СОЗНАНИЕ И МОЗГ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Кто я? (Санскр. कोऽहं).
[Мантра].


Tags: Сознание и мозг, Источник сознания, синонимы Сознания, Воспринимающее сознание, Сознание и Ум, Первичное и Вторичное сознание, четырехшаговое состояние сознания Авастха, эго, чарья-пада, крия-пада, йога-пада. Джняна-пада, четыре аспекта Пранавы, феномен и его Источник, Кто Я, анализ-самоисследование Вичара и Витарка, праджня, Тибетские Ыо, sems, rig-pa, shes-pa, yid.

ИСТОЧНИК СОЗНАНИЯ (Тиб. [chos-kyi]-skye-mched, སྐྱེ • མཆེད ; Санскр. āyātana, आयातन) – целостное состояние 12-ти баз Знания, ноумен, т.е. истинная, сущностная природа Бытия - богов, зародышей (потенций) недифференцированных элементов, рудиментов (зачатков или начал) будущих чувств - или Реальность, в отличие от иллюзорных объектов чувств. Поэтому, подобно самому Сознанию как имя или сущность, которая вмещается в форму, Источник сознания невыразим и неопределим, для него нет, и не может быть Земного имени.
Так, согласно определению, источники сознания суть ТО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ПОЯВЛЕНИЕ дхарм (феноменов*)сознания и психики [дыхание, одушевляющее человека, Сознание как атрибут Духа, Материя мысли] и их развертывание (перевод В. И. Рудого).
Источник сознания означает: входная дверь для сознания и психических явлений, согласно Васубандху (Тиб. dbyig-gnyen, དབྱིག • གཉེན ; Санскр. Vasubanthu, वसुबन्भु), основателю школы Йогачарья (Тиб. rnal 'byor spyod pa, རྣལ • འབྱོར • སྤྱོད • པ; Санскр. yogāchāra, योगाचार) [учение этой школы обосновывает концепцию Абсолютной Реальности].
СОЗНАНИЕ (Тиб. shes pa, ཤེས • པ, rnam shes, རྣམ • ཤེས; Санскр. jnalvijnana) Несозданно, Бесформенно, Нерожденно.
Ср., [Тиб. язык, с. 76]:
Rang-gi sems bzod-ma-nas ma-skyes-so
རང • གི • སེམས • བཟོད • མ • ནས • མསྐྱེས • སོ.
Ваше сознание нерождено с самого начала.

Так, Сознание, подобно Пространству, бесформенно и не имеет Основы, оно без Корня или Источника, как таковое. - Никакие понятия ограниченного ума неприменимы к нему. И даже Просветленные существа никогда не способны постичь его в терминах Сансарического опыта, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 20, Т. 2, с. 191].
Это не-рожденное состояние - вне-временнОе Пустотное и Бесконечное состояние достоверного Познания, [Ум и пустота, интернет].
Так, Сознание определяется как нечто лучезарное и способное познавать, но понять это довольно сложно. Ибо Бесконечное сознание (седьмой уровень миров, согласно [Далай-Лама], т.е. за пределами круговорота Бытия Сансара (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. Saṁsāra, संसार), является [вневременнОй] Реальностью всего этого: гор и т.д. – Это Базовое сознание (Тиб. kun gzhi rnam shes, ཀུན • གཞི • རྣམ • ཤེས).
Познавательная способность или Разум (Тиб. shes rig, ཤེས • རིག) - это то самое средство, которое связывает Творца и творение, мера связи меня, как творения, и Его, как моего Творца. Разум находится посередине между нами и не принадлежит ни мне, ни Ему. Обладать разумом – это значит, быть действием, которое присоединяется к Тому, кто действует, и через эту связь между действием и Действующим, постигая Его действия надо мной, я постигаю Его. Ведь Творец называется "Бо-рэ (Евр. בורא)", что означает: "приди и увидь" (וראה בוא). То есть я никогда не постигаю Его суть, а только Его отношение ко мне, как сказано: "По Твоим действиям – узнаем Тебя".
Я изучаю то, что происходит внутри меня, и ищу за этими действиями Творца – и так узнаю Его. То есть я должен раскрыть корень каждого своего свойства и состояния и понять, что "Нет никого, кроме Него" и все исходит от Творца, доброго и творящего добро.
Если я раскрываю, что все приходит от Творца и все только на благо (каким бы плохим мне ни казалось) - значит, я достиг Корня, и так в каждом состоянии.
[М. Лайтман. Интернет].
Восприятие объектов происходит посредством активации предрасположенностей, существующих в Сознании, и, следовательно, объекты Сознания не существуют отдельно от постигающего их ума. Словом, каждое существо будто бы живет в своем собственном, индивидуальном мире.
В тот момент, когда контакт с объектом уже установлен, но концептуальное рассмотрение объекта на предмет того, хорош ли, плох ли он и тому подобное, еще не началось, сама по себе Светоносная и Познающая природа Сознания становится более очевидной. Сознание уже вышло из стадии непроявленности, но еще не достигло стадии рассудочного мышления. Это период исключительно Света и Знания - того, что в системе [Высшего уровня в Буддизме] Дзогчен (Тиб. rdzogs chen, རྫོགས • ཆེན; Санскр. mahasaṃdhi, महसंधि) определяется как Природа ума.
Время, Пространство и все остальное являются проявлениями Сознания. Все это вообще не было сотворено. Но также все это, включая все проявления: горы, и тому подобное, есть ничто иное, как Сознание,
[Йога Васиштхи, гл. 6.21, “История Кундаданты”. В кн.: Свами Вишну Дэв, с. 220]. Ибо “Сознание познает объекты, порождаясь в аспекте этих объектов”, согласно [Гарвардские лекции, интернет]. Ибо и ноумены, и феномены есть безупречная форма Чистой мудрости Ясного света (Тиб. ‘od gsal, འོད • གསལ; Санскр. prabhāsvara, प्रभास्वर), т.е. Единой жизни, Реального состояния как Бесконечное сознание (Тиб. shes pa, ཤེས • པ, rnam shes, རྣམ • ཤེས; Санскр. jnalvijnana).
Так, и Сознание, и Энергия (Покров Несказуемого имени - силы, потенции, внутренние энергии, творящая сила, Абсолютное состояние скрытого сознания, проявляющаяся сила непознаваемой Сферы Абсолют…) Едины, согласно [Трипура-Рахасья 14.61, Глоссарий].
Так, феномены, или проявленные объекты, есть Сознание, и они Едины с Сознанием, ибо Ноумен с миром феноменов, т.е. с миром объектов, соединяет Абсолют. Ноумены, и феномены Едины, они суть Единство, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 197, 203].
Так, все, что проявлено, Изначально Едино.
В системе Дзогчен старейшая из четырех главных школ Тибетского Буддизма - школа Ньингма (Тиб. (bKa') rNying-ma, བཀའ • རྙིང • མ) постулирует: все виды Сознания пронизаны природой Чистого света и Знания.
Так, Сознание не является чем-то материальным:
у него нет ни формы, ни цвета. Как и Пространство, представляющее собой просто отсутствие препятствий, Сознание открыто. Его природа - лучезарность, ясность и способность познавать любой объект, ОТРАЖАЯ ВИДИМОСТЬ ТОГО, С ЧЕМ ОНО СОПРИКАСАЕТСЯ.
И всё же Сознание невыразимо лишь в определенной степени. Если вы отвлечетесь от объектов внешнего мира и постараетесь почувствовать природу Сознания, освоиться с ним, то ваше ощущение Сознания постепенно прояснится.
Пока Сознание оторвано от объекта, его способность познать этот объект не проявляется. Высшие философские школы придерживаются воззрения, которое утверждает, что Сознание познает объекты, порождаясь в аспекте этих объектов. Поэтому, когда мы говорим, что наше Ментальное сознание «видит» цветок, необходимо проанализировать, что же оно в действительности «видит»: сам цветок или же его видимость, отражение.
[Гарвардские лекции, интернет].
Так, Сознание как субъект [Высшая недвойственная сущность, Эго (Тиб. nga rgyal, ང • རྒྱལ; Санскр. Ahaṃkāra, अहंकार) – самосознание, ощущение своей самости, своего я, Эго и Источника эго] становится объектом Знания, когда Внутреннее видение (Тиб. Shes-rab, ཤེས • རབ; Санскр. prājňa, प्राज्ञ), или Познающая Мудрость, проецируется в момент возникновения, [Свами Вишну Дэв, с. 224].
В контексте Тибетской логики все Тибетские термины, обозначающие Сознание, являются синонимами, [ибо] по своей природе ментальные факторы являются Сознанием, [Гарвардские лекции].
