Tags: Тонглен - помощь всем существам, Духовное Единство, Словарь
Тонглен (Тиб. gtong-len, གཏོང • ལེན ) – букв.: дать–получать, - так называется медитация, направленная на развитие сочувствия, построенная на четырех началах:
1. Любовь[1] – благое намерение сделать все существа счастливыми на основе благих действий тела, речи, ума. Любовь желает счастье другим сейчас и чтобы данное счастье создало основу для будущего.
2. Сочувствие – такой вид содействия, который принимает страдание как основу для будущих благодеяний. Это пожелание всем избавиться от страданий ( следствие прошлых дурных действий ) и не создавать причин для будущих страданий:
- Пусть все существа будут свободны от страданий и их причин.
3. Радость – ее Источник: нынешнее и будущее счастье, а также прекращение страданий как своих, так и чужих:
- Пусть существа всегда испытывают наивысшую радость,
полностью свободную от страданий.
4. Беспристрастность или Равностность - это безграничное понимание того, что все существа обладают природой Будды, какие бы необъяснимые и болезненные действия они ни совершали.
Наше отношение к другим можно поделить на 3 категории:
- приязнь и симпатии;
- ненависть и неприязнь;
- безразличие.
Мы обязаны избавиться от последних двух категорий и воспитывать в себе Любовь, сравнимую с любовью к матери или другу, при этом нельзя делать различий или исключений:
- Пусть существа будут свободны от привязанности к одним и неприязни к другим,
чувствуя одинаковую любовь ко всем.
Задействуя все аспекты тела, речи и ума в целом, эти методы представляют собой Абсолютный уровень. Здесь мы стремимся максимально отождествиться с наивысшим уровнем осознавания ( т.е. с просветленным состоянием), видим себя и всех существ как Будд и Бодхисаттв, а внешний мир – как Чистую страну. Все мысли переживаются как мудрость, а звуки – как мантры…
Эти четыре наставления называются “ четырьмя безмерными ” и являются Сердцем практики. Когда эти наставления проникают в наш разум, речь и поведение, они называются Бодхичиттой.
Тонглен - один из наиболее сильных методов достижения Бодхичитты.
[Далай-лама ΧΙΥ – великий Будда Сострадания, с. 276; Алмазный Путь, интернет].
Санскр. Bodhicitta (बोधिचित्त), Тиб. byang sems (བྱང • སེམས) - Пробуждённое сознание, Сострадательное Сердце. Это основополагающая филосрофско-мировоззренческая доктрина Буддизма Махаяны[2], провозглашающая Любовь ко всем существам и обуславливающая служение Бождхисаттв[3] ради спасения всех существ из цепи перерождений, это полностью открытое и посвятившее себя другим Сердце. И это основное понятие Учения Будды[4].
[Далай-лама ΧΙΥ – великий Будда Сострадания, с. 246].
“Драгоценная установка к Пробуждению[5]” выполняется посредством слушания и медитации о различных аспектах Учения. Она указывает Махаянистскую готовность ( посредством определений Драгоценный [6]) быть способным оказать помощь другим. Эта готовность к помощи проявляется в усилии стать живым примером для других, НО ОТНЮДЬ НЕ ВО ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ В ЧУЖИЕ ХЛОПОТЫ С НЕБЛАГОРАЗУМНОЙ ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЙ СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬЮ.
[Александра Давид-Неэль. Посвящения и посвященные в Тибете, интернет].
Примечания:
1. Ибо Любовь – Внутреннее памятование о том, что все мы – из ОДНОГО Начала, все мы – Космические родственники. Любовь - это действие существа, пребывающего в одном пространстве с другими существами.
2. Махаяна (Санскр. Mahayāna, महयान; Тиб. Theg Chen, ཐེག ཆེན) – Великий, Высший Путь, Великая Колесница, Северо-Буддийская Доктрина, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 37].
Основная характеристика Школы Махаяна - идеал Бодхисаттвы, просветленного существа, отказывающегося делать Последний шаг в Нирвану*, с тем, чтобы вновь и вновь возвращаться в наш мир, чтобы помогать другим. Эта 4-ая ступень есть Путь для всех, в отличие от Учения Хинаяна**, с ее Архатством (Греч. Αρχη, Санскр. Риши, Ṛṣi, ऋषि - Превосходящий Смерть, Совершенный человек ).
