Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь |
НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ (из будущего Русско-Тибетского словаря).
(из будущего Русско-Тибетского словаря). Tags: Недвойственность или Монизм, Адвайта, Реализация Адвайты. Адва́йта-веда́нта, Двойственность, Двайта, Пустота-Форма, Дзогчен, Ньингма, девять Ян (уровней) Буддизма, Бон, четыре основных школы Тибетского буддизма, Лайя-йога. НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ-АДВАЙТА (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས • སུ • མེད • པ; Санскр. Advaita, अद्वैत) или Монизм (Тиб. tshul-gcig-pa. ཚུལ • གཅིག • པ; Санскр. eka-naya. एक-नय) - Учение, признающее Основой всего существующего ОДНО Начало. Монистические школы опираются на [Тайное знание] Упанишад (Санскр. Upaniṣada उपनिषद्) [протофилософическое толкование Вед (Тиб. rig byed, རག • བྱེད; Санскр. Veda, वेद)] и связанные с ними тексты, [Танец с Шивой. Словарь. Интернет]. Монистический принцип мыслится как Единство противоположностей энергий воздуха [Индра (Тиб. brgya byin, བརྒྱ • བྱིན; Санскр. Indra, इन्द्र) – “Внутренний, самый Сокровенный Дух, которого человек идеализирует как Бога Всемогущего”] и Огня (Тиб. Me, མེ; Санскр. agni, अग्नि) [т.е. Источника всего, Отца Творящей силы, Начала сутей (Стихий или Первоэлементов - Тиб. ’gro-ba, འགྲོ • བ; Санскр. bhūta, भुत, tanmātrā, तन्मात्रा), Хранителя существ (т.е. Мира)], согласно [Т.Д.; Легенды о Кришне. Бхагавадгита, с. 592, Анугита, XLIY, 5; Хазрат Хан. Метафизика, интернет], в Равнодействии сил, двигающих [Носителя Внутренней природы] Колесницу (Тиб. theg-pa, ཋེག • པ; Санскр. yāna, यान) проявлений в Единстве противоположностей познавательного процесса, в Единстве творческого Начала как созидательной Силы пола, согласно [Махабхарата. Лесная, Примеч., с.501]. Недвойственность - состояние исчезновения Двойственности (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ • པར • རྟོག • པ; Санскр. dvaita, द्वैत) и удаления Неведения (Тиб. Ma-rigs-pa, མ • རིགས • པ; Санскр. Avidya, अविद्य), [Наставления Шри Махарши, с. 146], состояние умеющего синтезировать противоречия Миропроявления, состояние системного мировосприятия. Недвойственное Учение о Единстве основано на том, что: 1) есть только одна Предельная субстанция или принцип; 2) Реальность есть Единое Целое без независимых частей. [Танец с Шивой. Словарь]. В этом учении Бог является имманентным (Внутренне присущим), временнЫм, становящимся. Он есть само творение, материальная, но не действенная причина. В Буддийском каноне [Великая колесница] Махаяна (Тиб. Theg Chen, ཐེག • ཆེན; Санскр. Mahayāna, महयान) Алмазная Сутра (Тиб. Mdo’i rdo rje gcod pa, མདོའི • རྡོ • རྗེ • གཅོད • པ; Санскр. Vajracchedikā-prajñāpāramitā-sūtra, वज्रच्छेदिका प्रज्ञापारमितासूत्र) [о совершенной мудрости, рассекающей (тьму невежества), как удар молнии] доступно излагает концепцию недвойственности «себя» и «существ», [Википедия, интернет]. Недвойственная сущность - в свободе от ограничений как Великая открытость, равная Пространству. Она естественно восходит изнутри, полностью освобождая три мира [Три Сферы или Три Логоса]. Она запредельна всем аналогиям… [Драгоценная Сокровищница Дхармадхату, интернет]. Поэтому попытка понятийного оформления имени Адвайта приводит к утрате его смысла, [Тибетская Йога Сна и Сновидений, с. 85], поэтому