Так, синонимами, т.е. близкими по значению другими названиями, даваемыми тому же объекту, согласно Целостному Буддийскому восприятию, являются:
- Тиб. Ыо (བློ); Санскр. Buddhi (बुदधि) – потенциальность Ума, согласно [Теософский словарь], состояние, которое осознает свое Сознание (Тиб. shes pa, ཤེས • པ, rnam shes, རྣམ • ཤེས; Санскр. jnalvijnana) таким, каким оно является в действительности, согласно [Тиб. Язык, с. 154] - нечто лучезарное и способное познавать, согласно [Гарвардские лекции, интернет]. Это интуитивное различающее сознание, Высший ум, регулирующий Понятийный ум (Санскр. Manas, मनस्; Тиб. Yid, ཡིད). Он вырабатывает стратегию Жизни, ее ценности и цели, давая команды Манасу, согласно [Свами Вишну Дэв, с. 65];
- Тиб. sems (སེམས); Санскр. citta (चित्त) - ум как поток отдельных моментов ясного и осознанного восприятия, абстрактное сознание;
- Тиб. rig-pa (རིག • པ); Санскр. Vidyā (विद्या) – осознавание Единства Внешнего и чувства Я (Сада-Шива-таттва) и Ясной тождественности Высшей сущности неодушевленному Пространству (Ишвара-таттва), согласно [Тибетская Йога Сна и Сновидений, с. 122, 110, 113; Санскрит, словарь];
- Тиб. shes-pa (ཤེས • པ); Санскр. jñāna (ज्ञान) - знание, восприятие, просветленность, Бесконечное сознание и Высшее знание, осознавание - выше чего ничего нет. Джняна есть пробужденное, сверхсознательное состояние (Караначитта), функционирующее внутри обычного восприятия мира, каждодневных жизненных ситуаций, согласно [Танец с Шивой. Словарь]. Осознавание – это Исходное состояние Будды, его 1-го тела Дхармакая (Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय) в Сфере Абсолют, свободного от Двойственного восприятия Двайта (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ • པར • རྟོག • པ; Санскр. dvaita, द्वैत) потому, что оно изначально существует в виде просветления на протяжении трёх времён. Осознавание - непрерывно происходящий процесс проявления, естественно идущий в измерении спонтанного (самопроизвольного) Присутствия;
- Тиб. yid (Санскр. Manas, मनस्) – сознание, Манас или понятийный ум, который оперирует логикой. Ум преобразуется, а не производится мозгом, и, по сути, представляет собой вневременнОе пространство. Кроме того, мы видим выражение ума как поток чувственных и эмоциональных отпечатков, удерживаемых вместе иллюзией «Я». А когда совершенство уже обретено, Ум узнается как безграничный, неразрушимый, полный блаженства и доброты, [Алмазный Путь, интернет].
[Геше Джампа Тинлей. Буддийская логика, интернет; История Буддизма; Тиб. язык, Словарь].
Эзотерически, Манас – Высшее эго, чувственный перевоплощающийся Принцип в человеке. Теософски, это Буддхи-Манас (Санскр. Buddhi-Manas, बुदधि-मनस्; Тиб. blo-Yid, བློ • ཡིད ) или Духовная Душа (т.е. синтез потенциальности ума и понятийного ума), согласно [Теософский словарь].
СИНТЕЗ НАЧИНАЕТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (в Высшем эго) ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, [Калагия].
Духовное манасическое тело (Тиб. Идлюс, yid-lus, ཡིད • ལུས) – Мироощущение, Мировосприятие, - Тело склонностей, согласно [Тибетская книга мертвых, с. 52].
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЭТИ СИНОНИМЫ ПОНЯТИЙНО РАЗЛИЧИМЫ.
Сознание - одна из трех категорий феноменов утверждения (Тиб. sgrub-pa, སྒྲབ • པ), наряду с формой [все материальные феномены] и неассоциируемым составным фактором [класс непостоянных, составных (производных) феноменов, которые нельзя отнести ни к категории формы, ни к категории сознания]. Феномены утверждения - объекты, которые могут быть познаны без необходимости познавания того, что является их противоположностью, это функциональные феномены, обладающие характеристиками бесформности (они не состоят из частиц), способностями познания, ясности.
Сознание можно разделить на основные виды ума и ментальные факторы (Тиб. sems byung, སེམས • བྱུང; Санскр. caita, चैत). Некоторые ученые поясняют, что основные виды ума рассматривают объект в целом, а ментальные факторы выделяют частные признаки этого объекта.
В Буддийских системах количество видов Сознания определяется по-разному. Согласно одной системе, есть только одно Сознание - Ментальное. Для разъяснения этой теории ее последователи приводят любопытный пример: находящаяся в доме обезьяна скачет от одного окна к другому, и тому, кто смотрит на дом с улицы, кажется, что в доме много обезьян.
Точно так же и одно-единственное сознание действует через различные органы чувств, поэтому кажется, будто видов сознания много, хотя на самом деле оно одно.
Однако это крайнее воззрение, так как оно устанавливает минимальное количество видов сознания.
Другая система, следующая Сутре подшколы [Йогачара] Читтаматры (Тиб. sems tsam pa, སེམས • ཙམ • པ; Санскр. chittamatra, चित्तमतृ), в дополнение к шести основным категориям [Первичного] сознания, а именно:
- зрительному сознанию (Тиб. mig gi rnam shes, མིག • གི • རྣམ • ཤེས; Санскр. chakshurvijnana, चक्षुर- विज्ञान),
- сознанию слуха (Тиб. rna ba'i rnam par shes pa, རྣ • བའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ; Санскр. shrotravijnana),
- обонятельному сознанию (Тиб. sna'i rnam shes, སྣའི • རྣམ • ཤེས; Санскр. ghranavijnana),
- сознанию вкуса (Тиб. Ice'i rnam par shes pa, ལྕེའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ; Санскр. jihvavijnana);
- осязательному сознанию тела (Тиб. lus kyi rnam shes, ལུས • ཀྱི • རྣམ • ཤེས),
- ментальному сознанию (Тиб. yid kyi rnam shes, ཡིད • ཀྱི • རྣམ • ཤས; Санскр. mahovijñāna, महोविज्ञान);
вводит еще две категории:
7. [Универсальное] Сознание-хранилище
(Тиб. kun gzhi rnam par shes pa, ཀུན • གཞི • རྣམ •ཤས • པ; Санскр. ālaya, आलथ, Алаявиджняна, alaya–vijñāna, आलय-विज्ञान; в переводе Дж. Хопкинса mind-basis-of-all, или ум-основа-всего), связанное с Первоэлементом Акаша (Тиб. nam mkha, ནམ • མཁ; Санскр. ākāça, आकाश), который есть Вселенская душа, Божественная душа мысли и сострадания Трансгималайских мистиков, или Атман (Тиб. Bdag, བདག; Санскр. Ātman, आत्मन्), т.е. Божественная сущность человека, Единый от Матери-Духа, Божественный проводник. Каждый человек несёт в себе её луч и считается, что он может отождествиться и слиться с ней. Основной причиной появления в этой системе понятия «сознание-хранилище» было желание найти в процессе самоисследования личность среди основ для ее обозначения.
Любая система, признающая сознание-хранилище, не признает внешних объектов; объекты кажутся внешними сущностями, отдельными от воспринимающего их сознания, но, в действительности, по своей природе, они неотделимы от ума.
[Гарвардские лекции, интернет].
Cферой Сознания-Хранилища является 1-ое тело Будды Дхармакайя (Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय), согласно Учению школы Виджнянавада (Тиб. Sems-tsam, སེམས • ཙམ; Санскр. vijnānavāda, Cittamātra), объясняющей работу Сознания с психологической., эпистемологически-логической [логики Теории познания], медитативной и сотериологической [учение об искуплении и спасении человека] точки зрения. В Сознании естественным образом вне Времени и Пространства пребывают все возможные знания, ибо на уровне Абсолютного состояния Дхармакайя Время и Пространство отсутствуют.
[Тибет. Сияние пустоты, с. 108].
Сознание-хранилище - частица [Сферы Форм, 2-ой Логос] Нирваны (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण). Ее сущностью является Ясный Свет (Тиб. ‘od gsal, འོད • གསལ; Санскр. prabhāsvara, प्रभास्वर) - Единая жизнь, Реальное состояние как Бесконечное сознание (Тиб. shes pa, ཤེས • པ, rnam shes, རྣམ • ཤེས; Санскр. jnalvijnana), природа Дхармакаи, а ее Реальностью является Шунья (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), до-Материальное зародышевое состояние или Пустота.
[Дандарон. Черная тетрадь, интернет].
Объединенное сознание, т.е. Абсолютный аспект Единого Сознания и Сознания, подверженного смертям-и-рождениям - гармоничное объединение Нерожденного и Неуничтожимого с Рождающимся и Исчезающим.
[Махаяна-шраддхотпада-шастра, с. 12. Сянган, 1926. В кн.: Психологические аспекты Буддизма, с. 19].
