РОДОСЛОВНАЯ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Tags: Родословная первоэлементов, Единый элемент Фохат или Предвечный свет, четыре, пять и семь элементов, священное Семь, число 36, таттвы, танматры и Ева, Дхиани-Будды и Ева, бхута, атом, Наблюдатель, Четверица, Эвереттовые вселенные, Ади-будда, Свабхавикакайя, Вайрочана, крайности двойственности.

В статье излагается один из вариантов Родословной первоэлементов Единой линии Материализации Изначального в мире множества, где все отображено и отображается в текучих модификациях своих проявлений, где все проявления – проекции ума.
ВВЕДЕНИЕ.
ТВОРЕНИЕ
- Тиб. dang po bzo yag (དང • པོ • བཟོ • ཡག); Санскр. janana (ज्ञनन) - букв.: двойное отрицание (na na), или отрицание отрицания, рождения (ja); состояние: Таковость (Тиб. de-bzhin-nyid, དེ • བཞིན • ཉིད; Санскр. tathatā, तथता), т.е. состояние ЕСТЬ ТО, ЧТО ОНО ЕСТЬ, состояние свободы от понятий, Высшая реальность. Но форма видения и мысль об этом (о творении) являются только движениями энергии, возникающими сами по себе в бесформенном Сознании. Объекты никогда не были созданы, это Бесконечное сознание кажется всем этим. То, как они кажутся существующими, пока существуют, называется Природой или Космическим порядком.
[Йога Васиштха, гл. 6.21 “История Кундаданты”. В кн.: Свами Вишну Дэв, с. 205, 52].
[Так, в рамках наших умопостроений] Творение [точнее, выявление] Космоса разворачивалось между двумя двойственными точками, которые относительно друг друга являлись Началом и Концом, Конечностью и Бесконечностью, верхом и низом, правой и левой стороной Мироздания, [Книга созидания Сефер Йецира], т.е. между крайностями (Тиб. mtha', མཐའ; Санскр. anta, अन्त) двойственности (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ • པར • རྟོག • པ; Санскр. dvaita, द्वैत), которые есть экстремальные фальсификации, превратные умопостроения в восприятии способа существования внешних и внутренних объектов, согласно [Далай-лама XIV. Комментарий на "37 практик бодхисаттвы", интернет].
Так, Всеобщий принцип творения выражен в соединении противоположностей, создающих (отображающих) двойственный третий элемент, уравновешивающий антагонистов соединением внутри и разделением внешней поверхностью, [Книга созидания Сефер Йецира] - в наших умопостроениях.
Но в любом двойственном сочетании (совокуплении) всегда присутствует Третий – Наблюдатель (Тиб. Zur zhugs, ཟུར • ཞུགས) или Видящий, Отмеривающий [Свет] (Экран) - феноменальное состояние Сознания, Высочайшее Присутствие, Высший Разум, Сверхземное Сознание. - Без Наблюдателя нет объектов Видения, согласно [Веданта].

Наблюдатель - четвертое (Тиб. bzhi-pa, བཞི • པ; Санскр. Turīya, तुरीय) состояние сознания (“всегда свидетель всего”), согласно [Мандукья-карики, 1.11.12]. - Высшее предельное состояние Сознания, состояние постоянного Всеохватывающего медитативного равновесия Самадхи (Тиб. zhi gnas, ཞི • གནས; Санскр. Samādhi, समाधि), согласно [Трипура-Рахасья. Глоссарий], недвойственное (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས • སུ • མེད • པ; Санскр. advaita, अद्वैत), свободное от ограничений состояние как Великая открытость, равная Пространству, возникающее из [предельно трансцендентного] Единого Сознания, согласно [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 195] Туриятита (Санскр. turia-atita, तुरीयातित) - т.е. “за четвертым”.
Попытка понятийного оформления Четвертого приводит к утрате его смысла, согласно [Гаудапада]; для Четвертого нет и не может быть собственного имени, поэтому оно заменено порядковым числительным и определяется апофатически, т.е. через Отрицание (Негатив или Инобытие), - в череде взаимо-противоречивых обозначений.
Так, согласно [Мандукья-упанишада и Мандукья-карики]:
Они считают Четвертым то, что не сознает Внутреннего,
Не сознает Внешнего, не сознает их обоих,
Это и глыба Сознания, это Не-Сознание
и не отсутствие Сознания…
Видимость порождения,
видимость движения,
и точно так же видимость
вещественности

существуют у Сознания,
которое не рождено,
неподвижно и невещественно;
[Это Сознание] спокойно
и недвойственно.
В совокупности, эти четыре Запредельные шага-пада (Тиб. rkang pa, རྐང • པ; Санскр pada, पद) [или четыре основы живых существ] входят друг в дуга, без Остатка. Причем каждый Внутренний слой поглощает более Внешний - такова Иерархия Сознания.
Соединяя все Внешние слои, он [, Четвертый,] и взаимно снимает все их свойства, согласно [Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм]. Это свойства-гуны (Тиб yon-tan, ཡོན • ཏན; Санскр. guṇa, गुण), ибо текстура объектов внешнего мира сплетена из нитей-гун, согласно [Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм, с. 28], т.е. из энергетических состояний, в которых находятся все объекты Вселенной, [Медитация, с. 55], из состояний, составляющих принципы Первичной природы Пракрити (Тиб. rang bzhin, རང • བཞིན; Санскр. Prakŗta, प्रकृत), [Танец с Шивой. Словарь]. Но как “объекты сознания, которые несут ум” (Тиб. yid yul gyis ni yid ‘dzin pa, ཡིད • ཡུལ • གྱིས • ནི • འཛིན • པ) - это свойства-дхармы (Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म), [Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм, с. 21, 23-24, 28, 39; Тиб. язык, с. 118, 176].
Турия и удерживает остальные три от соскальзывания в Небытие, в марево Всеобъемлющей Иллюзии-Майя (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ • མ; Санскр. Māyā, माया).
Так, Наблюдатель - Держатель Вселенной, т.е. Он тот, Кто удерживает своим вниманием все проявленное на всех ступенях своих проявлений.
[Так,] непрерывное отслеживание Наблюдателем состояний квантовой системы с дискретным энергетическим спектром блокирует распад..., фиксация Вселенной в одном определенном состоянии - создание порядка из Хаоса квантовых вероятностей…, [Уставы небес, с. 309, 311].
Так, созидается одна из Четвериц.
Однако состояния Наблюдающий и Наблюдение невозможно разделить, если мы хотим понять фундаментальные Законы Материи, ибо Наблюдающий есть Наблюдаемое,
[Кришнамурти. В кн.: О самом важном, с. 6, 68].