состояние Недвойственность формулируется как [Трансцендентное или Запредельное Реальное – чистое Сознание] вещь в Себе [вне нашего восприятия и познания] и дается через Отрицание - Не-Двойственность, как Следствие неадекватности описания Реального (вневременнОго) состоянием Сердца, с точки зрения обычной двузначной логики. Но любое Отрицание предполагает Утверждение его противоположности. Отсюда: А – промежуточная область - Не-А Не-А – промежуточная область - Не Не-А Таким образом, утверждение, отрицающее отрицание, можно заменить на А. В эту промежуточную область и предлагается стремиться каждому, желающему уйти от обусловленности Феноменального, имеющего признаки плана крайностей Зла и Добра. [Психологические аспекты Буддизма, с. 96]. Буддизм Махаяны, в частности, сочетает идеи Недвойственности с уважением к Двойственности (сострадание - Тиб. snying-rje, སྙིང • རྗེ; Санскр. karuṇā, कारुणा) - повседневному переживанию дуальности (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ • པར • རྟོག • པ; Санскр. dvaita, द्वैत) населяющих личностей и остальных (разумных существ), уделяя внимание “всегда сейчас” (т.е. “здесь и сейчас”). Этот подход сам по себе рассматривается как средство рассеяния иллюзии-Майи (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ • མ; Санскр. Māyā, माया) двойственности (то есть как Путь). Так, в [Малой колеснице] Тхеравада (Тиб. theg chung, ཐེང • ཆུང; Санскр. theravāda थेरवाद, Hīnayāna, हीनयान) это уважение [к Двойственности] осторожно выражается принципом «не навреди», в то время как в [Алмазном пути] Ваджраяна (Тиб. Rdo-rje- theg-pa, རྡོ • རྗེ • ཋེག • པ; Санскр. vajrayāna, वज्रयान) оно описывается как наслаждение [особенно в Тантре (Тиб. Rgyud, རྒྱུད; Санскр. Tantra, तन्त्र), т.е. в сутрах Махаяны], [Википедия, интернет]. В Сутре Сердца (Тиб. Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa, ཤེར • རབ • ཀྱི • ཕ • རོལ • ཏུ • ཕྱིན • པ; Санскр. Праджняпарамита хридая сутра», प्रज्ञपारमिता हॄदयसूत्र) [Великая колесница Махаяна] говорится о Шуньяте (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता) – т.е. о «пустоте» всех «форм» [концепция Срединного пути или Махамудры], которая в то же время является «формой» всей «пустоты», [Википедия, интернет]. Согласно [Тиб. Язык, с. 79-80, 174], это записано так: gzugs-stong-pa’o (གཟུགས • སྟོང • པའོ) Форма есть Пустота, stong-pa-nyid-kyang gzugs-so (སྟོང • པ • ཉིད • གྱང • གཟུགས • སོ) Пустота - также Форма. stong-pa-nyid las kyang gzugs gzhan ma yin no (སྟོང • བ • ཉིད • ལས • ཀྱང • གཟུགས • གཞན • མ • ཡིན • ནོ) Пустота не является чем-то отличным от Формы gzugs las kyang stong pa nyid gzhan ma yin no (གཟུགས • ལས • ཀྱང • སྟོང • བ • ཉིད • གཞན • མ • ཡིན • ནོ) а Форма не отлична от Пустоты. Так, не существует ничего, Что не является пустотой. То, что пусто, – наполнено блаженством. То, что наполнено блаженством, – пусто, [Буддийская энциклопедия, инернет]. Учение о Срединном Пути или о Пустоте Мадхьямика (Тиб. dbu ma pa, དབུ • མ • པ; Санскр. madhyamika, मध्यमिक) является наиболее полным философским описанием; и напротив, многие лаконические утверждения приводятся в форме коанов (японск), упражнений и практики в Буддизме. Так, в Сутре Лотоса (Тиб. dam chos pad dkar po'i mdo, དམ • ཆོས • པད • དཀར • པོའི • མདོ – “Сутра Белого лотоса высшего учения”; Санскр. Saddharma Puṇḍarīka