8. Омраченный ум (Тиб. nyon mongs can gyi yid, ཉོན • མོངས • ཅན • གྱི • ཡིད ; или nyon yid, ཉོན • ཡིད, nyon mongs yid kyi rnam shes; Санскр. клиштаманас, klishṭamanas) - заблуждения, чувственные страсти, чувственные загрязнения, омрачения, аффекты, согласно [Санскрит; Тибетский язык].
Это восьмое сознание - запасное Сознание, аспект Ума Я, который обманут Иллюзией Пустоты и все еще не свободен от Различенья [различающее сознание - Акшобхья (Тиб. 'khrugs pa med pa, འཁྲུགས • པ • མེད • པ, мi bskyod pa, མི • བསྐྱོད • པ; Санскр. Akṣobhy, अक्षोभ्य)]. Это ступень к преобразованию омрачений в Великое зеркало Мудрости – в ступень Абсолютной просветленности Боддхи (Тиб. Byang-chub, བྱང • ཆུབ; Санскр. Bodhi, बोधि). Поэтому это обязательная стадия, через которую должны пройти Адепты (Тиб. sgrub-pa-po, སྒྲུབ • པ • པོ; Санскр. sādhaka, साधक), т.е. Сыны Воли и Йоги, Предки, Духовные Праотцы всех последующих Архатов и Махатм - Великие души ранней Четвертой расы, которых 3-я раса cоздала, истинно, беспорочно, т.е. не половым путем, а Творческой Мощью и Мудростью, силой мысли Крияшакти (Санскр. kriya-çakti, क्रिय-शक्ति) на пути к Полному просветлению, [Лу К’уан-ю, с. 160].
И, наконец, в системе Индийского [монаха и] ученого Парамартхи (499-569гг) есть дополнительное, девятое сознание, именуемое «неомраченный ум».
Вышеупомянутые системы восьми и девяти видов сознания также являются крайними, поскольку устанавливают слишком много видов сознания, тогда как система шести категорий сознания - золотая середина - ни много, ни мало.
ЧЕТЫРЕХШАГОВОЕ (Санскр. catur pada, चतुर् पद; Тиб. gnas bzhi, གནས • བཞི) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ АВАСТХА (Санскр. avasthā, अवस्था), КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ ПРИДТИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ:
1. Viśvaṃ (Санскр. विश्वं) – ВСЕОБЩЕЕ. Это обычное состояние Бодрствования (Тиб. mi nyal, མི • ཉལ; Санскр. Jāgrata, जाग्रत) – сознательное состояние восприятия наяву, когда сознание постигает (вкушает) внешние объекты.
2. Свапна (Тиб. nyal ba, ཉལ • བ; Санскр. Svapna, स्वप्न) – Быстрый сон со сновидениями или астральное сознание, “погружённость, подобная сну". Это сознание нашего внутреннего мира, т.е. мира наших мыслей, чувств, желаний, устремлений, которое мы можем назвать также Духовным сознанием. Состояние Атмана: СИЯЮЩЕЕ, вкушающие внутренние объекты, порожденные самим же Сознанием, грезами и воспоминаниями.
3. Сушупти (Тиб. gnyid, གཉིད; Санскр. suṣuptiḥ, सुषुप्तिः) – Глубокий медленный сон без сновидений или подсверхсознание. Это сознание недифференцированного Единства, не разделенного более на объект и субъект, и полностью пребывающее в самом себе. В Буддизме оно описывается как состояние бескачественной неограниченной Пустотности (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), т.е. зародышевого до-Материального состояния, “в котором нет причин для огорчений”. Состояние Атмана: СОЗНАЮЩЕЕ (Тиб. Shes-rab, ཤེས • རབ; Санскр. prājňa, प्राज्ञ), познающая Мудрость, все неразличимая “глыба сознания”, Внутреннее видение (Праджня). Но это тяжелый сон, оцепенение (Санскр. Nidrā, निद्रा), состояние которого - расставание с иллюзиями, своего рода, отрицательное прозрение всех возможных определений как несоизмеримых с запредельной Реальностью.
4. Турия (Тиб. bzhi-pa, བཞི • པ ; Санскр.Turīya, तुरीय) – Четвертый, состояние Спокойствия и Тишины, Чистое сознание; постоянное Самадхи (Тиб. zhi gnas, ཞི • གནས; Санскр. Samādhi, समाधि), т.е. состояние однонаправленной сосредоточенности, [Трипура-Рахасья. Глоссарий].
Это предельное неопределимое состояние, снимающее всякую противоположность между Внешним и Внутренним в череде взаимопротиворечивых определений, т.е. в терминах отрицательной теологии - это и не глыба сознания (т.е. не Сушупти), и не сознание, и не отсутствие сознания. Трансцендентная непостижимая Турья превосходит все. В ней нет тел, в ней нет того, кто обладает телом, нет качеств, нет жизни, нет смерти, нет того, что можно бы было описать человеческими [т.е. Земными] понятиями - это самый лучший язык для описания Абсолюта, состояния Знающего просветленного Мудреца, т.е. состояние Джняни (Тиб. rig-pa, རིག • པ; Санскр. jñānī, ज्ञानी).
В толковании Гаудапады (Санскр. Gauḍapāda, गौडपाद), Великого Мудреца Ранней Ведантийской Традиции, эти четыре состояния Сознания звучат так:
Эти двое, “Всеобщее” и “Сияющее” [т.е. Бодрствование и Быстрый сон со сновидениями]
полагаются связанными.
“Сознающее” [т.е. Глубокий медленный сон без сновидений] связано лишь с причиной.
Ни одна из этих двух [возможностей]
не существует для Четвертого [т.е. для Турия].
Эти четыре состояния Сознания входят друг в друга без остатка, все они укладываются (поглощаются) внутри самой крупной опоры (“матрешки”), единственной Реальности, подпирающей собой все остальное.
Таким образом, эти четыре шага представляют собой иерархическую структуру, где каждый следующий – высший [внутренний] слой целиком поглощает собой предыдущий внешний слой.
[Наставления Шри Махарши, с. 309; Свами Вишну Дэв, с. 100, 142; Ранняя Веданта - Кашмирский Шиваизм, с. 17-24; Лама Анагарика Говинда. Основы Тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению Великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, интернет].
Эти четыре авастхи на пути к Освобождению могут быть изложены и так:
1. Приостановление возникновения различающих мыслей (Тиб. 'gog-pa, འགོག • པ; Санскр. nirodha, निरोध), состояние полного прекращения Сознания, в котором форма растворяется в бесформенном - аналогично старости.
2. Поворотный шаг для вступления на Путь, «изменение», а также понимание изменчивой природы сознания - аналогично переходу от зрелости к старости (Санскр. anyathatvā, अन्यथत्वा).
3. Состояние стабильной практики, ведущей к достижению необусловленности [состояние, очищенное от притока аффективности (Санскр. анасрава) – неомраченность, аналогичная возмужанию (Тиб. sdod pa, སྡོད • པ; Санскр. sthitī, स्थिती)].
4. Достижение пробуждения - аналогично рождению (Тиб. skye-ba, སྐྱེ • བ; Санскр. jāti, जाति).
[Философия Китайского Буддизма. Переводы, предисловия и комментарии профессора Е.А. Торчинова, интернет].
Согласно Шиваитской школе Шайва-Сиддханта (Санскр. Çâiva-siddhānta, शैव-सिद्धान्त), эти четыре [стадии] пады (Санскр pada, पद) являются последовательными и кумулятивными, т.е., завершая одну, душа, тем самым, подготавливается к следующей:
- Чарья-пада (Санскр. caryā-pada, चर्या-पद) - стадия доброго поведения. - Первая стадия, в которой человек учится жить праведно, служить бескорыстно, практикуя йогу бескорыстного действия Карма-йогу (Санскр. Karma-yoga, कर्म-योग). Поклонение на этой стадии, в основном, Внешнее.
- Крия-пада (kriya--pada, क्रिय-पद) - стадия Религиозные действия; стадия поклонения, стадия Бхакти-Йоги (Санскр. bhakti yoga, भक्ति योग), т.е. культивирования преданности посредством выполнения Пуджи (Тиб. mchod-pa, མཆོད • པ; Санскр. pūjā, पूज) или ритуального почитания и подношений, и ежедневной Садханы (Тиб. sgrub-pa, སྒྲུབ • པ; Санскр. sādhana, साधन), т.е. Духовной практики. Центральной практикой Крия-пады является выполнение ежедневной Пуджи.