Так, любое проявление в Реальности Едино со своим Источником.
В проявлении Наблюдение за любым внешним объектом является двусторонним взаимодействием, которое меняет состояние, как Наблюдаемого объекта, так и Наблюдателя, [Эверетт]. При каждом изменении Вселенная, как это не шокирующе звучит, разветвляется на ряд других параллельных вселенных. На этих точках разветвления (развилках) возникают новые Вселенные-Двойники. Они дублируют предыдущую Вселенную, однако, с небольшой поправкой на сознание Наблюдателя. Весь мир, таким образом, есть не что иное, как каскады бесчисленных причинно-следственных цепочек, из которых образуются бесконечные вариации эвереттовских вселенных.
Так, вероятностью обладает не только будущее, но и прошлое.
[Свами Вишну Дэв. Трактат].
РОДОСЛОВНАЯ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ.
1. АТАТТВА
– непознаваемое состояние вне-существования, состояние Запредельной Реальности трансцендентного Абсолюта (Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས; Санскр. Ārūpadhātu) - Сферы Отсутствия Форм, 1-ого Логоса.
2. ТАТТВЫ (Тиб. de-kho-na [-nyid], དེ • ཁོ • ན • ཉིད; Санскр. Tattva, तत्त्व) - букв.: ТАКОВОСТЬ, Состояние ЕСТЬ ТО, ЧТО ОНО ЕСТЬ, состояние свободы от понятий, Высшая реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира. Все существует в нем и все исходит из него, все проявляется через него, творится, поддерживается и разрушается в нем, возвращаясь опять же к нему, к тому, которое никогда не покидало самого себя, не менялось, но и не оставалось неизменным, тем не менее, оставаясь самим собой, без малейших изменений. - Истинная Таковость, суть Бытия.
[Свами Вишну Дэв, с. 52].
Таттвы - Вселенская психическая суть, Высшая Абсолютная Трансцендентная (Запредельная) Реальность [Чистого сознания], Истинная природа Реальности (Тиб. yang dag, ཡང • དག) первой дифференциации Всемирной нераздельной субстанции “Все во всем” (т.е. Ататтвы, Корня Всего), Источник Семи (Экзотерически, Пяти) принципов в природе, т.е. ЕДИНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, Предвечный элемент Адибхута (Санскр. Ādibhūta, (आढिभुत) - “первый элемент”, содержащий все элементы, Непостижимое Божество, [Теософский словарь; Интернет], или Фохат, Источник Семи элементов и Источник творения из Предвечного Ясного света Дайвипракрити (Санскр. दैवी-प्रकृति), рожденного в до-Космической Тьме Хаоса (неупорядоченного обусловленностью состояния), в проявлении становящегося Фохатом (но эзотерически, это есть то же самое), мужской активной мощью Единой энергии женской производящей силы Шакти (Тиб. Yum, ཡུམ; Санскр. Çakti. शक्ति). Джью (Оккультная Мудрость – единое Истинное Магическое Знание) становится Фохатом, Огненным Вихрем.
Фохат - Единый Субстрат, потенциальная абстрактная творческая мощь. - Состояние отрешенности от свойств, имен и качеств, и неизменная причина всех проявлений в феноменальном мире. Из него, в том числе, сотворена Вселенная, энергия мысли.
Фохат
- Сущность Космического электричества и вечно присутствующая электрическая энергия, электрическая жизненная сила и мощь, лежащая в основе всякой органической и неорганической жизни, Всемирно движущая сила, одновременно движитель и движимый. - Это непрестанно действующие созидательные и разрушительные силы.
В основании Единого элемента находится Божество. А, так называемые, Семь элементов, из которых уже пять проявились и утвердили свое существование, являются одеянием или покровом того Божества, из естества которого непосредственно происходит человек. Будет ли он рассматриваться физически, психически, умственно или духовно.
Через Фохат, сфокусированный через один из принципов, на материю мозга действуют Ментальные изменения, которые, как следствия, влекут за собой молекулярные изменения, [Оккультизм или магия, с. 253]. Благодаря Фохату, идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи. С помощью его мощи Ноумен (истинная сущностная природа Бытия) феноменов (явление в рамках Закона Природы, Причина которого сокрыта за рамками проявленного) разделяется, чтобы вновь объединиться в Мистическом, сверхчувственном действии и устремить творческий Луч, когда Он [Фохат], Божественный Сын, выявляется, становясь устремляющей Силой, которая и вынуждает Единое стать Двумя и Тремя на Космическом плане проявлений. Троичный Единый дифференцируется во множество, и тогда Фохат становится той Силой, которая привлекает основные атомы и ЗАСТАВЛЯЕТ ИХ СОБИРАТЬСЯ И СОЧЕТАТЬСЯ. При выявлении Божественного Сына (Фохата) отображение Всемирного Разума становится объективно Фохатом. На Земле Фохат проявляется в явлениях магнетизма.
Метафизически (т.е. за пределами восприятия пятью органами чувств), Фохат - это “Слово, ставшее плотью”, Посланник.
Во втором своем аспекте Фохат – Солнечная энергия, четвертый Охраняющий принцип, животная (жизненная) Душа Природы - электричество.
Ведическое и Авестическое наименование Фохата между [чистыми небесными духами] огненными и водными Язатами (зенд) - Апам-Напат.
[Т.Д., Кн.1, с. 157-158, 115, 123, 133, 153-154, 258-259, 261, Кн. 2, с. 570, 841 Кн. 3, с. 501; Скрижали, с. 882; Теософский словарь, с. 132, 325, 388, 431; Письма Махатм, письмо 66, интернет].
3. ТАНМАТРЫ (Санскр. tanmātrā, तन्मात्रा) - пять тонких элементов истинной природы Реальности-Таттвы (экзотерически), пять зачатков-рудиментов (первооснов).
Оккультная наука признает Семь Космических элементов. - В основе всей природы, всех вещей Вселенной лежит священное Семь (Тиб.bdun, བདུན; Санскр. saptán, सप्तन्), нерожденное и основное число Природы, непосредственно исходящее от [перевоплощающейся Целостности] Монада. Посредством этого числа все во Вселенной и в человечестве приводится к своему завершению.
Это число двойственно (т.е. 7*7) по своим свойствам [как и любой синтез, более плотный аспект которого, называемый нами женским, способобен отображать себя как новую двойственность], т.е. будучи Святым в одном из своих аспектов, оно становится Отрицательным при других условиях. НО НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ (Кабб).
