо-единораздельном Сущем, одно из направлений Веданты, которое является философско-богословской основой традиции Гаудия-Вайшнавизма (Бенгальский Вайшнави́зм). Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада - это непостижимое для человеческого ума одновременное Единство и Различие между Творением и Творцом или между Верховной личностью Бога Кришны и его энергиями.
Это непостижимо-единораздельное Сущее – трансцендентное состояние миру (запредельное, Чистое сознание), абсолютно отличное от него, и имманентное (свойственное, присущее Внутренне) миру и душам, составляющее с ними неразрывное Единство.
Это учение впервые было сформулировано в XVI веке религиозным реформатором Бенгалии Чайтанья (особое воплощение Кришны и Радхи, Вечной возлюбленной Кришны, в одном лице) и его последователями.
[Википедия, интернет; Новая философская энциклопедия, 2003 г., интернет].
2. И белее молока (Арабск لبن ) – согласно [1000 и 1 ночь, Т. 4, с. 64]:
…твой сегодняшний день для нас подобен молоку…
т.е. твой сегодняшний день бел (синтез всех цветов), прекрасен, как молоко.
Молоко - это чистая и очень важная субстанция, которая создается в груди матери. Основное средство поддержания нашего бытия - это дух, который чист как молоко; и с помощью собственной духовности мы пьем это молоко, и питаем им собственную душу.
[Инайят Хан. Метафизика. Акибат, Ад и Рай].
Кабб., молоко - “то, что случается в Бытии”, проявление Светов Милосердия и наслаждения от отдачи, называемых Ор Хасадим (אור חסדים).
[Евр. словарь, интернет].
Ср., [Иов 10:10]:
הֲלֹא כֶחָלָב, תַּתִּיכֵנִי; וְכַגְּבִנָּה, תַּקְפִּיאֵנִי
Не Ты ли вылил меня, как молоко (חלב), и, как творог, сгустил меня.
Ср. также, [Т.Д., Кн. 1, Ст. III, 4-5, с. 68]:
… Сияющее яйцо, в себе Троичное, сворачивается, распространяясь молочно-белыми сгустками в глубинах Матери, Корне, растущем в недрах Океана жизни.
Корень остается, Свет остается, Сгустки остаются и, все же, Oeaohoo Един.
Таким образом, молоко – символ спермы, согласно [Уставы небес, с. 410].
3. И по другую сторону реки – состояния обладателей левой (Берущей) и правой (Дающей) стороны – крайности Ада и Рая, которые сходятся.
Комментарий, согласно [Т.Д., Кн. 1, с. 113, 115]:
1.Молочно-белые сгустки - Лученосное Естество, Первозданная Материя в ее первичной форме, или Млечный путь.
2. Oeaohoo – этот термин передан как Отец-Матерь Богов, т.е. Шесть в Одном или Семеричный Корень, от которого все происходит. Это состояние нераздельности всего живущего и имеющего Бытие в активном или в пассивном состоянии, т.е. это Бескорний Корень Всего в состоянии Чистое Знание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Будда говорил так:
Все, что мы есть, — это результат наших мыслей.
Ищите спасение в самих себе! Каждый человек сам строит свою тюрьму. Каждый имеет такую же власть, как и высочайшие существа.
[Жизнь Будды, с. 207-209].
Но Рай – не цель нашего возвращения, а, всего лишь, промежуточная ступень в возвращении в Изначальную обитель, в наш Космический дом:
Поистине, обитатели Рая будут смотреть в Раю на покои, находящиеся над ними, подобно тому, как вы смотрите на сверкающую планету в Небе. Рай не завершает наш Путь, ибо есть “нечто лучшее этого”.
[Сады Праведных 1887, с. 801; 1890, с. 802; 1894, с. 803].
Таким образом, вопросы Жизни и Смерти вновь и вновь возвращают нас к началу этой серии, к излагаемому в ней понятию Блудный сын (الابن الضال).
Но Путь наш – Путь в рамках Закона Божественной необходимости.
[Так], однажды какой-то дервиш в присутствии Ходжа Абдул-халика Гиждувани - да святится тайна его - сказал: Если Господь великий даст мне возможность выбора между Раем и Адом, я выберу Ад. Ибо Рай есть желание собственной корысти, а Ад - желание Бога.
Ходжа, опровергая его, сказал: Что за необходимость предоставлять рабу выбор; куда скажет Всевышний идти - иду; скажет, будь там - буду.
Господь распоряжается тобой, - как он научит, так и делай дело: свободен был твой выбор - стать рабом, свободен твой хозяин. - Действуй смело!
[Суфии: Восхождение к истине; гл. Джами, Рассказы, притчи и анекдоты из «Весеннего сада»].
КОММЕНТАРИЙ.
Свободен был твой выбор - стать рабом. - Раб Аллаха (عَبْدُ اللَّه) – состояние ‘Абд служителя Божия в Единой линии Материализации Изначального. Это состояние отсутствия существования, сущностных атрибутов, собственной активности, собственности, права управления. Знание и действия ‘Абд есть Следствие знаний и действий Бога, ибо он чувствует Бога Вне и Внутри, и видит Его отображенным во Всем.
ВЫВОДЫ.
1. Рай и Ад – Изначальная целостность, которая проявляется по родству с нами как крайности Двойственности, которая существует только в нашем сознании - все, что мы есть, это результат наших мыслей. И потому у каждого человека есть свой Рай и свой Ад, в зависимости от степени раскрытия его духовного потенциала - это состояние каждого.