- Йога-пада (Санскр. yoga-pada, योग-पद), созрев в Чарья- и Крия-падах, душа обращается к интернализированному (Внутреннему) поклонению и Королевской Раджа-йоге (Санскр. Rāja-yoga, राज-योग) под руководством духовного наставника Садгуру (Санскр. sat-guru, सत्-गुरू). Это время Садханы и серьезного устремления к цели - реализации истинного “Я”. И это Сакха-Марга (Санскр. Sakhā-Mārga, सखा-मार्ग), т.е. Путь друга, ибо теперь на Бога смотрят как на близкого друга. Это состояние Близости есть: Я естъ Ты, состояние Единства со своим Источником, состояние исчезновения "я” в любви к Богу, обретение Истинной сущности, неизменной основы, которая есть Божественный свет, согласно [Иисус глазами суфиев, с. 16]. Это состояние “лицом к лицу” к своему Центру - состояние Я - это Ты, а Ты – это Я, Единый Брахман, и при этом Изначальная и Блаженная причина, запредельное Сознание, сияющее как Единое и единственное Зеркало дивной Вселенной… Ибо все имена – есть одно и то же.
Состояние БЛИЗОСТЬ приближают с помощью самоисследования** своего внутреннего Тонкого тела, когда мы задаем вопрос: Кто я (Санскр. ko.ahaṃ, कोऽहं). Санскр. Кто (Санскр KA, क) [Тиб. su (སུ)] – имя и эпитет Брахмы (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो) - Божественное Абсолютное Начало, основа миропроявления.
Ср., [Веды 10.129.6]:
Кто (Ка, क) знает, откуда родилось это творение.
[Ведические предания, с. 116, 291].
Эта практика Прямого Пути Недвойственности (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས • སུ • མེད • པ ; Санскр. Advaita, अद्वैत) - завершение Духовной Практики. - Состояние Я есмъ (Санср. Asmi, अस्मि) как спонтанное и естественное состояние Реализации, состояние Джняни (Тиб. rig-pa, རིག • པ, Ye-shes, ཡེ • ཤེས; Санскр. jñānī, ज्ञानी), т.е. Просветленности, Высшего знания, Осознания, выше чего ничего нет – это состояние ОДНО с Абсолютом.
[Свами Вишну Дэв, с. 36-37, 64-65; Трипура-рахасья 2.70, Примеч.; Наставления Шри Махарши, с. 88-89].
- Джняна-пада (Санскр. jñāna-pada, ज्ञान--पद) - стадия Мудрости. Когда душа достигает Реализации, она получает Мудрость и живет вне жизни тела, благословляя все человечество. Эта стадия также известна как Сан-Марга - Истинный путь, на котором Бог является Дорогим Возлюбленным.
Тамильское писание Тирумантирам, написанное Шиваитским мистиком и поэтом [Просветленным Видящим или] риши (Тиб. drang-srong, དྲང • སྟྲོང; Санскр. ṛṣi, ऋषि) Тирумулар’ом, описывает осуществление каждой стадии следующим образом:
В Чарье душа вырабатывает тесную связь с "миром Бога" (Санскр. Салокья, सलोक्य).
В Крие она достигает "близости" (Санскр. Самипья, समीप्य) с Ним.
В Йоге душа достигает "подобия" (Санскр. Сарупья, सरुप्य) Ему.
В Джняне душа наслаждается предельным блаженством тождественности (Санскр. Саюджья, सयुज्य) с Шивой (Тиб. zhi ba, ཞི • བ; Санскр. Çiva, शिव), “Богом пламенной сферы”.
[Танец с Шивой. Словарь; Сайт “Традиция натхов”, интернет].
Гаудапада предлагает также способ приближения к Высшей реальности, опирающийся на особые приемы медитации или формулы-мантры (Тиб. Sngags, སྔགས; Санскр. Mantra, मन्त्र), например, священного слога ОМ (как Зов – это АУМ), который в целом представляет Всеобъемлющее Космическое сознание четвертого уровня (Санскр. Turīya) за пределами слов и понятий - сознание четвертого измерения, который поглощает три более плотных своих проявлений: бодрствование, быстрый сон со сновидениями (астральное сознание), Глубокий медленный сон без сновидений или подсверхсознание
Так, согласно [Философия Китайского Буддизма], эти четыре сущностных состояний сознания (существования) - это четыре аспекта Пранавы (Санскр. prāṇavā, प्राणवायु) или Всеначальной энергии АУМ:
- четыре авастхи;
– четыре матры (Тиб. tsam, ཙམ; Санскр. Mātra, मात्र) - кратчайший период времени, относящийся к длительности звуков, равный миганию глаза - мера звука четверичного ОМ. Матра исчерпывает свой предмет, она представляет его целиком, абсолютно, [Ранняя Веданта - Кашмирский Шиваизм, с. 229].
- четыре состояния Брахмы (Санскр. Brahmo, ब्रह्मो), называемые:
1. Вселенская человеская душа Вайшванара (Санскр. Vaivānara, वैश्वानर) [Огненное состояние].
2. Жизненная сила Теджаси (Санскр. Tejas, तेजस्) или Золотой зародыш Хиранъягарбха (Тиб. Mngal-sgo, མངལ • སྒོ; Санскр. Hiraņyagarbha, हिरण्यगर्भ).
3. Внутреннее Видение, познающая Мудрость Праджня (Тиб. Shes-rab, ཤེས • རབ; Санскр. prājňa, प्राज्ञ), соответствующая Глубокому Сну без Сновидений, трансцендентальная истинная природа Сознания,
4. Владыка Ишвара (Тиб. dbang-phyug, དབང • ཕྱུག; Санскр. Īçvara, ईश्वर), стоящий над Троицей.
В Писаниях упоминается и пятое [целостное] предельно трансцендентное состояние, называемое Туриятита (Санскр. turia-atita – तुरीयातित) - "за четвертым", т.е. за пределами Высшего осознания:
- Священный Тетраграмм (четырёхбуквенное непроизносимое Божье имя, напр., Евр. יהוה);
- Священное знание Тарака (Санскр. Târakâ, तारका) о Не-Познаваемом по роду, качествам и месту, проникновение в Суть Знания.
[12 знаков Зодиака. Т. Субба Роу. Перевод Ю. Хатунцева, интернет].
Часть Бесконечного сознания становится нашим Конечным сознанием со способностью к различению и определению и с ложными концепциями, [Яджурведа], согласно [Танец с Шивой. Атмасварупа Мандала. Словарь, интернет].
В Мантраяне (Тиб. Sngags-kyi theg-pa, སྡགས • ཀྱི • ཐེག • པ; Санскр. Mantrayāna, मन्त्रयान) - наивысший уровень Учения Будды [Алмазный путь] - виды сознания различаются по степени их грубости или тонкости. В этой системе пять сознаний чувств считаются грубыми, а восемьдесят концептуальных сознаний - более утонченными. Среди восемьдесяти концептуальных сознаний тридцать три из них имеют природу ярко-белого явления; сорок — природу ярко-красного возрастания; и семь — природу ярко-черного почти-достижения. Эти три вида ума - ярко-белого явления, ярко-красного возрастания и ярко-черного почти-достижения, а также ум Ясного света представляют собой наитончайшие сознания.
Эти четыре вида ума также называют «четыре пустых».
Среди восьмидесяти концептуальных сознаний различают много благих и неблагих видов ума, а также много уровней тонкости.
ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (или Ум, с позиций Буддийской логики).
ПЕРВИЧНОЕ СОЗНАНИЕ - сверхтонкий ум. Первичный ум
- категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего объект в целом. Первичный ум - самая общая категория сознания (Тиб. «sems», སེམས; Санскр. citta, चित्त), Абстрактное сознание как атрибут Духа, как Материя мысли, [Теософский словарь]. Под именем sems подразумевается умственная воспринимающая способность, также называемая Тиб. gtso sems (གཙོ • སེམས), «поток сознания» (Тиб. rnam shes, རྣམ • ཤེ, sems rgyud, སེམས • རྒྱུད, rgyud, རྒྱུད), ум (yid, ཡིད).
Первичный ум в [Алмазном пути] Ваджраяна (Тиб. Rdo-rje- theg-pa, རྡོ • རྗེ • ཋེག • པ; Санскр. vajrayāna, वज्रयान) - это Ясный свет (Тиб. 'od-gsal, འོད • གསལ; Санскр. Prabhāsvara, प्रभास्वर).
[Сайт “Литмир. Электронная библиотека”, интернет].
Различают шесть форм Первичного сознания (Тиб. rnam shes drug, རྣམ • ཤེས • དྲུག) или шесть способностей и шесть внутренних (Санскр. adhyatma-ayatana) и внешних (Санскр. bahya-ayatana) соответствующих им объектов (Тиб. [chos-kyi]-skye-mched, སྐྱེ • མཆེད; Санскр. āyātana, आयातन) или Источников познания. Они таковы:
1. Способность: зрительное сознание (Тиб. mig-gi rnam-par shes-pa, མིག • གི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: орган зрения (Санскр. chakshur-indriya-ayatana) и видимое (цвет и форма – Санскр. rupa-ayatana).