Четыре первоэлемента (Огонь, Воздух, Вода, Земля) этой Семеричности - вполне физические и Силы относительно “слепые” или “разумные”, соответственно тому Принципу в них, с которым работает исследователь, [Т.Д., Т.1 Ч.2 отд.XIV. Четыре элемента, с. 571].
Пятый элемент (эфир) - полуматериальный, он будет виден в воздухе к концу нашего четвертого круга (или глобуса) - одного из Семи пробужденного состояния на каждой планетарной цепи между обскурациями-пралайями (Санскр. pralaya, प्रलय), чтобы верховно главенствовать над другими в продолжении всего пятого [круга].
Остальные два, пока абсолютно вне человеческого познавания. - Тело Эфира еще не вполне проявлено и его нумен [т.е. истинная, сущностная природа Бытия Богов, зародышей недифференцированных элементов, зачатков-рудиментов будущих чувств, в отличие от иллюзорных объектов чувств] есть все еще «Всемогущий Отец Эфир», синтез остальных.
Тем не менее, шестой и седьмой элемент появятся и будут развиты как намеки в последних двух коренных расах (Тиб. rigs rgyud, རིགས • རྒྱུད; Санскр. rasa, रस) или ступенях проявлений человечества этого (четвертого) круга и будут соответственно вполне известны в шестом и седьмом круге.
Так, эти бесплотные принципы-элементы Семеричны в их истинной Космической последовательности в Физическом, Химическом и Духовном составе.
В Экзотерических религиях, так же как и в Эзотерической философии, элементы – особенно Огонь, Вода и Воздух – представлены, как прародители наших пяти физических чувств и, следовательно, непосредственно связаны с ними оккультно [согласно ступени своих проявлений в нашей Сфере Чувственности]. Пять и семь элементов соотносятся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке…
[Элементы] Земля и Вода придают склонность к Страданиям и Покорности, и к Терпению. Эфир и Огонь – к Действию, [Скрижали, с. 141].
Огонь, Вода и Воздух Оккультизма или же, так называемые, «Элементы Первичного Творения» [(точнее, самовыявления из Единой беспричинной СИЛЫ) или проявления Света (Духа)] не являются теми сложными элементами, какими мы знаем их на Земле, но есть Единые нуменальные (т.е. непознаваемые в себе), однородные элементы – духи земных элементов, обладающие физической, психической и духовной природой. Мы называем их: Огонь, Вода. Земля, Воздух, Атомы и т.д. (т.е. всего 7 Начал). Затем следуют Семеричные Группы или Множества…
Атом (Тиб. rdul phran, རྡུལ • ཕྲན; Санскр. Aṇu, अणु) или Первоэлемент – малейший из малых (Санскр. anyamsam-aniyasam), но и больший, чем величайшая сфера, самый атомный из атомного, или абсолютно Духовный атом, непреложный и нерушимый, верховная душа и титул Брамы (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो). – Как сказано, он является атомом равно, как и Беспредельной вселенной.
[Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 264; Теософский словарь, с. 45; Т.Д., Кн. 4, с. 923].
Эти семь элементов с их бесчисленными суб-элементами, гораздо более многочисленными, нежели это известно [современной] науке, являются просто условными изменениями и аспектами ЕДИНОГО ЭЛЕМЕНТА.
[Т.Д., Кн. 1, Пролог, с. 46-47, Кн. 2, с. 569, Кн. 4, с. 757-758; Изида, Т. 2, с. 517-518].
Пять тонких элементов-потенций, проявленные вместе с Эго (с Ахамкарой; Тиб. nga rgyal, ང • རྒྱལ; Санскр. Ahaṃkāra, अहंकार), есть нижний уровень Пракрити (Тиб. rang bzhin, རང • བཞིན; Санскр. Prakŗta, प्रकृत), согласно [Йога-Сутры Патанджали, гл. 1], т.е. Первоматерии, проявленной Акашей (Тиб. nam mkha, ནམ • མཁ; Санскр. ākāça, आकाश), Изначальной субстанцией. Но Акаша Едина с Пуруши (Тиб. skyes-bu, སྐྱེས • བུ; Санскр. Puruşa, पुरुष), Верховным чистым Сознанием, [Свами Вишну Дэв, с. 164], Духом, пребывающим в теле или во Вселенной, [Танец с Шивой. Словарь] или Атомом, Сознательным субъектом, Эго, существующим в Объективной реальности (в реальности объектов), и Первоэлементом.
Эти Пять (Эзотерически, Семь) Великих человеческих элементов, зачатков сознательного и бессознательного Бытия именуются Дхиани-Буддами (Санскр. dhyānibuddha), в образе которых проявляется первое тело Будды [Всеразума, не воспринимаемого чувственно] Дхармакайя (Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय).
Дхиани-будды есть Владыки четырех сторон Света, или Панчасья (Санскр. pañcasya, पञ्चस्य), пять [ликов] Брамы (т.е. весь мир). - Антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из [до-Материального состояния] Пустота-Шуньята (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики Созерцающего.
Они олицетворяют свободу от захваченности пятью скандхами (Тиб. phung-po, ཕུང • པོ, skem-byed, སྐེམ • བྱེད; Санскр. skandha, स्कन्ध) или пятью группами привязанностей, подверженных страстям, но необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией Буддизма.
Пять скандх – пять накоплений (форма, чувства - ментальные и физические ощущения; восприятие - чистые чувства без эмоций; сознание - различающее восприятие; духовные склонности, воля и опыт; совокупность первосознания) или пять групп явлений, составляющих индивидуальное существование (Сознательного объекта и Пракрити).
Этим Буддам соответствуют и пять побеждаемых ими "ядов", или [заблуждений, чувственных страстей] клеша (Тиб. nyon-mongs, ཉོན • མོངས; Санскр. kleça, क्लेश): неведение, страсть, ненависть, гордыня и зависть.
Эти зачатки и Тонкие сущности пяти стихий лишены всех качеств и тождественны свойствам пяти основных стихий - земля, вода, огонь, воздух и эфир. В одном из своих аспектов они - суть: [эмпирические образы – 17-ая – 21-ая таттвы] обоняние, вкус, осязание, зрение и слух, [Теософский словарь, с. З85]. Это тончайшая сверхчувственная [лишенная органов чувств (атиндрийя)] форма Материи, воспринимаемая органами чувств и непосредственно сознанием - Носитель качества и качество, одновременно, и Носитель информации о качестве. Эти зачатки - Начало “Сознательного и Бессознательного Бытия”, НО НЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИ, ГДЕ ОТВЕРГАЕТСЯ МЫСЛЬ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ.