[Тибет. Сияние Пустоты, с. 90].
И это - различие в побудительных Причинах Махаяны и Хинаяны, и оно является решающим, ибо определяет Пути и Цели. Для Махаянистов Цель лежит за Пределами Нирваны, она заключается в возвращении в мир и помощи ради Спасения других.
[Далай Лама. В кн.: Големан. Медитация, с. 82].
Эта Мистическая система основана Нагарджуной***, ее книги были написаны во втором веке до н.э., [Теософский словарь].
Махаяна - Высшее Учение, ибо все Учения Будды практически ведут к практике Махаяны, которая, фактически, является единственным Путем.
Основные сутры Махаяны – Лотосовая Сутра (санскр. Saddharma Puṇḍarīka Sūtra, सद्धर्मपुण्डरीकसूत्र), - Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы, сутра Лотоса истинного Закона.
[Тиб. Язык, с. 149; интнернет].
Здесь:
*) Нирвана (Санскр. Nirvāņa, निर्वाण; Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ ) – состояние: Освобождение, Беззначность, Небытие и Нестановление, - то, что выходит за рамки страдания, [Тиб. Язык, с. 75], Полнота жизни, [Тибет. Сияние Пустоты, с. 90].
**) Хинаяна (Санскр. Hīnayāna, हीनयान, Тиб. theg chung, ཐེང • ཆུང) - Малый Путь или Малая Колесница. Это европейское название, введенное в XIXв, поэтому, точнее – Тхеравада (थेरवाद), Учение старейшин. Ее идеал – Нирвана ради себя, т.е. достижение состояния Пратьекабудда (Санскр. प्रत्येक बुद्ध); Тиб.: rang rgyal (རང • རྒྱལ), - самостного обособленного Риши или Сверхчувственного просветленного существа. Это тот, кто подавляет ошибки Волей и Разумом, но не достигает Абсолютного совершенства. Это состояние - степень высокого интеллектуального развития в Школе Йогачарья****, но без истинной Духовности. Это мертвое исполнение буквы Законов Йоги (Санскр. योग), т.е. законов особой Сакральной и нерасторжимой связи. И это один из Трех (Низший) Путей к Нирване, и только к Нирване, - Путь “без Учителя и без Спасения других”, Путь индивидуального достижения разновидности номинального состояния Будды, т.е. Просветленного.
А это значит, что он непременно должен будет вернуться в Материю, ибо он не изжил окончательно свой эгоизм - состояние Берущего.
[Теософский словарь].
Но, таким образом, в мире Становления всегда будет проявлено Буддовое состояние, необходимое для энергетического поддержания всех людей – в этом мире действия Великого Закона Смеси все ОДНОВРЕМЕННО правильно и неправильно.
***) Нагарджуна (Санскр. Nāgārjun,(नागार्जुन - Серебряный Змей) – Архат, отшельник, основоположник системы Мадхьямика*****. Родился в 223г. до н.э. Уроженец Западной Индии.
Согласно Ламаистскому Преданию, изложенному в [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 170], годы его жизни - Iв до н.э. или около четырех столетий спустя после Паранирваны Будды…
Обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатым Патриархом, он считается Бодхисатвой-Нирманакайей, т.е. третьим телом Будды или временнОй манифестацией будд на уровне человеческого восприятия.
Нагарджуна - первый Учитель Доктрины Амитабхи (Санскр. Amitābhā, अमिताभा; Тиб. ‘Od dpag tu med pa, འོད • དྤག • ཏུ • མེད • པ), т.е. Неизмеримого, Непостижимого, Немеркнущего Света, - нашего Сознания. Он - один из основоположников Буддизма Махаяны, и он обратил Китай в Буддизм.
[Теософский словарь].
Суть Учения Нагарджуны излагается в Праджняпарамите (Санскр. Prajñāpāramitā, प्रज्ञपारमिता), [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 2, с. 194]), Это Трансцендентальная Мудрость, Источник Закона Божественной Необходимости.