2. Способность: сознание слуха (Тиб. rna’i rnam-par shes-pa, རྣའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: орган слуха (Санскр. shrotri-indriya-ayatana) и слышимое (звук – Санскр. shabda-ayatana).
3. Способность: обонятельное сознание (Тиб. sna’i rnam-par shes-pa, སྣའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: орган обоняния (Санскр. ghran-indriya-ayatana) и обоняемое (запах – Санскр. gandha-ayatana).
4. Способность: вкусовое сознание (Тиб. Ice-yi rnam-par shes-pa, ལྕེ • ཡི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: орган вкуса (Санскр. jihv-indriya-ayatana) и вкушаемое (вкус – Санскр. rasa-ayatana).
5. Способность: тактильное сознание (Тиб. lus-kyi rnam-par shes-pa, ལུས • ཀྱི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: орган осязания (Санскр. kay-indriya-ayatana) и осязаемое (Санскр. sprashtavya-ayatana).
6. Способность: ментальное сознание (Тиб. yid-kyi rnam-par shes-pa, ཡིད • ཀྱི • རྣམ • པར • ཤེས • པ); объекты: мыслительные способности (Санскр. mana-indriya-ayatana) и нечувственные объекты (Санскр. dharma-ayatana или dharmah).
[Психологические Аспекты Буддизма, с. 91; Википедия, интернет].
Эти шесть внутренних и внешних аятана (Санскр. adhyatma-ayatana, bahya-ayatana) – база Сознания, опора, местоприбывание - одно из важнейших понятий теории восприятия в Буддизме, [Интернет]. Напр., глаз и цвет-форма, [Тибетский язык, с. 69].
ВТОРИЧНЫЙ УМ - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего специфические характеристики объекта.
Вторичное сознание или вторичный ум, или ментальные факторы (Тиб. sems-byung, སེམས • བྱུང или sems-las- byung-ba, སེམས • ལས • བྱུང • བ; Санскр. caitta, चैत) – понятие, «включающее в себя все реакции, которые следуют за первичным восприятием», именно, они и связаны с функционированием клеш (Тиб. nyon-mongs, ཉོན • ཕོངས; Санскр. kleça, क्लेश) или чувственных заблуждений.
Вторичных факторов сознания существует бесчисленное множество, но общепринята классификация вторичных факторов, в которой различается пятьдесят один фактор. Она восходит к «Компендиуму (сокращённое изложение основных положений) Абхидхармы» Асанги (Тиб. thogs med, ཐོགས • མེད; Санскр. Asaṅga, असङ्ग), непосредственного ученика Гаутамы Будды (Тиб. Go'u ta ma Shakya thub-pa, གོའུ • ཏ • མ • ཤ • ཀྱ • ཋུབ • པ; Санскр. Gautama-Çākyamuni, गौतम-शाक्यमुनि).
Это определенная схема, в которой виды вторичного ума, или ментальные факторы, сгруппированы в шесть категорий сознания, которые выражают шесть основных аспектов сознания. Эти шесть групп выделяются и характеризуются следующим образом:
I. Пять вездесущих факторов, создающих хаотическое состояние мутности, согласно [Легенды о Кришне, Бхагавадгита, с. 619], постоянно присутствующих во всех объектах Сознания (благих, неблагих и нейтральных), т.е. пять всепроникающих факторов (Тиб. kun 'gro, ཀུན • འགྲོ; Санскр. sarvatraga) или психических элементов, в состав которых входят:
- Индрии (Тиб. dbang-po, དབང • པོ; Санскр. Indriya, इन्द्रिय) или психофизиологические органы, источники чувств – третье творение, Единое в первой Троичности, которая есть Сокрытие в разъединенном развитии Нераздельной природы,
- Манас (Тиб. Yid, ཡིད; Санскр. Manas, मनस्) - мироощущение, мировосприятие, тело склонностей, Духовное манасическое тело, эзотерически - Высшее эго, чувственный перевоплощающийся 5-ый Принцип в человеке, луч от Мировой души,
- Кама (Тиб. `dod, འདོད; Санскр. Kāma, काम) – “рожденные в Уме” страсти и вожделения, культурно-эстетическое, интеллектуальное и сексуальное наслаждение и удовлетворение, одна из четырех ценностей человеческой жизни, или Пурушартх (Санскр. पुरुष-अर्थ) – 4 стадии усилий в поисках, согласно [Танец с Шивой. Словарь].
Эти пять вездесущих факторов таковы:
1. Намерение (Тиб. sems-pa, སེམས • པ; Санскр. cetana) связывает Первичный ум с объектом восприятия или действия. По выражению [досточтимого] Геше Нгаванга Даргье (род. В 1965г), «это наиболее активный из пяти «вездесущих факторов» ума, и он является эквивалентом Кармы (Тиб. las, ལས; Санскр.Karma, कर्म), т.е. последовательности отображаемых Причин и Следствий. Поскольку он вызывает вхождение (Тиб. 'jug pa, འཇུག • པ) в объект Сознания, связанного со своими психическими элементами, то является деянием (las), потому что las означает деяние и объект действия.
Поскольку эта активность ума есть действие, мотивация, побудитель мысли, направляющий мысль на благое, не благое и нейтральное, результат ее деятельности – задуманное, решение, намерение (Тиб. bsam pa, བསམ • པ), реализующееся в деянии посредством тела и речи.
2. Ментальное проникновение в объект (Тиб. yid-la byed-ра, ཡིད • ལ • བྱེད • པ; Санскр. manasi kara) - задействование в уме, внимательность, внимание - то, посредством чего ум привлекается к объекту и удерживается на объекте; оно дает возможность Первичному уму проводить индивидуализирующие различения объектов - вне их различения на «положительных», «отрицательных» и «нейтральных».
3. Контакт (Тиб. reg-ра, རེག • པ; Санскр. sparça, स्पर्श) - соприкосновение объекта и ума как шестое звено зависимого возникновения.
4. Ощущение (Тиб. tshor-ba, ཚོར • བ; Санскр. . vedanā, वेदना) - ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейтральные.
5. Распознавание, различение (Тиб. ‘dus-shes, འདུས • ཤེས ; Санскр. saṃjñā, संज्ञा) - распознавание характеристик объектов пяти форм чувственного сознания или понимание связей между качествами объекта и их функцией.
Вездесущие факторы имеют место всегда и безотносительно различения на положительные, отрицательные и нейтральные объекты.
[Геше Тинлей, интернет; Кучин И. Л. Тибетско–русский словарь буддийских терминов с санскритскими параллелями, с признаками (определениями) и подразделениями. Версия 04.2014, интернет].
II. Группа «пяти определяющих факторов» (Тиб. yul so sor nges pa Inga, ཡུལ • སོ • སོར • ངེས • པ • ལྔ). Это акты индивидуализирующего распознавания объектов, случающиеся только в связи с определенными стимулами, в отличие от простого различения, которое имеет место всегда, независимо от положительных, отрицательных или нейтральных стимулов. Благодаря аспекту Ума как индивидуализирующее распознавание объектов, мы имеем возможность квалифицировать объекты как позитивные и негативные, благие и неблагие, как добро и зло.
1. Мудрость (Тиб. shes-rab, ཤེས • བ) - вид различающего ума, который способен проводить различие между добродетелью и пороком и проявляется в отношении определенных объектов, в отличие от «вездесущих» факторов.
2. Установка (Тиб. ‘dun-pa, དུན • པ) - установка ума, которая побуждает нас стремиться к объекту нашего желания. Этот ментальный фактор, в отличие от «вездесущих факторов», действующих в отношении любых объектов, проявляется только в качестве реакции на определенные объекты.
Согласно [Великому] Каба Паль-цегу (XII в.), установка «есть желание, которое возникает, когда орган чувств и чувственное сознание проникают в объект, безотносительно к природе этого объекта».
3. Стабилизация, или однонаправленность (Тиб. ting-nge-‘dzin, ). Это однонаправленная концентрация и фиксация ума на объекте.
4. Память, или внимательность (Тиб. dran-pa, ). Это фактор, позволяющий уму долгое время не забывать объект, с которым он стал близок.
5. Убежденность, или верование (Тиб. mos-pa, མོས • པ). Это «удерживание специфического объекта распознавания с целью его познания как он есть». Это восхищенная убежденность, посвящение себя объекту [Ум и знание, с. 41].
III. Группа «добродетели»: «одиннадцать благих факторов» (Тиб. dge-ba bcu-gcig, ) – виды ментальных факторов:
1. Вера (Тиб. dad-pa, དད • པ) - благой ментальный фактор, который является «чистым мышлением», рождающимся из постижения благих качеств Трех Драгоценностей (Тиб. dkon mchog-gsum, དཀོན • མཆོག • གསུམ; Санскр. triratna, त्रिरत्न): Будда, Дхарма и Сангха, которая есть Несравненный проводник или Просветленная мудрость, ее закон и служитель.