Каждый из этих элементов-энергий, кроме наделенного энергией неподвижного Акаша, аспектами которого являются четыре остальные элемента, вращаются по часовой стрелке по общему кругу, одновременно каждый обращается вокруг своей оси - хоровод вокруг неподвижного Центра, причем этот Центр – везде, а его окружность – нигде. Таким образом, этот хоровод одновременно как бы движется и не движется, ибо четыре элемента – аспекты пятого неподвижного Акаша.
И этот Центр - Изначальный Ади-будда или Вечный свет из Самосущностного тела Абсолютного существования Свабхавикакайя (Тиб. ngo-bo nyid gzhi sku, ངོ • བོ • ཉྱིད • གཞི • སྐུ; Санскр. Svabhāvika kāya, स्वभाविक काय), синтеза Трех тел Буды Трикайя (Тиб. sku-gsum. སྐུ • གསུམ; Санскр. Tri kāya, त्रि काय), в образе голубого Дхьяни-будды Центра Татхагаты Вайрочана (Тиб.de-bzhin-gshegs-pa rnam par snang mdzad, དེ • བཞིན • གཤེགས • པ • རྣམ • པར • སྣང • མཛད; Санскр. Tathāgata Vairocana, तथागत वैरोचन), “идущего по стопам предшественников”, символизирующего фундаментальную Мудрость и манифистирующего голубой элемент Акаша, являющийся его проявлением в этом образе.
В [текстах Буддийских Учений Тайной Мантры] Тантра (Тиб. Rgyud, རྒྱུད; Санскр. Tantra, तन्त्र) Дхьяни-будды, благодаря своей энергетической сущности, связаны с каждым проявлением, с человеком и любым событием, благодаря доминированию в них энергии определенного вида.
[Тибет. Сияние пустоты, с. 106-108].
Так, их пять элементов, экзотерически, но, эзотерически, – их семь.
Но эти пять - лишь дифференцированные виды Единого. - МЕТАФИЗИЧЕСКИ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИ СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ В ПРИРОДЕ.
4. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ-БХУТА
[Тиб. ’gro-ba (འགྲོ • བ) - вид существования; Санскр. bhūta (भुत) - минувший, ставший, все сущее, существующее, мир] – это стихии или ноуменальные, т.е. непознаваемые в себе Пять элементов (Эзотерически, Семь).
Элементы – суть то, то, что “слагает и разлагает составные тела”, [Платон].
Стихии невозможно определить однозначно, поскольку каждая из них является тем и другим, и третьим, согласно [Книга созидания Сефер Йецира].
Это бесплотные Принципы, приложенные к четырем Великим делениям нашего Космического мира на глобусах, т.е. на одном из Семеричных проявлений Космических тел, таковы:
- Арупа (Сфера Отсутствия Форм, 1-ый Логос) на Первообразном глобусе,
- Рупа (Сфера Форм, 2-ой Логос) Ментальной сферы на Творческом глобусе,
- Астральная (Низшее подразделение Всемирной души или Духа жизни, Высший Эфир, 1-й принцип Космической Семеричности, Материя 4-го измерения) на Образующем глобусе,
- Физическая на Физическом глобусе.
[Т.Д., Т.1, Ч.2 отд.XIV. Четыре элемента; Анни Безант. Древняя мудрость, гл. XII, Строение Космоса, интернет].
ИСТОЧНИКИ ПЯТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (т.е. 32-36 таттв) - два из трех принципов Внутреннего механизма:
– Ахамкара (15-ая таттва), самосознание, ощущение своей Самости, Принцип, предопределяющий Личностный Опыт Я такой сякой или Я располагаю тем-то и тем-то,
- Манас (16-ая таттва), понятийный ум, способный к Преобразованию чувственных впечатлений в идеи и образы.
Так, 80 000 групп элементов, которые названы Буддой, - слова или наименования
и собраны в чувственном или ментальном.

[Абхидхармакоша, интернет].
Так, эти пять Первоначал-стихий (Земля, Вода, Воздух, Огонь, Высший эфир) - Будда, пребывающий в Природе всех существ, [Дордже Семпа Намкаче. Тантра Дзогчен, интернет].
Эти пять элементов проистекают один из другого в перечисленном порядке при развитии Мира. При Пралайе (Санскр. Pralaya, प्रलय), т.е. при растворении, они растворяются один в другом в обратном порядке.
Из этих пяти элементов-Бхута строится Мир, согласно философской системе классической Санкхья (Санскр. Sāṁkhya, सांख्य), который есть Пятеричное проявление Прапанча (Тиб. spros-pa, སྤྲོས • པ; Санскр. prapañca, प्रपञ्च), т.е. многообразие проявлений, [История Буддизма, интернет], множественные иллюзоные мыслительные проявления рассудка.
Их мерность ( внешняя организация пространства для человека) – количество свойств (звук, касание, образ, вкус, запах), которыми они обладают.
Первичные элементы было творением Рудиментарных Начал или Танматр; потому оно названо Творением Стихий или Бхутасарга. Это есть период первого дыхания дифференциации до-Космических элементов или Материи. Бхутади означает «происхождение элементов» и предшествует Бхутасарга, творению или дифференциации этих элементов в Предвечной Акаше, Хаосе или Пустоте. В Вишну-Пуране (Санскр. Viṣṇu Purāṇa, विष्णु पुराण) оно описано как происходящее и принадлежащее к Троичному аспекту Самосознания Аханкара (Тиб. nga rgyal, ང • རྒྱལ; Санскр. Ahaṃkāra, अहंकार), переведенному, как Эготизм (самовлюбленность), но означающему, вернее, непереводимый термин «Я есмь-ность», то, что первым исходит из Махата (Санскр. Mahat. महत्) или [Вселенского Универсального] Божественного Разума. - Первый туманный намек на Самость, ибо «чистый» Аханкара становится «страстным» и, наконец, «рудиментным» или зачаточным. Это есть «начало Сознательного, так же как и всего Бессознательного бытия», хотя Эзотерическая школа отвергает мысль о чем-либо «бессознательном», исключая на нашем плане Иллюзии и Неведения (Тиб. ma-rigs-pa, མ • རིགས • པ; Санскр. avidya, अविद्य).
На астрономическом и космогоническом языке это Творение (выявление) относится к периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни после ее Хаотического состояния, когда атомы-первоэлементы (Тиб. rdul phran, རྡུལ • ཕྲན; Санскр. Aṇu, अणु) выявляются из состояния растворения Лайа (Санскр. Laya, लय).
Физически – это хаотическая Материя в ее первичном недифференцированном однородном разлагающемся состоянии, вечном и естественном состоянии субстанции, которая дифференцируется лишь периодически в преходящей Иллюзии чувств.