Sūtra, सद्धर्मपुण्डरीकसूत्र) Притча о Горящем Доме подразумевает, что все разговоры о Двойственности и Недвойственности, которые ведут [просветленные] Будды (Тиб. Sangs-rgyas, སངས • རྒྱས; Санскр. Buddha, बुद्ध) и [те, чья Сущность (Сатва) стала Разумом (Бодхи)] Бодхисаттвы (Тиб. Byang-chub-sems-dpa’ (བྱང • ཆུབ • སེམཨ • དཔའ; Санскр. bodhisattvayāna, बोधिसत्त्वयान), всего лишь искусные средства (Санскр. упая-каушалья), предназначенные для того, чтобы привести заблуждающихся к более высокой истине. Адвайта формально относится к кругу систем, принимавших принцип Satkārya-vāda [основанном на учении о предсуществовании следствия в причине]. Но, в частности, Причинность в этой системе обретает совершенно необычный вид: Следствие, т.е. Мир, пред-существует в Причине, т.е. в Реальном Брахмане (Тиб. tshangs nyid, ཚངས • ཉིད; Санскр. Brāhma, ब्राह्म) [Величайшей абстракции - внеположенному (не зависимому) Миру Существованию и Не-Существованию и Не-Не-Существованию одновременно], поскольку полностью зависит от него. Однако само развертывание этого мира происходит всего лишь иллюзорно, [Ранняя Веданта - Кашмиркий Шиваизм, с. 240]. - Недвойственность в Буддизме подразумевает осознание того, что двойственность себя/субъекта/личности/наблюдателя/деятеля и объекта/мира является Иллюзией-Майя, [Википедия, интернет]. - Иными словами, Причина – Реальна (т.е. до-Материальна), Следствие заложено в ней Реально, ибо больше ему не на что опереться. Однако само творение воображаемо, иллюзорно [как Мистическое самообразование силой мысли, как Предвечная идея в Предвечном Разуме, согласно [Скрижали, с. 279, 627]. Такой вариант Satkārya-vāda называется Vivarta-vāda, или “Учение о Видимости, об Иллюзорности”, поскольку Vivarta, встающая в один синомический ряд с Майей, и означает кажимость, видимость, иллюзорность. [Ранняя Веданта - Кашмиркий Шиваизм, с. 240]. В философии Тибетской Йоги [Великого символа] Махамудра (Тиб., phyag-rgya-chen-po, ཕྱག • རྒྱ • ཆེན • པོ; Санскр. mahamudrä, महमुद्रा) и в практическом учении Дзогчен (Тиб. rdzogs chen, རྫོགས • ཆེན; Санскр. mahasaṃdhi, महसंधि, Маха Ати) можно найти глубокие идеи и практики, которые подчёркивают яркость и обширность недвойственного сознания (Адвайта). Дзогчен является (на сегодняшний день) относительно Эзотерической традицией, изучающей «естественное состояние», и подчёркивающей важность непосредственного переживания. Эта традиция является частью традиции [одной из четырех основных школ Тибетского Буддизма (Тиб. bod byang-chub-la bstan-pa, བོད • བྱང • ཆུབ • ལ • བསྟན • པ; Санскр. buddha dharma, बुद्ध धर्म) “Старой” школы] Ньингма (Тиб.. (bKa') rNying-ma, བཀའ • རྙིང • མ). В этой традиции Дзогчен рассматривается как высшая из её девяти Ян [(Тиб. theg-pa, ཋེག • པ; Санскр. yāna, यान) – из девяти путей или девяти различных уровней Учения Будды - Колесниц Будды], или средств практики. [Википедия, интернет]. ДЕВЯТЬ ЯН (Тиб. theg pa dgu, ཋེག • པ • དགུ) школы Ньингма: ТРИ ПРИЧИННЫЕ ЯНЫ. 1. Шравакаяна (Тиб. nyan-thos theg-pa, ྅ན • ཐོས • ཋེག • པ; Санскр. çravakayāna, श्रवकयान) - колесница СЛУШАЮЩИХ: Малая колесница Хинаяна (Тиб. theg chung, ཐེང • ཆུང; Санскр. Hīnayāna, हीनयान). Последователи этой яны принимают любые из восьми обетов нравственной дисциплины. Они признают Безсущностность личности (Пудгала Найратмья), но не принимают безсущностность феноменов (Дхарма Найратмья). Они постепенно проходят четыре стадии результата: Вошедшего в Поток, Возвращающегося однажды, Невозвращающнегося и Архата. 