2. Трансформация Внутреннего состояния – это расширение сознания Великим Суфийским деянием Амаль или Православным Умным деланием.
3. Райское дерево – символ Блудного сына, проходящего свой Путь, в соответствии со своими излучениями или следами.
4. Влага (символ Жизни) Райских источников Сельсебиль, Тасним и Райского водоема Каусар - “влага на устах возлюбленного”, т.е. в Отмеривающем. Эта влага “сладостью вод” своих близость к Творцу даёт. - Состояние: Я есть Ты, состояние Единства со своим Источником, состояние Друг Аллаха (Халил Аллах), состояние творческого Начала блаженной Небесной сладости.
Так, вода, символ Жизни, в любом проявлении близость к Творцу даёт.
5. Райский водоем Каусар – источник четырех Райских рек, соответствующих четырем тварным мирам, ибо эти состояния – Свет, состояния Сферы Форм и Сферы Чувственности – второй и третий Логосы или Блудный сын.
6. Циклы плодоношения и в Хадисах, и в Евангелии обозначены одинаково месячной временнОй протяженностью, т.е. 30-ти дневным Путем добродетели и порока, в причинах и следствиях, в Единстве и в дифференцированных порождениях, ибо код 30 есть 30 ступеней “в теле” Матки: Зарождение, Вскармливание и Взросление…
7. Все, что проявлено, служит Божественному замыслу нашего возвращения в Изначальную обитель. И потому центральная идея каждого Религиозного учения - циклическое Завершение Человеком своего Пути в Материи.
Sher
ЛИТЕРАТУРА.
1. Коран. Изд. Короля Фахка ибн Абдид Азиз, с. 704.
2. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. Изд. “Восточная литература”, 1963, с. 113.
3. Коран. Перевод проф. Г.С. Саблукова М., СПб, “Дом Бируни”, 1990, с. 1169.
4. Избранные Хадисы. Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави, Шейх Мухаммад Са’ад Кандехлави. Изд. Казань, Центр инновационных технологий, 2003г., с. 640.
5. Сады Избранных (Хадисы) из слов господина посланников. Серия: Основы Ислама. Составитель: имам Мухйи-д-Дин Абу Закарийа Бин Шариф ан-Навави.. Изд. Дом “Бадр”, 2001, с. 879.
6. Книга Тысячи и одной ночи, в 8-ми томах. Перевод с арабск. М.А.Салье. Гослитиздат, М., 1958-1959гг.
7. Ибн Араби. Геммы мудрости. Перевод с арабского: А.В.Смирнов, с.120, интернет. Опубликован в книге: А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993.
8. Хазрат Инайят Хан. Метафизика, 2004г., интернет.
9. Ибн Араби. Геммы мудрости. Перевод с арабского: А.В.Смирнов, с.120, интернет. Опубликован в книге: А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993.
10.Суфии: Восхождение к истине. М., изд-во Эксмо, 2003, с.640. (Серия «Антология мысли»). ISBN 5-04-007641-Х. Составление, пересказ текстов, предисловие, словарь Лео Яковлева, интернет.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
12. Тора. М., изд. “Шамир”, 1993г., с. 1135.
13. Ктовим (Писания). Ред. перевода Д. Йосифон. “Мосад Арав Кук”, Й., с.394.
14. Зогар. Книга 1. Пер с арам. и коммент. Я.Ратушного, П.Шаповала. М.: Аст: Восток-Запад, 2006, с. 352.
15. Бааль Сулам. Нет иного кроме Него. Книга "Шамати", интернет.
16. р.Штайнзальц А.Вавилонский Талмуд.Тр. Таанит (Посты). Изд. Й-М, 5758-1998, с. 337.
17. Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв). Сакральные тайны йоги или власть над реальностью, судьбой и жизнью. Вселенная Джняни. Взгляд из другого мира. Комментарий на избранные шлоки из “Йоги Васиштхи”. М., Амрита, 2010, с. 240.
18. Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
19. Блаватская Е.П. (ЕПБ). Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
20. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и Теософии. В 2-х томах. М., “Эксмо”, 2002.
21. Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. М., “Эксмо”, 2002, с. 896.
22. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. Перевод с древнегреч. сост. А.А.Тахо-Годи. М., изд. Группа “Прогресс”, 1993, с. 319.
23. Хейч. Э. Посвящение. Изд. “Сфера” Российского Теософского Общества, М., 1993, с. 238.
24. Структура строения Миров. (На основании учения Большой и Малой колесницы). Составитель Чой, интернет.
25. Жизнь Будды. Под ред.: Бутромеев В.П., Бутромеев В.В. М., ОЛМА, Медиа Групп, 2011 г., с. 304.
26. Музыкальная эстетика стран Востока. Изд. “Музыка”, ред. В.П. Шестакова, 1967г., с. 414.
27. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы небес. Изд.”У-Фактория”, Екатеринбург, 2000, с. 499.
28. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Крылья феникса. Введение в квантовую мифофизику. Екатеринбург. Изд. Ур. Ун-та, 2003, с. 264.
29 Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Изд. “Наука”, 1992, с. 792.
30. Степанов А.М.- Большой словарь эзотерических терминов, интернет.
31. Ислам. Энциклопедический словарь. М., “Наука”, гл.ред.вост.литер., 1991, с. 315.
32. Расширенный словарь. Иврит-русский глоссарий, [Еврейский словарь], интернет.
33. М.Лайтман, интернет.
34. Соднам Дзэмо, интернет.
35. О.Н. Интернет.
36. Википедия, интернет.
37. Интернет.