[Т.Д., Т.1 Ч.2 отд.XIV. Четыре элемента, с. 571; Теософский словарь; Т.Д., Кн.2, с. 551-569].
Бхута образованы из “сгустков охлажденной лучистой Материи” и из “Огненного семени пламенного Отца” или из Изначального Огненного тумана в массах раскаленного пара нерастворимой Небулы (Туманности). Они достигли своего устойчивого состояния в этом 4-ом круге раскрытия нашей планетарной цепи и в нашей 5-ой коренной человеческой расе. Они пользуются кратким периодом отдыха перед тем, чтоб еще раз быть устремленными к восходящей духовной эволюции, в течение которой «живой огонь Оркус» разъединит наиболее неразложимое и вновь рассеет их в Едином Изначальном, [Т.Д. Кн. 2, Четыре элемента].
РОЖДЕНИЕ СТИХИЙ, согласно [Ведам. Брахмана 2, 1-3]:
1. Поистине, – [сказал] он, – когда я славословил, появилась вода (Тиб. Chu, ཆུ; Санскр. jala, जल). Поэтому природа ее – Арка (Санскр. अर्क – символ Материи). Поистине, радость приходит к тому, что знает природу воды Арка.
2. Поистине, вода – Арка. То, что было пеной воды, затвердело, и это стало землей. Он изнурил себя. И от него, изнуренного и воспламененного, возник блеск, его сущность, который есть Огонь.
3. Он разделился на три части: треть – солнце, треть – ветер. Он же – и дыхание, разделенное на три части. Восток – его голова, та и другая стороны – передние конечности, запад – хвост, та и другая стороны – бедра, юг и север – бока; небо – его спина, воздух – брюхо, эта [земля] – грудь. Так твердо стоит он в водах. Кто знает это, твердо стоит там, куда он идет.
На безводной и мертвой пустынной Земле Тонкие элементы Первоначала возникли, взаимопорождая друг друга. Вслед за тем животворные воды пришли к Бытию и породили всех населивших Землю живых существ. Эти Изначальные животворные воды стали подобны кровеносным сосудам в теле Земли и на ее поверхности, превратившись в океан, озера, реки и источники, [Тибет. Сияние пустоты, гл. 2].
Все Космические и Земные элементы порождают в самих себе серии регулярных и гармонических результатов, сцепление причин и следствий, что является неоспоримым доказательством того, что они или одушевлены Разумом ab extra или ab intra (снаружи или изнутри), или же скрывают его внутри или позади «проявленного Покрова», [Скрижали, с. 390; Т.Д. Кн. 2, с. 676, 707, 742].
В этом мире Стихии преходящи, вместе со Звездным Небом и Земными Тварями, то есть, это грубая внешняя жизнь всех вещей, [Я.Беме. Ключ].
Как бы ни были вначале дифференцированы эти элементы, все же, они не были теми сложными составными телами, какими они сейчас известны науке. Ни Вода, ни Воздух, ни Земля (синоним для всех твердых тел) вообще не существовали в своих настоящих состояниях, представляющих единственные три состояния материи (жидкое, твердое и газообразное), признанные наукою. Ибо все они и даже Огонь есть лишь продукты в новых атмосферных сочетаниях, уже совершенно оформленных сфер, [Т.Д..] - Огонь, Воздух, Вода и Земля взаимно переходят друг в друга. Один элемент разрешается в другой, по некоторому взаимному сродству, [Ориген. О Началах, интернет]. Таким образом, в первые периоды формации Земли они были чем то совершенно sui generis (лат. - букв.: своеобразными, единственными в своём роде)… Оккультная наука учит, что в пространстве существует постоянный обмен молекул или, вернее, сочетающихся атомов [в условиях отсутствия постоянства в Мировой и Земной жизни, в частности, согласно одному из базовых принципов Тибетского Буддизма ТЕКУЧЕСТЬ (Тиб. mi rtag pa, མི • རྟག • པ; Санскр. anitya, अनित्य)], которые таким образом изменяют сочетания своих эквивалентов на каждой планете, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ СВОИХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
Так, субстанция Кометной материи, например, «совершенно отлична от химических или физических свойств, с которыми знакомы величайшие химики и физики Земли. И даже эта материя, во время стремительного прохождения через нашу атмосферу, подвергается некоторому изменению в своей природе.
Таким образом, не только элементы нашей планеты, но даже элементы всех ее сестер в Солнечной системе, разнятся в своих комбинациях друг от друга также широко, как и от Космических элементов за пределами нашей Солнечной системы.
[Т.Д., Кн. 1, ст. 6, шл. 3, с. 193 ст. 7, шл. 1, с. 274, Т. 2, ст.4, с. 135- 136].
ТАК, ПРОЯВЛЕНИЯ СОЧЕТАНИЙ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ АТОМОВ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫ. Этот принцип проявлений напоминает нам один из Базовых принципов Тибетского Буддизма – Принцип относительности, согласно которому элементы Бытия, обусловленные Законом взаимозависимого возникновения [изложенного, в частности, в Пратитьясамутпаде (Тиб. rten-cing-‘brel-bar-‘byung-ba, རྟེན • ཅིང • འབྲེལ • བར • འབྱུ • བ; Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद)] и причинно-следственной связью Карма (Тиб las, ལས; Санскр. Karma, कर्म), проявляются, СОГЛАСНО УСЛОВИЯМ ВОЗНИКНОВЕНИЙ И НЕВОЗНИКНОВЕНИЙ, которые и определяют результат взаимосочетаний одних и тех же элементов не прямо, в зависимости от своих причин, а опосредованно, в зависимости от условий своих проявлений.
Так, это общий принцип всех инкарнаций во Вселенной - проявляться отображенно ПО РОДСТВУ, ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ступеням своих проявлений, ибо таков инструмент Материализации Изначального.
Так, в мирах Множества нет, и не может быть одинаковых состояний одновременно. А зеркальное или искаженное отображение Единства в мирах множества, стремящегося к Земному Единству – стопор
.

[Авт.].
В системе [философской школы аналитической Метафизики, основанной Капилой (Тиб. ser-skya, སེར • སྐྱ; Санскр. Kapila, कपिल - ок. 500 г. до н. э.), автором Санкхья-сутр] классической Санкхья (Тиб. grangs сап ра, གྲངས • ཅན • པ; Lhag-ma, ལྷག • མ; Санскр. saṃkhyā, संख्या), которая рассматривает только осязаемый спектр Мироздания, - 25 категорий существования или объектов знания, или 25 таттв. Ибо Вселенная подразделяется на 5 основных таттвических форм, взаимодействие которых порождает 25 (5*5) таттв. Эпическая [Санкхья] добавляет 26 таттву - Абсолют, или Пурушоттаму (Санскр. Puruṣottama, पुरुषोत्त्म) [Метафизически, Высший дух, Верховная Мировая душа]. В других системах количество таттв может быть иным. Так, Шиваизм признает эти 25 и, кроме того, еще 11 Таттв - всего 36 Таттв.