2. Пратьекабуддаяна (Тиб. bse-ru-lta-bu theg-pa, བསེ • རུ • ལྟ • བུ • ཋེག • པ, rang-sangs-rgyas theg-pa, རང • སངས • རྒྱས • ཋེག • པ, rang rgyal theg-pa, རང • རྒྱལ • ཋེག • པ; Санскр. pratyekabuddhayāna, प्रत्येकबुद्धयान) - колесница Молчаливого или Неучащего Будды, стремящегося к просветлению лишь для себя - одно из воплощений Будды: Хинаяна. 3. Бодхисаттваяна – освобожденное очищенное Нирваническое состояние: Великая колесница Махаяна (Тиб. Theg Chen, ཐེག • ཆེན; Санскр. Mahayāna, महयान). Последователи этого пути утверждают, что все личности и феномены не имеют никакой сущности… Следующие шесть Ян Ньингма относятся к практике пути Тантры – Пути целостного опыта, который становится неотделимой частью нас самих. ТРИ ВНЕШНИЕ ТАНТРЫ (Рhyi rGyud sDe gSum, ཕྱི • རྒྱུད • སྡེ • གསུམ). Во внешних тантрах, утверждается различие между двумя Истинами, Божества не визуализируются со своими партнершами, не употребляются пять видов мяса, и окончательный результат не достигается уже в этой жизни. 1. Крийя-тантра (Тиб. bya rgyud, བྱ • རྒྱུད; Санскр. kriyä-tantra, क्रिया-तन्त्र) - тантра действа, деяния. Последователи этого пути, концентрируются на очищении тела, речи и ума. Они живут, большей частьью, на вегетарианской пище, свежих и молочных продуктах. Они утверждают, что на Абсолютном уровне все равно, но на относительном уровне - Божества - владыки, а ученики - слуги. После шестнадцати жизней такой практики, достигается состояние Ваджрадхары (Тиб. Дордже Чанг / rdo rje 'chang, རྡོ • རྗེ • འཆང; Санскр. Vajradhara) – состояние Божественного Единства всех будд, олицетворенных в Единой форме Коренного Гуру. 2. Чарья-тантра U-ba (Тиб. sРyod rGyud, སྤོད • རྒྱུད; Санскр. caryā-tantra, चर्या-तन्त्र) - тантра совершенствования действа. Последователи этого пути, в основном имеют те же философские взгляды, что и последователи Йога-Тантры, но больше практикуют как в Крийя-тантре. Они достигают состояния Ваджрадхары за семь жизней. 3. Йога-Тантра (Тиб. rNal 'Byor rGyud, རྣལ • འབྱོར • རྒྱུད; Санскр. yoga-tantra, योग-तन्त्र). Они утверждают, что на Абсолютном уровне, все существующее свободно от всякой концептуализации, пустотно и сияет Ясностью. На Относительном уровне все проявления существуют как Символ-Мандала (Тиб. man-dal, མན • དལ, dkyil-‘khor. དཀྱིལ • འཁོར; Санскр. Maṇḍala, मण्डल) Божеств. Они не уделяют много внимания очищению тела, речи и ума, поскольку все это автоматически очищается в результате медитации. Их медитация имеет два аспекта: с характеристиками и без характеристик: - на первой стадии, ученик визуализирует себя как Божество и затем приглашает Божество Мудрости (Тиб. ye shes рa, ཡེ • ཤེས • པ) и растворяет его в Визуализируемую Форму [Тантрической передачи] Самая (Тиб. dam tshig рa, དམ • ཚིག • པ; Санскр. Samaya, समय). Далее делаются подношения и т.