Главная » Статьи » Б » Буддизм |
БУДДИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
БУДДИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ. ![]() Доктрина учения Буддиззм основана на Несотворенной субстанции Непознаваемого – Ади-Будде (Санскр. Ādibuddha, आढिबुद्ध; Тиб. thog ma'i sangs rgyas, ཐོག • མའི • སངས • རྒྱས), чье состояние - Вечный Свет, излучаемый Абсолютом (Сфера Отсутствия Форм). Корнем учения Будды является Сострадание (Санскр. karuṇā, कारुणा; Тиб. snying-rje, སྙིང • རྗེ). Суть Буддизма можно выразить в двух предложениях: - Если можешь, помогай другим. - Если не можешь, по крайней мере, не вреди им. В этом совете заключена самая суть всех Буддийских Колесниц: - Хинаяны (Санскр. Hīnayāna, हीनयान; Тиб. theg chung, ཐེག • ཆུང), - Махаяны (Санскр. Mahayāna, महयान; Тиб. theg chen, ཐེག • ཆེ), - Ваджраяны (Санскр. vajrayāna, वज्रयान; Тиб. Rdo-rje-theg-pa, རྡོ • རྗེ • ཋེག • པ)]. [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет]. Этическое учение Гаутамы Будды базируется на трех принципах: 1. Все существующее существует вследствие естественных причин. 2. Добродетель приносит себе свою Награду, а Порок – свое Наказание. 3. Состояние человека в этом мире есть состояние находящегося на Испытании. На этих трех принципах покоилась всеобщая основа каждой религиозной веры и религиозной философии (Зороастра, Пифагора, Платона, Иисуса, Моисея), за исключением позднейшего христианства; Бог и индивидуальное бессмертие для каждого человека – если только он его завоюет. [Изида, Т. 2, с. 203, 163]. Базовые понятия Буддизма – три признака Бытия (Санскр. trividyā, त्रिविद्या). 1. Изменчивость Бытия (Санскр. anitya, अनित्य; Тиб. mi rtag pa, མི • རྟག • པ) - бренность, непостоянство Мировой и Земной жизни. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. Истинным завершением Анитьи является Нирвана (Санскр. Nirvāņa, निर्वाण; Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ) - единственная Реальность, не претерпевающая изменений, угасания или смерти. 2. Страдание (Санскр. duḥkha, दुःख; Тиб. sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ) - имманентная (внутренне присущая) и тотальная характеристика круговорота бытия Сансара (Санскр. Saṁsāra, संसार; Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ). Три основных вида страданий: - страдание от страданий; - страдание перемен – в Мире Форм Боги испытывают блаженство и потому не ведают страдания от мучений, зато испытывают страдание перемен; - всепроникающее страдание - начиная с четвертого уровня сосредоточения Мира форм* и выше на всех уровнях Сферы Отсутствия форм (5-ый – 9-ый уровни миров), все ощущения нейтральны, и поэтому там имеет место одно лишь ВСЕПРОНИКАЮЩЕЕ СТРАДАНИЕ. Поэтому говорят: пока мы находимся в (в круговороте Бытия) Сансара, мы зажаты в тисках того или иного вида страдания. Все три вида страданий испытывют в мучительных уделах мученики в Адах, голодные духи и животные, люди, а также в счастливых уделах полубоги-асуры и Боги Мира желаний. [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет]. 