Ее краткое изложение приводится в Анатангасака Сутре:
- Единая истинная Сущность подобна светлому Зеркалу, который есть Базис всех феноменов. Базис сам по себе неизменен и Реален, феномены – мимолетны и нереальны.
Как Зеркало, способное отражать все образы, так и Истинная Сущность охватывает все феномены, и все Вещи существуют в ней и посредством ее.
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 2, с. 214].
****) Йогачарья - философия Единственного Ума, изложенная Сюань Чаном:
Никакие Дхармы в Сансаре (Санскр. Saṁsāra, संसार - течение мирской жизни) или в Нирване не находятся вне сознания; одни из них можно отнести внутренне присущим формам сознания, другие – копиям и объектам, трансформированным сознанием, третьи – разделам, областям и сущности сознания.
[Практика Дзен, с. 137].
*****) Санскр. madhymaka (मध्यमक); Тиб. tsa-pa (ཙ • པ) - Учение о Срединном Пути или о Пустоте. Это одна из школ Махаяны, наряду с Йогачарой, основанная Нагарджуной.
[Практика Дзен, с. 141, 187].
3. Бодхисаттвы (Санскр. bodhisattva, बोधिसत्त्व; Тиб. byang-chub-sems-dpa’, བྱང • ཆུབ • ཨེམཨ • དཔའ ) - цель Тибетского Эзотерического Буддизма.
Букв.: существо Бодхи ( т.е. Просветленности) на стезе в 10 стадий; тот, чья сущность (सत्त्व - саттва) стала Разумом (Санскр. bodhi, बोधि; Тиб. byang-chub, བྱང • ཆུབ ).
Они (и будды) существуют в неописываемом сверхчеловеческом состоянии во 2-ом теле Трикайи* (Санскр. Tri kāya, त्रि काय; Тиб. Sku-gsum, སྐུ • གསུམ - Целостное троичное состояние Будды ) - в Самбхогакайя.
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 83].
*) Здесь:
Три тела Будды:
1. Дхармакая (धर्मकाय - dharmakāya) - Исходное состояние Будды, Всеразум, состояние, не воспринимаемое чувственно;
2. Самбхогакая (संभोगकाय - saṁbhogakāya) - отраженное Божественное тело Величия, отблеск первого Дхарма-кайя, световая область самопроисхождения из первоначального отражения;
3. Нирманакая (निर्माणकाय - nirmaṇkāya) – эфирная форма пребывания всех Великих учителей или Бодхисаттв, воплощающихся на Земле.
Бодхисаттвы полагаются на Совершенство Внутреннего видения и пребывают в нем, поскольку в состоянии Пустота (Санскр. Çūnyatā, शून्यता; Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད - нематериальное зародышевое состояние) нечего достигать. Их Сознание свободно от помрачения (загрязнения).
Полностью преодолев извращенные (понятия), они достигают Полной Нирваны (Санскр. Paranirvāņa, परनिर्वाण - Паранирваны), которая есть состояние Будды. Это Полное Просветление, Абсолютное Совершенство или Абсолютное НЕ-Бытие.
[Тиб. Язык, с. 174].
4. Будда Шакьямуни разделил свой Учение на три части:
- теория или догматика;
- нравственность или аскетика;
- практика или созерцание.
Основные положения Учения:
1). Отсутствие постоянства в мировой и земной жизни. Это непостоянство – величайшее из всех зол, это “огонь, пожирающий весь мир”.
2). Смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного изменения – он вновь рождается к новой жизни и вновь умирает.
3). Путеводителем избавления от земных страданий могут служить Четыре Благородные Истины:
- о страдании;
- об их источнике;
- об уничтожении страданий;
- о пути, ведущем к избавлению от страданий.
4). Десять цепей, приковывающих нас к существованию в Сансаре таковы:
- заблуждение, что Я, Индивидуальность или душа неизменны;
- сомнения в том, что существует Путь к освобождению от перерождений;
- убеждения в том, что разные религиозные обряды и церемонии ведут к спасению;
- чувственные страсти и желания;
- ненависть и недоброжелательство к ближним;
- любовь к земной жизни;
- желание будущей жизни на небе;
- гордость;
- высокомерие;
- неведение.