д. - на втором этапе ученики концентрируются на смысле [Таковости или на том, что “есть то, что оно есть”] Татхата (Тиб. de-bzhin-nyid (དེ • བཞིན • ཉིད; Санскр. tathatā, तथता), Недвоиственности, не имеющей характеристик Абсолютной природы и всех проявлений, которыми и являются Божества. ТРИ ВНУТРЕННИЕ ТАНТРЫ (Тиб. Nang rGyud sDe gSum, ནང • རྒྱུད • སྡེ • གསམ). Во Внутренних тантрах две истины считаются нераздельными, все феномены равны, употребляются пять видов мяса и пять видов нектара, Божества визуализируются со своими партнершами, и окончательный результат может быть обретен в этой жизни. Тантры этих трех Ян являются особыми, отличительными практиками Ньингмы. В специальной терминологии традиции Ньингма эти три вида внутренних тантр называются: Маха-Йога, Ану-Йога, Ати-Йога. 1. Махайога (Тиб. Ma-ha, མ • ཧ; Санскр. Mahā-Yoga, महायोग) – Высшая восьмичленная Йога, классическая система Йоги, основанная на восьми последовательных стадиях пути к Просветлению… Последователи этого пути, используют все вещи, никоим образом к ним не привязываясь. На Абсолютном уровне все вещи принимаются как сущность ума и [1-ое тело Будды] Дхармакая (Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय). На Относительноам уровне все манифестации, мысли и проявления рассматриваются как [Внутренние] Сакральные аспекты Божеств. Ученик воспринимает всё существующее как Божеств и концентрируется на Недвойственности блаженства, ясности и не-мысли. Он может стать просветленным в этой жизни. 2. Ануйога (Тиб. rnal-'byor-bla-na-med-pa'i-rgyud, A-nu; Санскр. anuttara-yoga-tantra, Anuttara अनुत्तर-योग-तन्त्र) – “Последующая Йога”, Материнская тантра, "йога-тантра, выше которой нет". - Тантра наивысшей Йоги, внутренних системах тантрического Буддизма, целью практики в которых является достижение состояния Недвойственности, Изначального Будды. В этой Йоге две стадии практики: ПРОЯВЛЕНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ (Тиб. bskyed-rdzogs, བསྐྱེད • རྫོགས). Эта практика не уделяет много внимания визуализации Божеств. Скорее, ученик делает упор на Совершенстве (rdzogs rim, རྫོགས • རིམ) блаженства, ясности и не-мысли (bde ba, བདེ • བ; gsal ba, གསལ • བ; и mi rtog рa, མི • རྟོག • པ). Это достигается посредством йогических практик на каналы, семя и энергию (rtsa, རྩ; thig le, ཐིག • ལེ; и rlung, རླུང) в теле. Они утверждают, что все проявления являются Тремя Великими мандалами, это - Спонтанность, Пустота и Великое Блаженство. В этой тантре есть два пути: Путь Освобождения (grol lam, གྲོལ • ལམ) и Путь Искустных Методов (thob lam, ཐོབ • ལམ). На пути освобождения, медитируют на Неконцептуальную Мудрость и видят все проявления как Божества и их Чистые Страны. На пути Искустных Методов (упайя-каушалья) достигают мудрости, используя четыре или шесть [энергетических центров в Астральном теле] чакр (Тиб. khor lo, ཁོར • ལོ; Санскр. cakra, चक्र) тела. Посредством этих практик, можно достигнуть состояния Будды за одну жизнь. Философской основой Ануттара-Йога-Тантры является [Срединный Путь] Мадхьямика, которая опирается на пустотность (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), на Единство субъекта и объекта медитации и на оба пути (Мудрости и Искусных Методов) при осуществлении Буддийской практики. Считается, что практика этих тантр способствует достижению Просветления за одну жизнь. 