2. Совесть (Тиб. ngo-tsha shes-pa, ངོ • ཚ • ཤེས • པ), или внутреннее знание того, что является стыдом и позором - ментальный фактор, который сдерживает от совершения различных действий.
3. Стыд (Тиб. khrel-yod-pa, ཁྲེལ • ཡོད • པ). Это «внешний двойник совести» (Геше Нгаванг Даргье) - учитывает отношение других к нашим собственным действиям.
4. He-привязанность (Тиб. ma-chags-pa, མ • ཆགས • པ) - противоядие от привязанности, возникает в результате отказа ума от нечистых феноменов [круговорота Бытия] Сансары (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. Saṁsāra, संसार) – блуждания, переход через различные состояния; течение мирской жизни, [Санскрит, словарь];
5. Свобода от ненависти, или беззлобность (Тиб. zhe-sdang med-pa, ཞེ • སྡང • མེད • པ ) - противоядие от ненависти, которое является любовью.
6. Отсутствие тупости (Тиб. gti-mug med-pa, གཏི • མུག • མེད • པ) - противоядие от глупости и ложных концепций, приписывающих феноменам и живым существам существование внутренне присущей им природы, возникающее в результате постижения пустоты и бессамостности.
7. Усердие, являющееся, по сути, любовью к добродетели (Тиб. brtson-‘grus, བརྩོན • འགྲུས).
8. Пластичность, или тренированность (Тиб. shin-tu sbyangs-ра, ཤིན • ཏུ • སྦྱངས • པ) - качество гибкости ума и тела, развиваемое путем тренировки и являющееся силой контроля над телом и умом, позволяющей использовать их так, как нужно; противоядие от ошибочных состояний ума и тела.
9. Добросовестность, или осторожность (Тиб. bag-yod-pa, བད • ཡོད • པ) - способность ума к усердной духовной практике, без проявлений привязанности, гнева или неведения, появляется в результате медитации, мирских и немирских форм активности.
10. Спонтанное равновесие (Тиб. btang-snyoms, བཏང • སྙོམས) - спонтанное состояние спокойствия ума, когда он уже больше не может впасть в сонливость или возбужденное состояние, и в этом состоянии не способны возникнуть привязанность или другие омрачающие эмоции.
11. Безвредность (Тиб. rnam-par mi-‘tshe-ba, རྣམ • པར • མི • འཚེ • བ) - состояние ума, при котором существо не способно причинять вред другим даже в помыслах.
Эти вторичные факторы сознания, перечисленные в III-ей группе «Добродетели», ведут к Нирване (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण), т.е. к “состоянию отсутствия причин огорчения” [Сфера Форм, 2-ой Логос], к Высшей мудрости, или к «Изначальной мудрости» (Тиб. ye shes, ཡེ • ཤེས; Санскр jñāna, ज्ञान). По общему определению, это знание Арьев (Санскр. ārya, आर्य; Тиб. ’phags-pa, འཕགས • པ), а также общее название Пути. Но в более точном смысле это Мудрость Всеведущего ума Будды.
[Гарвардские лекции, интернет; Геше Тинлей, интернет].
IV. Группа «шести коренных клеш (Тиб. rtsa-nyong drug, རཙ • ཉོང • དྲུག), являющихся основой всех других клеш:
1. неведение (Тиб. ma-rig-pa, མ • རིག • པ);
2. привязанность (Тиб. ‘dog-chags, འདོག • ཆགས);
3. ненависть (Тиб. khon-khro, ཁོན • ཁྲོ);
4. гордыня (Тиб. nga-rgyal, ང • རྒྱལ);
5. омраченное сомнение (Тиб. the tshom nyon-mong-can, ཐེ • ཚོམ • ཉོན • མོང • ཅན);
6. ложные воззрения (Тиб. lta-ba nyon-mongs-can, ལྟ • བ • ཉོན • མོངས • ཅན).
V. Группа «двадцати вторичных клеш» (Тиб. nye-nyong, nye-mongs, ཉེ • ཉོང, ཉེ • མོངས) - ввергающая Карма (Тиб. ‘phen-byed-kyi las, འཕེན • བྱེད • ཀྱི • ལས), производимая этими ментальными факторами, привязывает существ к [круговороту Бытия] Сансара и забрасывает в низшие миры дурных перерождений.
VI. Группа «переменных факторов» (Тиб. gzhan-‘gyur bzhi, གཞན • འགྱུར • བཞི) - из всей совокупности ментальных факторов, именно, группы «коренных клеш» и «вторичных клеш» являются оковами, привязывающими существ к Сансаре. Они должны быть распознаны и устранены из сознания.
В Буддизме различение Первичного сознания и его Вторичных форм (Тиб. sems-byung, སེམས • བྱུང, или sems-las-byung-ba, སེམས • ལས • བྱུང • བ) очень важно для понимания механизма воспроизводства оков, привязывающих к Сансаре.
Понятие о Первичном сознании выражает философское представление Буддизма о том, что на уровне первичных форм сознание может функционировать, не будучи «нагруженным» концептами, порожденными неведением, корнем Сансары.
Но дело в том, что сознание «видит» так объект только в первый момент ментального восприятия. Уже во второй момент включаются ментальные факторы, связанные с оценкой и субстанционализацией, преувеличением бытийного статуса феноменов и живых существ.
Как поясняет досточтимый Геше Тинлей, на базе первичного чувственного и ментального восприятия, которое само по себе не служит механизмом воспроизводства Сансары, тут же возникает концептуальное мышление.
Отличие актов Первичного сознания и его Вторичных форм, или ментальных факторов, связано с тем, что ментальное сознание как форма первичного сознания познает объект в общем, как нечто целостное. А вторичное сознание наделяет его различными конкретными характеристиками, в том числе, исходя из врожденного неведения и приобретенных в ходе социализации ложных мировоззренческих концептов, приписывает объектам характеристики, якобы присущие им самим по себе.
Не все виды концептуального сознания являются путами Сансары. Но есть определенные концепции, а именно, выражающие Заблуждение относительно способа существования всех феноменов, которые, вместе с цеплянием за феномены как истинно существующие, и составляют познавательную и психологическую специфику неведения.
[Геше Тинлей, интернет].
МОЗГ (Тиб. klad-pa, ཀླད • པ).
Кабб., мозг - моах (מוח), причем в двух состояниях:
- Творящий (ו) сокрыт (מח);
- Творящий (ו) проявлен (מוח).
Бог провидел, что необходимо мир устроить так, чтобы у каждой твари мозг был, так сказать, всегда окружен многочисленными оболочками-клипа (קליפה). Весь мир, как наверху, так и внизу, устроен по этому принципу, начиная с Первичного Сакрального Центра и вплоть до самых отдаленных пластов. Все они - оболочки друг для друга, - мозг в недрах мозга, дух в недрах духа, скорлупка внутри скорлупки.
Первичный центр - это Свет сокровенной просвечиваемости, утонченности и чистоты немыслимой. Эта сердцевина расширяется, становясь [залом Света] "дворцом-чертогом Эйхалот" (היכלות), который выступает в качестве оболочки для Центра и тоже является сияющей непознаваемостью.
"Дворцовый" покров непостижимости внутренней точки, хотя сам по себе тоже непознаваемое сияние, всегда не столь утончен и прозрачен, как Первичная точка. Дворец расширяется в собственную оболочку, в Первичный Свет.
Отсюда начинает разворачиваться вовне расширение за расширением, где каждое последующее образует для предшествующего некий Покров, вроде оболочки мозга...
Точно так же все происходит и внизу: по этому же образу и подобию и человек сочетает в мире сем мозг и оболочку, дух и тело, - все это во имя совершенной организации мира сего.
[Зогар. В кн.: Уставы небес, с. 360].
Так, физический мозг – оболочка Внутреннего, Духовного мозга, ибо все проявленное – Внешний покров Внутренних проявлений. И потому умственные способности человека никак не связаны с количеством его мозговых извилин***.
С позиций Суфи, мозг (دماغ)
- средство, при помощи которого Ум различает Мысль, т.е. разумная бесконечность в каждой частице Света или искаженной [отображенной] частице света, согласно [Закон одного, интернет] в ее конкретной форме.
При расстройстве в мозгу, говорит ученый, человек становится умственно больным. Но Суфий считает, что с умом ничего не случилось; если что и вышло из строя, так это инструмент, благодаря которому функционирует Ум.
[Инайят Хан. Метафизика, интернет].
Мозг, в отличие от Материалистических представлений о мозге как органе мышления, передатчик и приемник информаци на уровне человеческого мышления и связанных с ним процессов обучения и памяти. Эти функции исполняет любой Отражатель, в том числе, Зеркало – механизм более плотных или более тонких проявлений.