Познавший эти четыре Истины Спасения и освободившийся от Десяти цепей может достигнуть состояния Будды и Нирваны ( т.е. состояния Пратьекабудда)…
[Жизнь Будды, с. 247-249. 251-253, 255, 285, 261].
5. Выражение "установка к Пробуждению" интерпретируется различным образом.
Асанга*, по-видимому, указывает на суть термина, тогда как Нагарджуна и другие подчеркивают установку готовности.
[Александра Давид-Неэль. Посвящения и посвященные в Тибете, интернет].
*) Здесь:
Асанга – Буддийский философ (IYв). Он начал как Мадхьямик, а затем он основал другую Махаянскую Школу Йогачаров.
Асанга - автор комментариев к труду Нагарджуны, входящих в Данджур, в Тибетский многотомный комментарий к Канджуру* в Тибетском Буддизме.
Он также автор Мадхьямики-анусара, в которой излагаются разъяснения знаменитых восьми Отрицаний из “строф о Срединности” ( она дошла до нас только в Китайской рецензии).
Невозникновение, Неисчезновение, Невечность,
Непрекращение, Неединственность,
Немножественность, Неприход, Неуход.
[Нагарджуна, с. 31, 37, 108].
*) Здесь:
Канджур (Тиб. bka’ ’gyur, བཀའ • འགྱུར ), 108 томов, в которых 84 000 различных поучений. Это прямые слова Будды, записанные после его смерти учениками, обладавшими отличной памятью;
Свод комментариев Данджур (Тиб. bstan ‘gyur, བསྟན • འགྱུར) - это дополнительные 254 тома текстов, в которых опытные ученики Будды объясняют его слова.
Тексты Канджура и Данджура были переведены на тибетский язык в период с VII по XIV век…
[Алмазный путь, интернет; Википедия, интернет].
6. Драгоценный - ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ, иначе называемые «Тремя редкими и драгоценными».
Формально человек делает это, открываясь Будде, Дхарме и Сангхе.
Это внешнее Прибежище и необходимое условие узнавания ума, и оно является общим для всех буддийских школ:
- Будда (Санскр. बुद्ध; Тиб.: rang rgyal, རང • རྒྱལ ) как Прибежище принимается как цель;
- Прибежищем служит Учение Будды – Дхарма (Санскр. Dharma, धर्म; Тиб. Chos, ཆོས ), то есть восемьдесят четыре тысячи его просветляющих наставлений;
- осознанный образ жизни Сангхи-общины (Санскр. saṃgha, संघ; Тиб. dge-‘dun, དགེ • འདུན), члены которой – Бодхисаттвы, - это само по себе становится поучением.
Практическое воплощение всего Прибежища – лама (Санскр. guru, गुरू; Тиб. blama, བལམ).
[Алмазный путь, интернет].
Литер.
1. Алмазный путь. Оле Нидал. М.: Издательство "Алмазный путь", 2008 г., с. 240. Интернет.
2. Далай-лама ΧΙΥ – великий Будда Сострадания. На стыке Востока и Запада. Сост. А.Джейкобс. Пер. с ангд. О.Лёвкина. М., Эксмо, 2013, с. 288.
3. Давид-Неэль Александра. Мистики и Маги Тибета, интернет.
4. Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
5. Тибет. Сияние Пустоты. Е.Н.Молодцова. 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343.
6. Симпкинс Александер, Симпкинс Аннелен. Тибетский Буддизсм. М.:ООО Изд. Дом “София”, 2006, с. 208.
7. Андросов.В.П. Нагарджуна и его учение, [Нагарджуна]. Изд. “Наука”, М., Гл. ред. вост. литер., 1990, с. 269
8. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
9. Големан Д. Разнообразие медитативного опыта. Изд. “Екслибрис”, Киев, 1993, с. 110.
10. Чжан Чжень-цзы. Практика Дзэн. Отв. Ред. Ситников А.А. изд. “Белый остров”, Красноярск, 1993, с. 292.
11. Жизнь Будды. Под ред.: Бутромеев В.П., Бутромеев В.В. М.. ОЛМА, Медиа Групп, 2011 г., с. 304.
12. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
|