3. Атийога-Дзогчен (Тиб. rDzogs Рa Chen Рo, རྫོགས • པ • ཆེན • པོ; Санскр. mahasaṃdhi, महसंधि - высшее учение Ньингмы, и является учением и практикой, принадлежащей исключительно этой школе. Тиб. Дзогчен применяется и в других школах Тибетского Буддизма, и в небуддийской традиции Бон (Тиб. Bon, བོན) - в Тибетском учении, в котором состояние Бог (Тиб. Lha, ལྙ) рождено из Центра бытия Бонской Свастики юнгдрунг (Тиб. g.yung drung, གཡུང • དྲུང) - Вечное и Нерушимое состояние. Бог и жрец-шен (Тиб. gshen, གཤེན) – тождественны, и жёрец рожден из Центра этой свастики. В философии Дзогчен (Тиб. rdzogs chen) [Маха Ати] изначальное состояние Недвойственного сознания называется Риг-па (Тиб. rig pa, རིག • པ) - Знающий. [Википедия, интернет]. Практикующие Дзогчен утверждают, что все явления или видимые феномены суть иллюзии заблуждающегося ума. Эти явления ложны, потому что в действительности, их природа свободна от концептуализации. По природе, всё существующее одинаково и чисто в Дхармакае. В этой практике отсутствуют ПРИНЯТИЕ или ОТВЕРЖЕНИЕ, скорее, всё существование принимается как проявление Абсолютной природы Дхармата (Тиб. chos nyid, ཆོས • ཉིད; Санскр. dharmatā (धर्मता), истинной трансцендентальной сущности Вселенной. Существуют три аспекта в учении Дзогчена (Атийоги): - Семде (Тиб. sems sDe, སེམས སྡེ, Санскр. Читтаварга) – “гармония Ума”, раздел состояния Чистого и Полного Присутствия, или внешний раздел природы Ума который подчёркивает осознающий аспект сознания. Этот раздел содержит главное основание учения. - Лонгде (kLong sDe, ཀློང • སྡེ, Санскр. Абхьянтарварга) – “Внутренняя гармония”, раздел пространства. - Меннгагде (Man Ngag sDe, མན • ངག • སྡེ; Санскр. Упадешаварга) – “гармония наставлений”, раздел устных наставлений. В каждом из этих трех разделов есть свой способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ - принцип Прямого Введения, в Лонгдэ - Символическое Введение, в Сэмде - Устное Введение, [Википедия, интернет]. Эти учения являются инструкциями, которые, посредством сокровенных прямых методов практики, вводят ученика в природу ума или в природу всего существующего, Дхармату (абсолютную природу). После получения введения в эту природу, они поддерживают практику, делая ясным и устойчивым это состояние Осознавания, тем самым достигая полной свободы от мирских загрязнений. Когда медитация на природе ума становится совершенной, все существующее растворяется в обширном пространстве [Абсолютной природы] Дхармата, [в 1-ом теле Будды] Дхармакая. [Сайт “Энциклопедия дхармы”, интернет]. Это состояние Вершины 1-ой Сферы отсутствия Форм, т.е. Мира Бесконечности (Тиб. srid rtse, སྲིད • རཙེ; Санскр. бхавагра, bhava-agra, भावाग्र), где нет ни восприятия, ни не-восприятия (Тиб. du.shes.med 'du.shes.med.min, དུ • ཤེས • མེད • འདུ • ཤེས • མེད • མིན; Санскр. Найвасамджнянасамджняятана, Naivasaṃjñānāsaṃjñāyatana). [Буддийская Космология, интернет]. Цель естественного Великого Совершенства (Дзогчен) состоит в отличии Осознавания от однонаправленного состояния [глубокой медитации] Саматхи (Тиб. zhi gnas. ཞི • གནས; Санскр. Samādhi, समाधि), когда пробужденное переживание - вне обусловленного [круговорота блужданий] Бытия Самсара (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. Saṁsāra, संसार) и вне Покоя [прекращения иллюзорной множественности эмпирического мира] Нирвана (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa] (མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण). В нём вся энергия (осознавания) сливается с Основой, не покидая основного пространства. Эта реализация находится в Великой Равностности. В этом состоянии нет ни напряжённых усилий, ни причинно-следственной связи. Его принцип заключается в том, чтобы не покидать саму существующую пробуждённость, - просветлённое измерение природы явлений. Самое главное - выйти за пределы крайностей, цепляний, предвкушений и опасений. Взгляд (Дзогчена) не является продуктом Медитации (Тиб. bsam-gtan, བསམ • གཏན; Санскр. dhyāna, ध्यान), т.