Размеры Мозга, его величина, количество извилин никак не связаны с умственными способностями Человека. Напр., средняя величина мозга француза равна 88.4 дюйма3 (1 дюйм316,4 см3), а среднего полинезийца (папуасов, алфуров), даже среди низших степеней из них – 89-89.7 дюймов 3. То же самое можно сказать и о ширине мозга скандинавов – 75, англичан – 76… Шиллера – 82, жителей Мадуры – 82.
Сравнение древних и современных черепов европейцев показало, что их размеры почти не изменились: каменного века – 18,88 д, того же периода из 48 черепов в Англии – 18,86 д, того же периода из 7 черепов Уэльса – 18,5 д, из 36 черепов каменного века Франции – 18,2 д, средний объем ныне живущих европейцев – 18, 58, у готтентотов – 17, 795.
Это показывает, что Причина умственных способностей кроется ни в количестве мозга, а в его способности считывать и передавать информацию в Едином мире, в полноте связи с информационным полем Вселенной, основанной на определенной ступени нашего развития – т.е. в его качестве.
[д-р Пфафф. В кн.: Т.Д., Кн. 4, с. 655-656].
И мозг двойственно проявляется своими двумя полушариями:
Правое полушарие – немое, но поющее,
узнающее уже знакомую информацию, способное к геометрической и пространственной ориентации, оно синтезирует события. Оно более гармонично. В нем заложены характерные человеческие свойства: оно способно к приему и обработке информации на уровне человеческого мышления и связанных с ним процессов обучения и памяти. Оно обладает собственной логикой и мотивацией, генерирует идеи, мысли и ассоциации на абстрактном и символическом уровне. Оно знает, но не говорит! Оно заведует художественными восприятиями окружающего мира, [В.Вейник, гл. YI].
Оно более искренно и проявляется на левой половине лица как Истинное чувство.
Левое полушарие
речевое, алгебраическое, перерабатывающее события, протекающие во Времени, аналитически, доминирующее (95% случаев) над правым. Оно, скорее, неуравновешенное; оно заведует волевыми восприятиями окружающего мира, [В.Вейник, гл. YI].
Оно проявляется на правой половине лица как контролируемое чувство.
В норме оба Полушария функционируют совместно, постоянно обмениваясь информацией о своем состоянии и принятых или отвергнутых решениях. Но при их оперативном (хирургическом) разделении они проявляются как два различных уровня сознания: самосознание выражается левым полушарием.
[Й.Хамори, с. 85, 94-95, 105, 108-11, 113].
Мозг в процессе расширения и разделения на телесные органы и ткани приносит в жертву один из своих полюсов (или соответствующие половые органы) вне его родной Сферы.
Деление идет наружу, поэтому возможно появление новых полов внутри старых. При делении вовнутрь полы втягиваются, различия между ними стираются. Тогда двое в Едином исчезают. Образуется Духовный пол.
[Эзотерика для начинающих, с. 54].
Большая часть Мозга ведает жизнедеятельностью всего организма, и эта часть с возрастом не усыхает, в отличие от той его части, которая ведает рациональным мышлением.
Мозг обусловлен (это и включение Иллюзии, которую мы называем “я” - Самость) нашими прошлыми поколениями, обществом, средствами СМИ, деятельностью и воздействиями извне, - т.е. он запрграммирован и вынужден приспосабливаться к определенному шаблону. Он живет в прошлом, видоизменяя его в настоящее и далее - в будущее. При решении проблем он исходит из своей собственной программы (подобно компьютеру) и действует в очень малом пространстве, ибо его ограничивает обуславливающая его мысль.
Поэтому наш Мозг функционирует в одном направлении: память, опыт, знание, которое он накапливал в веках. Эти состояния обуславливают и ограничивают нашу Жизнь, наш Ум, создавая неразумную программу саморазрушения.
Но потенциально мозг способен на выполнение других функций, неизвестных нам, например, в связи с Озарением (пробужденным состоянием).
Всякие действия, связанные с открытием новых средств для изменения структуры мозга, с Желанием произвести переворог в генетике, не спасет Человечество, а принесет лишь его гибель. Ибо это наши временнЫе, обусловленные потуги, - не более того.
Клетки мозга могут быть изменены через Озарение, - т.е. вне Времени и вне его обусловленности. В этом состоянии Безмыслия мозг скован. В этом случае у него есть контакт с [познавательной способностью] Разум, и Разум может функционировать посредством мозга.
[Кришнамурти. В кн.: О самом важном, с. 11, 220, 312, 465, 469, 471, 473].
Ср., И.М. Сеченов. В кн.: В.Вейник, гл. YI]:
Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. В подробнейших атласах анатомии человека расписана деятельность всех участков головного мозга, в них входят участки, ответственные за деятельность всех органов чувств, но среди них нет ни одного, предназначенного для мышления, - МОЗГ ПРЕДНАЗНАЧЕН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВСЕМИ ФУНКЦИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛА. Точно также карта коры головного мозга вся испещрена изученными точками, однако в организме все они ведают формированием и построением только мышечных движений различного рода.
[В.Вейник, гл. YI].
Таким образом, физический мозг – зеркальное, или искаженное, отображение Внутреннего мозга и его функций.
Источник физических проявлений мозга
- отцовская капля энергий, называемая Тхикле (Тиб. thig-le, ཐིག • ལེ), из которой и развиваются мозг и его составляющие: кости, костный мозг (Тиб.: rkang mar, རྐང • མར), кровавый костный мозг (Тиб.: lha ba, ལྷ • བ)…и мозг. [Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх. Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод, интернет].
На стадии формирования зародыша Грубого тела белые Тхикле (от отца) дают начало костному мозгу, костям и мужскому семени, а красные (от матери) – коже, мышцам и крови, в том числе, маточной зародышевой крови. Поэтому мужское семя и маточную зародышевую кровь называют белыми и красными тхикле, - грубые, присущие телу из плоти и крови. Их общее название “Жизненная сущность” (Тиб. rlung, རླུང; Санскр. Prāņa, प्राण).
[Тибет. Сияние Пустоты, с. 164].
ВЫВОДЫ.
1. Источник сознания суть то, что вызывает появление феноменов и психики - дыхания, одушевляющего человека, Сознания как атрибута Духа, Материи мысли - и их развертывания.
2. Мозг предназначен исключительно для управления всеми функциями жизнедеятельности тела. Физический мозг – зеркальное, или искаженное, отображение Внутреннего мозга и его функций.
3. Ум преобразуется, а не производится мозгом, и, по сути, представляет собой вневременнОе пространство. И потому умственные способности человека никак не связаны с количеством его мозговых извилин.
4. Феномены, или проявленные объекты проявлены Сознанием, и они есть есть Сознание, и они Едины с Сознанием - все, что проявлено, Изначально Едино.
5. Реализация истинного “Я”, состояние Близости, Единства со своим Источником, состояние исчезновения "я” в любви к Центру, обретение Истинной сущности, неизменной основы, которая есть Божественный свет - состояние “лицом к лицу” к своему Центру - состояние Я - это Ты, а Ты – это Я.

Sher
Примечание.
*) Феномен
(Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) или группа феноменов, которым присваивается какое-либо обозначение (наименование). Номинально [обозначенно] существующие феномены не установлены в силу собственных свойств, в то время как полностью установленные феномены - пустота, как и феномены, зависящие от другого, установлены в силу собственных свойств. Познание истинной природы феноменов с точки зрения удостоверяющего фактора сознания - ум просто удостоверяет отсутствие самобытия вещей, [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].
Феномен есть Отец, Семя всего, воспринимающая его Пустота - Мать, [Тибетская книга мертвых, с. 58]. Поэтому это состояние невыразимо и неопределимо, для него нет и не может быть [Земного] имени, поэтому оно определяется так: “это ТО, на чем держится Космос”, букв.: “ТО, что удерживает нас от страданий и не дает развиваться Причинам”, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 2]. Это “то, чем все является”, [Алмазный путь, интернет], “это явление, данное в чувственном созерцании”, [Интернет], явление в рамках закона Природы, Причина которого сокрыта за рамками проявленного.