И, согласно [Фёрштайн. Тантра, с. 104-107], их 36, в соответствии с учением знаменитой Кашмирской школы Пратьябхиджна. Мы приводим классификацию таттв в количестве 36-ти.
Эти 36 есть три раза по 12 (Сущность изменяемого в двойственном Единстве временнОго) или 9 Тетрактисов (Четверичностей – состояние Сущего), или 12 Триад (Троиц). - Это самые Священные числа среди Каббалистических и Пифагорейских цифр.
[Блаватская Е.П. Комментарии к статье «Двенадцать знаков зодиака», интернет].
36 ТАТТВ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ: ШУДДХА-ТАТТВЫ, ШУДДХАШУДДХА-ТАТТВЫ, АШУДДХА-ТАТТВЫ. Эти три группы из 36-ти таттв могут быть представлены более подробно как модель существования так:
Первая группа 36-ти таттв:
СФЕРА ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ ШУДДХА-ТАТТВЫ
- пять таттв Верховного чистого Сознания, Запредельного Пространству-Времени, пассивного, лишенного частей, чистого, самосветящегося и неизменного - крайне утонченная сверхсознательная сфера чистого [сгустка энергии, животворной сущности (Тиб. gnas bla, གནས • བླ)] Бинду (Тиб. тхикле. thig-le, ཐིག • ལེ; Санскр. bindu, बिन्दु) Чистой Иллюзии Майя. - Дух, пребывающий в теле или во Вселенной, Высшее существо Пуруша (Тиб. skyes-bu, སྐྱེས • བུ; Санскр. Puruşa, पुरुष). Его состояние - Актиническая (от греч. Aktis) или Духовная энергия, порождающая Свет. Этот трансцендентный Свет является Материальной причиной этой Чистой Сферы. Это Дэвалока (Санскр. देवलोक), обитель 330 миллионов богов, сонмов Риши (Тиб. drang-srong, དྲང • སྲོང; Санскр. ṛṣi, ऋषि) [т.е. сонмов Божественных Святых мудрецов, Семиричных олицетворений аспектов Единого, представляющих Земного человека] и других существ, которые достигли свободы от Тройственных уз. – Пять чистых, пустотных таттв Сверхсознательной сферы.
I. Вселенские принципы недифференцированного состояния Конечной реальности Парама-Шива:

1.Шива (Тиб. zhi ba, ཞི • བ; Санскр. Çiva, शिव) – Благосклонный, Сознательный, Мужской аспект Конечной би-полярной Реальности. Шива-таттва - сознание, которое освещает внешнее.
2. Шакти (Тиб. Yum, ཡུམ; Санскр. Çakti, शक्ति) - Женский силовой аспект Конечной би-полярной Реальности, подразделяющий сознание на Ахам (Я) и Идам (Это) - Субъект и Объект, но без дуалистического разделения. Шакти – динамическая сила, использующая потенциальные тенденции индивидуального "я". Шакти-таттва - состояние индивидуума, испытывающего чувство "я".
3. Садакхья (Санскр. sadākhyā, सदाख्या) – “Всегда названный” или Сада-Шива (Санскр. Sadā-Çiva, सदा-शिव), неизменно Милостивый, «Вечный Шива» - Трансцендентная Воля (Тиб. snying rus, སྙིང • རུས; Санскр. iccha, इच्छ), постигающая и подтверждающая понятие Я есмъ это, с акцентом на Субъективное (т.е. вне-временнОе) Я и признанием вторичности ЭТО, - Вселенского би-полярного Единого. Сада-Шива-таттва - осознавание "внешнего", объединённое с чувством "Я", охватывающего полное постигаемое Пространство как "Я".
4. Ишвара (Санскр. Īçvara, ईश्वर; Тиб. dbang-phyug, དབང • ཕྱུག) - Творец, соответствующий реализации ПринципаЯ есмъ, - Объективная сторона Единого. - Этап Космической эволюции. Ишвара-таттва, состояние, которое наступает при последующем отбрасывании отвлечённой отделённости Высшей Сущности от Внешнего состояния, оно приводит к Ясной тождественности неодушевлённому Пространству.
5. Сад-Видия (Санскр. Sadvidyā, सद्-विद्या), Шуддха-Видия (Санскр. çuddhavidyā (शुद्धविद्या) – состояние Знания Бытия. - Равновесие Субъективного и Объективного, состояние принадлежности к Единому. Видия (Знание) в исследовании последних двух шагов – Чистая Видья.
Все эти Пять таттв чисты, потому что они относятся к пока ещё недифференцированному (единообразному) состоянию, подобно непроявленной силе роста в не проросшем семени.
[Трипура-Рахасья 14.61-64].
Вторая группа 36-ти таттв:
СФЕРА ЧИСТОГО-НЕЧИСТОГО СОЗНАНИЯ ШУДДХАШУДДХА-ТАТТВЫ
- 7 таттв в состоянии Актинодической или Духовно-магнетической, энергии в Шуддхашуддха-Майе, являющейся смесью [Чистого света, дающего жизнь] Одической и Актинической силы - семь чистых-нечистых таттв.
II. Шесть ограничивающих принципов:

6. Майа (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ • མ; Санскр. Māyā, माया) - та, что измеряет), принадлежащая конечной Реальности, власть иллюзии, с помощью которой Единый предстает как ограниченная и условная величина, за счет разделения субъекта и объекта, знаменуя начало нечистого периода существования.
Пять Покрововов (Капкука), ассоциированных с Майей:
7. КалА (Санскр. Kalā, कला – часть) – принцип, согласно которому Неограниченное становится Ограниченным (ср. с состоянием, когда Адамический прообраз дает имена всему существующему), порождая относительность явлений [т.е. когда элементы Бытия обусловлены Законом взаимозависимого возникновения].
8. Видия (Тиб. Rig-pa, རིག • པ; Санскр. vidyā, विद्या) [Знание как Сила и способность понимать Высшие Истины] - принцип, согласно которому Всеведующее Сознание ограничивается преходящим знанием.