е. сосредоточения, букв.: созерцание. Последователь традиции Дзогчен осознаёт, что кажущийся образ вещей и пустота неразделимы. [Школа китайского и восточно-азиатского Буддизма] Дзэн (японск) является традицией недвойственности. Дзэн можно считать религией, философией или просто практикой в зависимости от точки зрения. Его также можно назвать стилем жизни, работы, формой искусства. Последователи Дзэн не считают такие ярлыки полезными, называя их «пальцем, указывающим на луну». Тозан, один из основателей направления Дзэн Сото в Китае, создал учение, известное как «Пять порядков реального и идеального», которое указывает на необходимость избегать поглощения разделением на Абсолютное и Относительное /Сансару и Нирвану и описывает шаги дальнейшего перехода к полному осознанию Абсолюта в любой деятельности. [Википедия, интернет]. В трех основных школах Тибетского Буддизма, а именно, в школе традиций изучения и практик медитаций Сакья (Тиб. Sa-skya, ས • སྐྱ; Санскр. Çākya, शाक्य), в школе устной передачи, в школе совершенства Кагью (Тиб. bKa'-brGyud, ཀའ • བརྒྱུད), в школе линии преемственности Гелуг (Тиб. dge lugs pa, དགེ • ལུགས • པ) эти три вида внутренних тантр таковы: - "отцовская" Питри-Йога (Санскр. pitṛi-yoga, पितृ-योग), с упором на стадии построения и развития в медитации [например, "Гухьясамаджа-тантра" (Тиб. gSang ba ‘dus pa‘i rgyud, གསང • བ • འདུས • པའི • རྒྱུད; Санскр. Guhyasamāja-tantrа)]; - "материнская" Матри-Йога (Санскр. mātri--yoga, मात्रि-योग), в которой упор делается на стадиях свершения и слияния (например, "Хеваджра-тантра" – Тиб. kye rdo rje, ཀྱེ • རྡོེ • རྗེ; Санскр. Hevajra-tantra). И отцовские, и материнские тантры учат Недвойственности метода и мудрости, но по-разному расставляют акценты. Отцовские тантры больше внимания уделяют иллюзорному телу и блаженству, составляющим "метод", а материнские тантры делают больший упор на "мудрости" Ясного света (Тиб. ‘od gsal, འོད • གསལ; Санскр. Prabhāsvara, प्रभास्वर, Абхасвара). - "недвойственная" (Адвитья-Йога), в которой объединяются оба вида методов, например, [тантра Колеса Времени] "Калачакра-тантра" (Тиб. dus-‘khor rgyud, དུས • འཁོར • རྒྱུད; Cанскр. कालचक्रतन्त्र) - в Тибетской традиции считающаяся вершиной тайн [Алмазного пути] Ваджраяна. [Буддийская энциклопедия, инернет]. Адвайта - Философская система [школы] Адвайта-Веданты (Санскр. Advaita-vedanta, अद्वैत-वेदान्त), которая провозглашает Единство всего Сущего, Не Имеющего второго. Все остальное Майа - Иллюзия, Совершенство, Покров. [Трипура-Рахасья, Глоссарий; Танец с Шивой. Словарь. Интернет]. АДВАЙТА-ВЕДАНТА (Санскр. Advaita-vedanta, अद्वैत-वेदान्त) - Учение Абсолютного Монизма, т.е. Учение о Единстве всего Сущего. Букв.: "Недвойственное завершение (или сущность) Вед (Тиб. rig byed, རག • བྱེད; Санскр. Veda, वेद)", Индийская философская система, наиболее известная разновидность Веданты (Санскр. vedānta, वेदान्त). Основной ее тезис: «Брахман реален, мир нереален, (индивидуальная душа) Джива (Тиб. 