Традиционных толкований Дхармы [в проявлении] - десять, согласно [Вьякхья-юкти (Тиб. rnam-bshad-rigs-pa, རྣམ • བཤད • རིགས • པ; Санскр. vyākhyā-yukti, व्याख्या-युक्ति)], “Объяснение форм связи” (как вариант).основателя школы Йогачарья Васубандху:
1. Феномен, который либо обусловлен (вне-именнЫми связями), либо необусловлен, необусловленные феномены несут общие признаки, напр.: все обусловленное – непостоянно;
2. Путь (Тиб. Lam, ལམ; Санскр. Mārga, मार्ग; Тиб. Theg-pa, ཐེག • པ; Санскр. Яна, यान) – правильные взгляды, ибо извращенные взгляды не являются Дхармой;
3. Нирвана (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण) есть покой обретение защиты в Дхарме;
4. Объекты сознания (Тиб. chos-kyi skye-mched, ཆོས • ཀྱི • སྐྱེ • མཆེད; Санскр. dharmāyatana), т.е. базы знания, включающие в себя способности и соответствующие им объекты, напр., глаз и цвет-форма - несут ум. Это явление, распознаваемое нашими шестью чувствами (Шестым называют работу Разума, который оперирует явлениями Сознания);
5. Заслуги (Тиб. bsod-nams, བསོད • ནཕས; Санскр. Puņya, पुण्य) прошлых рождений. Духовные заслуги удерживают нас от впадания в жалкое состояние;
6. Жизнь (Тиб. tshe, ཚེ; Санскр. āyu, आयु) или жизнеспособность несут тело. Жизнь требует уваженать жизни других существ или Спасение их жизни;
7. Учения (Тиб. gsung-rab, གསུང • རབ; Санскр. agama-dhanmi), рассматриваемые как Писание, оно определяется как "Слово, которое вводит в (сферу) Учения, рассматриваемого как практика";
8. Процесс Становления (Тиб. ‘byung ‘rgyur, འབྱུང • འརྒྱུར; Санскр. bhāvani (भावनि)) - то, что минует, неизбежно грядущее – разрушение и смерть, ибо все имена мира Времени рождаются, становятся и умирают,
9. Религиозная жизнь (Тиб. nges dang, ངེས • དང) - согласно высказыванию: “монахи, лишение жизни не есть дхарма, но отказ от лишения жизни есть Дхарма”.
10. Обычаи (Тиб. chos-lugs, ཆོས • ལུགས - Закон), - обычаи страны и касты, неотъемлимо присущий поведенческий тип, паттерн (образец) любого объекта, или группы объектов, явлений, людей (напр., страна, каста…). Обычаи несут поведение, соответствующее им.
[Тиб. язык, с. 119, 176].
Но если Точка Отсчета запредельна, проявленный феномен – Майя (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ • མ; Санскр. Māyā, माया), т.е. иллюзия и совершенство (совокупность всех крайностей).
Ср., согласно [Махаяна. Вималакиртинирдеша сутра (Учение Вималакирти), с. 156-157, 184], все феномены не существуют:
… chos thams cad yongs su ma grub pa ste
ཆོས ཐམས ཅད ཡོངས སུ མ གྲབ པ སྟེ
[Тибетский язык, с. 156-157, 183, 184].
**) Этот анализ, это самоисследование называют Вичара (Тиб. dpyod pa, དཔྱོད • པ; Санскр. Vicāra), "тонкое" (детальное) исследование объекта. Вичара есть функция разворачивания совокупности предикатов (сказанного).
Витарка (Тиб. rtog pa, རྟོག • པ; Санскр. vitarka, वितर्क) направляет ум на объект сосредоточения и "грубо" исследует его. Для того, кто мыслит, пользуясь речью, витарка дает тему - она есть функция или событие задания темы или субъект (подлежащее) этой речи.
Витарка-Вичара в Абхидхармистском трактате «Вибханга» названы «парой речевых импульсов» (вачисанкхара). Чисто процессуальное рассмотрение позволило Индийцам применить Витарка-Вичара не только к устной, но и к внутренней речи.
Во внутренней речи тема или субъект не обязательно выражены словесными знаками, поскольку каждый человек всегда знает, о чем он говорит про себя. В согласии с этим Витарка однократно поставляет объект сознанию, а затем суть, содержание этого объекта развертывается перед наблюдающим сознанием функцией Вичара.
[А.В. Парибок].
Как следует проводить анализ? Для этого Будда установил принцип четырех опор:
1. Не опирайтесь на личность, опирайтесь на учение.
2. В учении же не опирайтесь на слова, опирайтесь на их смысл.
3. Что же касается смысла, опирайтесь не на истолкованный смысл, а на точный.
4. Что же касается точного смысла, опирайтесь не на [обычное] сознание, а на Высшую мудрость.
[Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].
***) Мудрость никак не связана с количеством мозговых извилин – но это совсем другая тема, связанная с инкарнациями Космических провокаторов.

Литература
1. Трипура-Рахасья или Мистерия за Пределами Троицы. Диалог Даттатреи и Парашурамы, записанный Харитаяной. Перевод с английского языка и редактирование комментариев: В.Вернигора, сентябрь 2001 г., редакция – июль 2003 г, интернет.
2. Тибетская книга мертвых, Т. 39. С.П., изд. Чернышева, 1992, с. 255.
3. Сурья Анандамурти. Ведические предания. Вселенная, Боги, Демоны в прозрениях древних пророков. Изд. “Амрита”. РБ, г. Минск, 2000, с. 304.
4. Легенды о Кришне. М., изд. “Ник”; “Одиссей”, 1995, с. 800.
5. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Гарвардские лекции. Перевод с тибетского языка и редакция Джеффри Хопкинса. Перев. на русский язык Майя Малыгина, интернет.
6. Геше Джампа Тинлей. Буддийская логика: Комментарий к трактату Дхармакирти Праманаварттика, интернет.
7. Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота, интернет.
8. Геше Тинлей, интернет.
9. Крапивина Р.Н. Ум и знание, интернет.
10. Алмазный путь. Оле Нидал. М.: Издательство "Алмазный путь", 2008 г., с. 240, интернет.
11. Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв). Сакральные тайны йоги или власть над реальностью, судьбой и жизнью. Вселенная Джняни. Взгляд из другого мира. Комментарий на избранные шлоки из “Йоги Васиштхи”. М., Амрита, 2010, с. 240.
12. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
13. Тибет. Сияние Пустоты. Е.Н.Молодцова. 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343.
14. Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней Веданты к Кашмирскому Шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. Научно-издат. Центр “Ладомир”, М., 1996, с. 220.
15. Лама Анагарика Говинда. Основы Тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению Великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, интернет.
16. Бидия Дандарон. Черная тетрадь (за пределами пространства и времени), интернет.
17. Тибетская Йога и Тайные Доктрины. Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
18. Тибетская Йога сна и сновидений, интернет.
19. Meditatio, 3. Секреты китайской медитации. Лао-цзы. Тайны золотого цветка, [Лу К’уан-Ю; Р.Вильгельм]. Изд. REEFL-book, 1994, с. 284.
20. Будь тем, кто ты есть. Наставления Шри Раманы Махарши. Составитель Дэвид Годман. Перевод с англ и составл. Русск. Изд. О.М.Могилевера. Под ред. Н.Сутары. Изд. Т.Н.Венкатараман, Индия, совместно с “Андреев и сыновья”, С.-П., Россия, 1994, с. 352.
21. О самом важном. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом. Перевод с англ. Т.Богатырева. Изд. М., “Либрис”. 1996г., с. 495.
22. Психологические аспекты Буддизма. Отв. Ред В.В.Абаев, 2-ое изд., Новосибирск, “Наука”, Сибирское Отделение, 1991, с. 182.
23. Будон Ринчендуб. История Буддизма. Серия Пилигрим. Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера. Перевод с английского A.M. Донца. СПб., изд. Евразия, 1999, 336 с., интернет.
24. Философия Китайского Буддизма. Переводы, предисловия и комментарии профессора Е.А. Торчинова, интернет.
25. Хазрат Инайят Хан. Метафизика, 2004г., интернет.
26. Нурбахш. Дж. Иисус глазами суфиев. М., “Когелет”, 1999, с. 16.
27. Блаватская Е.П. (ЕПБ). Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
28. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
29. 12 знаков Зодиака. Т. Субба Роу. Перевод Ю. Хатунцева, интернет
30. Калагия или Власть над временем. Учение Эволюции Человека и Вселенной, принятое волхвом А.П.Наумкиным в горах Алтая. М., изд. “Прометей”, 1993, с.320.
31. Вейник В. Почему я верю в Бога. Исследование проявлений Духовного Мира. Религиозное издание. Минск, Изд. Белорусского Экзархата, 1998г., с.320.
32. Дауэр В. Эзотерика для начинающих. Refl-book, 1994, с. 184.
33. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М.И. Уставы небес. Изд.”У-Фактория”, Екатеринбург, 2000, с. 499.
34. Ра. Закон одного, интернет.
35. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
36. Кочергина В.А. Санскрит. Учебник для вузов. Московский гос. университет им. М.В.Ломоносова. Изд. Москва, академический проект, 2007г, с. 335.
37. Кучин И. Л. Тибетско–русский словарь буддийских терминов с санскритскими параллелями, с признаками (определениями) и подразделениями. Версия 04.2014, интернет
38. А.В. Парибок, интернет
39. М. Лайтман, интернет
40. Википедия, интернет
41. Сайт “Традиция натхов”, интернет
42. Сайт “Литмир. Электронная библиотека”, интернет