9. Рага (Тиб. 'dod-chags, འདོད • ཆགས; Санскр. rāga, राग), страсть и желания, привязанность - принцип, нарушающий Целостность (Санскр. purṇatva, पुर्णत्व) сознания, порождающий стремление к ограниченному опыту.
10. КАла (Тиб. dus, དུས; Санскр. Kāla, काल), Бесконечное время – принцип, низводящий Вечное сознание до временнОго существования, отмеченного Прошлым, Настоящим и Будущим. Согласно [Кастанеда], это Вечное сознание, символизируемое Орлом, и есть Порог наших возобновляемых воплощений, который следует преодолеть в Восхождении.
11. Нияти (Тиб. sngon-las, སངོན • ལས; Санскр. niyati, नियति), необходимость, судьба, ограничения пространства - принцип, согласно которому Независимое и Всепроникающее сознание сокращается, привнося Ограничения Причиной, Пространством и Формой.
III. Два принципа Целостной Индивидуальности: Пуруша и Пракрити:
12. Пуруша (Санскр. Puruşa, पुरुष; Тиб. skyes-bu, སྐྱེས • བུ) [Человек] или Ану (Aṇu, अणु; Тиб. rdul phran, རྡུལ • ཕྲན) [Атом], – Сознательный субъект, Эго, существующее в Объективной реальности.
Третья группа 36-ти таттв:
СФЕРА НЕЧИСТОГО СОЗНАНИЯ АШУДДХА-ТАТТВЫ
- 24 таттвы в состоянии Одической или магнетической энергии, составляющих мир Майи-Иллюзии, мир Ашуддха-Майи. В зависимости от уровня воплощения, эта сфера Астрального [1-ого принципа Космической Семеричности, Материя 4-го Измерения – “Звездный, блистающий, прозрачный в различных степенях Вечности”] и физического планов, в которых души функционируют:
- [через оболочку, или через принцип, ума] Маномайякоша (Manomāyākoça, मनोमायाकोश),
- [через оболочку жизненной энергии] Пранамайякоша (Санскр. Prāņamāyā Koça, प्राणमाया कोश),
- [через физическое тело] Аннамайякоша (Санскр. Annamāyā Koça, Санскр. अन्नमाया कोश).
13. Пракрити (Санскр. Prakŗti, प्रकृति; Тиб. rang bzhin, རང • བཞིན) [Творение] – Первоматерия, – основополагающая природа, внутренне присущее существование, объективная реальность. - Природа, которая индивидуальна для каждого сознательного субъекта.
Первая модификация Пракрити, возникающая при ее эволюции в результате нарушения равновесия гун, – Махат (Санскр. Mahat, महत्), Вселенский Разум, или Буддхи (Санскр. Buddhi, बुदधि), потенциальность ума.
Вторая модификация Пракрити двойственна:
- ее верхний уровень - ум, мышление и Эго (асмита, ахамкара), положительный аспект Высшего эфира Акаша, и Манас Космического тела (Санскр. Manas, मनस्) - Высшее эго, чувственный перевоплощающийся Принцип в человеке…
- ее нижний уровень включает в себя пять Тонких элементов-потенций-танматтр (Санскр. tanmātrā, तन्मात्रा) истинной природы Реальности-Таттва (Тиб. de-kho-na [-nyid], དེ • ཁོ • ན • ཉིད; Санскр. Tattva, तत्त्व), проявленных вместе с Эго (с Ахамкарой; Тиб. nga rgyal, ང • རྒྱལ; Санскр. Ahaṃkāra, अहंकार), согласно [Йога-Сутры Патанджали, гл. 1].
[Никонов В.А. Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса. Философия Веданты и Санкхьи, интернет].
Таким образом, пять Тонких элементов-потенций-танматр (Эзотерически, Семь), пять Великих человеческих элементов или пять Дхиани-будд, зачатков сознательного и бессознательного Бытия Целостной Индивидуальности Пурушу-Пракрити, в эпоху Кали-юга становящейся Адам-Лилит-Евой, можно соотнести с Евой, Матерью Жизни, но каждое имя – на своем плане.
IY. Три принципа Внутреннего механизма (Антахкарана) Первоматерии Пракрити:
14. Буддхи (Санскр. Buddhi, बुदधि; Тиб. Byang-chub, བྱང • ཆུབ), Просветление, Понимание, потенциальность Ума, [Теософский словарь], состояние, которое осознает свое Сознание (Тиб. shes pa, ཤེས • པ, rnam shes, རྣམ • ཤེས; Санскр. jnalvijnana) таким, каким оно является в действительности, согласно [Тиб. Язык, с. 154], нечто лучезарное и способное познавать, согласно [Гарвардские лекции, интернет] - свойство Ума, характеризуемое способностью к дифференциации.
15. Ахамкара (Санскр. Ahaṃkāra, अहंकार; Тиб. nga rgyal, ང • རྒྱལ) [Творец Эго], иллюзорное самосознание, ощущение своей Самости – принцип, предопределяющий личностный опыт.
16. Манас (Санскр. Manas, मनस्; Тиб. Yid, ཡིད), Разум, понятийный ум, Высшее эго, чувственный перевоплощающийся Принцип в человеке (эзотерически). – умственная способность к преобразованию чувственных впечатлений в идеи и образы.
Y. Эмпирические образы - 10 индрий:
Пять сил постижения (Джнана-Индрии):
17. Гхрана (Санскр. ghrāṇa, घ्राण; Тиб. dri ma, དྲི • མ) [запах] – обоняния.
18. Раса (Санскр. Rasa, रस); Тиб. Ro, རོ) [вкус, эмоции, интуиция], склонность к объектам - ощущения вкуса.
19. Чакшус (Санскр. cakṣus, चक्षुस्; mig gdangs, མིག • གདངས) [глаз], оккультное восприятие духовных и субъективных реальностей – зрения.
20. Спарша (Санскр. spṛśa, स्पृश; Тиб. reg pa, རེག • པ) [прикосновение, близость] – чувство осязания.
21. Шравана (Санскр. Çrâvaṇa, श्रवण; Тиб. byi bzhin, བྱི • བཞིན), сверхчувственный слух – чувство слуха.
Пять способностей к проявлению воли (Кармаиндрия).