'tsho-byed, ཚོ • བྱེད; Санскр. jīva, जीव) и Брахман - одно и то же»; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» (Санскр. tat tvam asi, तत् त्वम् असि) - «ты есть то». Основоположники системы: [Учитель учителей] Гаудапада (Санскр. Gauḍapāda, गौडपाद) и [Ади] Шанкара (Тиб. bue byed bdag po, བེུ • བྱེད • བདག • པོ; Санскр. Adi Çaŋkara, आदि शंकर), ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. Но эта философская система выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать современный смысл [Эзотерической доктрины] Упанишад (Санскр. Upaniṣada, उपनिषद्), в том числе, [Веданта] Уттара-Миманса (Санскр. uttara mīmāṃsā, उत्तरमीमांसा) Вьясы (Санскр. Vyāsa, व्यास) [автор или редактор- составитель философской системы Веданта]. [Теософский словарь, с. 104, 115, 424]. Реализация Адвайты. Состояние Адвайта реализуется Срединным Путем (Тиб. dbu ma pa, དབུ • མ • པ, dbu-ma’i lam, དབུ • མ • ལམ; Санскр. madhyamika, मध्यमिक, madhyamä pratipad), согласно [Буддийская логика; Соднам Дзэмо, интернет] на основе Учения о несубстанциональности (Тиб. bgrod-gcig-pa, བགྲོད • གཅིག • པ; Санскр. eka-yāna, एक-यान) или о Срединном Пути (Тиб. tsa-pa, ཙ • པ), или о Пустоте (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnya, शून्य) - “Ничто с возможностью Нечто”. Практическая Адвайта Прямого пути (Пратьякша-Адвайта) – это Лайа-Йога (Санскр. Laya, लय) – букв.: Йога растворения, Прямой путь практической Адвайты, Мистическое откровение о созерцании Внутреннего света и звука (Джьоти-Йога, Нада-Йога), Йога управления Сознанием, Силой воли. Этому разделу Йоги обучают после освоения [управления дыханием] Пранаяма (Тиб. srog rtsol, སྲོག • རྩོལ; Санскр. Prāṇāyāma, प्राणायाम), [Свами Вишну Дэв, интернет]. Смысл учения Лайя-Йоги: Не предлагаются никакие теории, основанные на мыслях, наблюдай за мыслями без оценок и суждений, и сам все поймешь, обнаружив чистую осознанность Я Есмъ. Не предлагается никакой Символ веры (Санскр. Çraddhâdhāraṇā, श्रद्धधारणा), изложенный в словах и догматах, созерцай, учись тонкостям созерцательной жизни, и ты поймешь суть того, что святые зовут верой. Не предлагается никакое описания Бога с такими-то качествами, атрибутами, деяниями, играми и именами, но совершенствуйся в созерцании, развивай осознанность, углубляй Присутствие не отвлекаясь, предавайся ему без остатка, и сущность всех богов ясно предстанет перед тобой словно на ладони. Не предлагаются никакие ритуалы, мантры, визуализации, правила, обеты, обязательства и алгоритмы. Каждое мгновение жизни, будь осознан, распознавай чистое Я-есмь осознавание свидетеля, и тогда у тебя появится собственная мудрость и ответственность, и если будет нужно, ты сам решишь, какие тебе нужны мантры, визуализации, и каким правилам, обязательствам и обетам следовать в качестве естественной игры осознавания; [Свами Вишну Дэв, с. 12, 104-105; Сатгуру Свами Вишну Дэв. Сияние драгоценных тайн Лайя-Йоги, интернет]. Взгляды традиционной Адвайта-веданты в толковании [Божественного Учителя человечества] Даттатрейи (Санскр. dattātreya, दत्तात्रेय), [мудрецов] Гаудапады (Санскр. Gauḍapāda, गौडपाद) и Шанкары (Санскр. Adi Çaŋkara, आदि शंकर) близки Кашмирскому Шиваизму [недвойственная линия Шиваизма], идеям Буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них, [Сайт “Учение Лайя-йоги”, интернет]. | |
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (28.11.2017) | | |
Просмотров: 625 |
Всего комментариев: 0 | |