22. Вак (Санскр. vāk, वाक; Тиб. skad, སྐད) [речь] – способность к общению. Вак - Высшая Реальность, Божественная Речь, - неизменное ядро Вселенной, пребывающее для нашего мира и вне его, Речь, творящая саму Вселенную, и обычный человеческий язык, согласно [Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 52]. Вак - женский Логос, некогда бывшей Единой с Брахмой (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो), создавшим ее из половины своего тела, которое Он разделил на две части, [Оккультизм или магия, с. 241]. В нем содержится Четвертый - Сверхсознание Туриа или Наблюдатель, Беззвучный звук Вечности Паравак (Санскр. paravāk, परवाक), первая вибрация, из которой эманирует все Мироздание, [Танец с Шивой. Словарь]. Паравак порождает Изначальный Звук Нада (Тиб. na sgra, ན • སྒྲ; Санскр. nāda, नाद) [букв.: огненное дыхание жизни Прана (Тиб. srog-gi dbang-po, སྲོག • གི • དབང • པོ; Санскр. prāņa, प्राण)], который концентрируется в капле Бинду (Тиб. Тхикле. thig-le, ཐིག • ལེ; Санскр. bindu, बिन्दु), т.е. в точке фонетической энергии, [Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм].
23. Хаста (Санскр. hasta, हस्त; Тиб. lag pa, ལག • པ) [рука, локоть] – способность к манипуляции.
24. Рада (Санскр. rada, रद; Тиб. rkang pa, རྐང • པ) [нога] – способность к передвижению.
25. Пайу (Санскр. payu, पयु; Тиб. rkub, རྐུབ) [анус, задний проход] – способность к пищеварению.
26. Упастха (Санскр. upasthā, उपस्था; Тиб. sgong rdog, སྒོང • རྡོག) [гениталии] способность к воспроизводству.
Пять танматр – пять Тонких элементов истинной природы Реальности (т.е. таттв):
27. Шабда-танматра (Тиб. sgra, སྒྲ; Санскр. çabdaṃ, शब्दं) - Тонкий элемент звука, Изначальное Внутреннее слово и потенциал для звукового (шравана) восприятия [индрией] ухом в стихии [Высший эфир] Акаша (Тиб. nam mkha, ནམ • མཁ; Санскр. ākāça, आकाश), Изначальной субстанции, Тонкой, сверхчувственной духовной сущности, наполняющей все Пространство.
28. Спарша-танматра (Тиб. reg pa, རེག • པ; Санскр. sparça, स्पर्श) - Тонкий элемент осязания и потенциал для осязания кожей в стихии Воздух (Ваю, Тиб. rlung, རླུང; Санскр. Vāyu, वाभु). - Чистый дух, одетый в Акашу.
29. Рупа-танматра (Тиб. gzugs, གྲུགས; Санскр. rūpa, रूप) - Тонкий элемент для зрительных ощущений [цвета и формы] и потенциал для зрительного восприятия глазом в стихии [жизненной силы] Свет (Тиб. Me, མེ; Санскр. Tejas, तेजस्), т.е. в светоносном эфире.
30. Раса-танматра (Тиб. ro, རོ; Санскр. rasa, रस) - Тонкий элемент вкуса и потенциал для вкусовых ощущений языком в стихии Вода (Тиб. chu, ཆུ; Санскр. jala netī, जल नेती).
31. Гандха-танматра (Тиб. dri chab, དྲི • ཆབ; Санскр. gandha, गन्ध) - Тонкий элемент запаха и потенциал для обоняния носом в стихии Земля (Притхиви, Тиб. sa cha, ས • ཆ; Санскр. pṛthvī, पृथ्वी), т.е. в Пространстве Солнечной системы.
YI. Материальные принципы - пять бхут:
32. Притхиви-бхута - элемент земли как Пространство, Мир, Солнечная система и принцип, производный от Тонкого элемента обоняния;
33. Апо-бхута - элемент воды (Тиб. chu, ཆུ; Санскр. āpo, आपो) и принцип Текучести, производный от Тонкого элемента вкуса;
34. Вайю-бхута - элемент воздуха или ветра (Тиб. rlung, རླུང; Санскр. Vāyu, वाभु). В терминах теории элементов, вначале появляется Ветер. Его основа - Пространство. Затем ветер движется, и в результате порождается тепло. Далее появляются элементы Воды и Земли. Если необходимо объяснить происхождение Изначального ветра, то он, вероятно, появляется из периода Пустоты предыдущей мировой системы. В любом случае, он бесконечен, [Отрывки из книги "Интервью с Далай-Ламой", интернет]. - Принцип подвижности, производный от Тонкого элемента осязания;
35. Агни-бхута (āpo, आपो) - элемент Огня (Тиб. me, མེ; Санскр. tejas, तेजस्), Космическая и Космогоническая сила, Всемирное начало,.Хранитель существ (т.е. Мира), [Т.Д.; Легенды о Кришне, Бхагавадгита, с. 592; Там же. Анугита, XLIY, 5]. - Принцип Созидания, производный от Тонкого элемента зрения;
36. Акаша-бхута (Тиб. nam mkha, ནམ • མཁ; Санскр. ākāça, आकाश) - элемент Высшего эфира. – Принцип Пустоты, производный от Тонкого элемента звука.
[Фёрштайн. Тантра, с. 103-107; Оккультизм или магия, с. 621; Трипура-Рахасья 14.61-64, Глоссарий; Т.Д., Кн. 1, с. 123; И.Таймни. Введение в психологию йоги, гл. 25, Теория пяти бхут, индрий и танматр, интернет].
Такова Тантрическая онтология (Учение о Сущем), которая распространяется на духовную практику. Как модель существования, она может ответить на вопрос, каким образом Единый становится Многими или как Конечная Реальность, которая уникальна, порождает бесчисленное множество объектов, которые мы воспринимаем посредством органов чувств, ИБО ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ОБРАТНЫЙ ПУТЬ ОТ МНОЖЕСТВА К ЕДИНОМУ.
Так, в XVIII веке (годы жизни 788—820гг) великий учитель Адвайта Веданты (Санскр. Advaita-vedanta, अद्वैत-वेदान्त), учения о Единстве всего Сущего, Шанкара (Тиб. bUe - byed bdag – po, བེུ • བྱེད • བདག • པོ; Санскр. Adi Çaŋkara, आदि शंकर) писал:
Многообразие мира является не чем иным, как духовным неведением-авидьей (Тиб. Ma-rigs-pa, མ • རིགས • པ; Санскр. Avidya, अविद्य). Мир - это фантом, созданный непросветленным разумом. Проявленный мир не реален, иллюзия, так как Мир не проявляется в своей истинной сущности. Когда основа заблуждения устранена, бытие являет свою истинную природу, которая предстает как универсальное и уникальное Бытие-Сознание-Великолепие (сач-чит-ананда, Санскр. saccidānanda, सच्चिदानंद).
[Фёрштайн. Тантра, гл. 4].
Так, (МЕТАФИЗИЧЕСКИ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИ) СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДИН ЭЛЕМЕНТ В ПРИРОДЕ.