3. Отрицание субстанциальной души (Санскр. Anātma, अनात्म; Тиб. bdag-med-pa, བདག • མེད • པ) – безличный принцип. Букв.: НЕ-Я. Это одна из трех основных аксиом в Мистицизме – все физическое, объективное существование мимолетно и нереально, подобно мыльному пузырю во сне. [Википедия. интернет]. Комментарий. *) Сфера Отсутствия Форм (Санскр. Ārūpadhātu, अरूप-धातु; Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས), Первый Логос, Абсолют. Сфера (призрачных) форм (Санскр. Rūpadhātu, Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས • ཀྱའི • ཁམས), Второй Логос. Четвёртый уровень сосредоточения Мира Форм - это состояние йогической концентрации невозмутимости. Оно включает восемь ступеней, соответствующих характеристикам местопребываний Богов Мира Форм: - нижние местопребывания (Санскр. Bṛhatphala, ब़िहत्फल; Тиб. bras.bu che, བྲས ་ བུ ་ ཆེ) – обители дэвов, обладающих «великим плодом». В Сарвастиваде (Санскр. Sarvāstivāda, Тиб. thams cad yod par smra ba, ཐམས • ཅད • ཡོད • པར • སྨྲ • བ) [школа Хинаяна] это Безоблачные боги, Боги, обладающие избытком добродетели и Боги, обладающие всевозрастающим плодом. В Вибхаджьяваде (Санскр. Vibhajyavàda, विभज्यवाद) - Боги, обладающие всевозрастающим плодом и Бессознательные боги (последние – это те, которые полностью отключили сознание, надеясь достичь состояний Сферы отсутствия форм). - пять высших местопребываний (Санскр. Çuddhāvāsa, शुद्धावास; Тиб. gnas gtsang.ma, གནས ་ གཙང ་ མ) – Чистые обители. Они отличаются от других миров Сферы Форм тем, что их обитатели - не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а, так называемые, не-возвращающиеся (Санскр. anāgāmin, अनागामिन्; Тиб. phyir mi 'ong, ཕྱིར • མི • འོང); которые уже встали на путь Архата (Санскр. Arhat, अर्हत्; Тиб. dgra-bcom-pa, དགྲ • བཅོམ • པ), ПРЕВОСХОДЯЩЕГО СМЕРТЬ, те кто получит просветление непосредственно из Шуддхаваса (Çuddhāvāsa) и не будут перерождаться в низших мирах. [Интернет] ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ БУДДИЗМ - древнейшее направление Буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни - общее учение Готамы Будды. – Это Тхеравада (Theravāda, थेरवाद; Тиб. theg chung, ཐེག • ཆུང) [западное Хинаяна], Учение Старейшин, ибо изначально Будда Шакьямуни проповедывал, именно, это Учение, согласно развитию его слушателей, и потому они хранят в исходной чистоте Первоначальное, истинное Учение Будды Шакьямуни, как они считают. Все остальное – позднейшие искажения, отступления от изначального Учения, [Тибет. Сияние Пустоты, с. 89]. Тхеравада или Малая Колесница - первый вариант Пути, иносказание “об Узком Пути Спасения” шраваков (Санскр. çravaka, श्रवक; Тиб. nyan-thos, ྅ན • ཐོས), слушающих-шраваков, и пратьекабудд (Санскр. pratyekabuddha, प्रत्येकबुद्ध; Тиб. rang rgyal, རང • རྒྱལ), постигающих в одиночку, [Далай-лама XIV. Комментарий на "37 практик бодхисаттвы", интернет]. ЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ. Эзотерическим Буддизмом называют Ваджраяну (Санскр. vajrayāna, (वज्रयान; Тиб. Rdo-rje- theg-pa, རྡོ • རྗེ • ཋེག • པ), Алмазный Путь Колесницы Мистицизма для обращенного, обладающего сильными способностями, который стремится к чудесному, немедленному созданию и причины, и следствия. Алмазная Ваджраяна – состояние непрерывности потока психики, работа с самыми тонкими энергиями мира и человека. Путь Ваджраяны предполагает возможность достижение полного Освобождения, т.е. Нирваны, в течение одной краткой человеческой жизни. Но идти по этому Пути могут только существа, высоко развитые физически и духовно, способные всю жизнь посвятить напряженной и неимоверно трудной работе, чтобы поймать тот краткий – внезапный, подобный удару молнии – блаженный миг, в который их посетит Просветление (Санскр. Bodhi, बोधि; Тиб. Byang-chub, བྱང • ཆུབ) - состояние Единая жизнь в целостном и полном осознании (вневременнōй) Реальности - и их человеческая природа преобразуется в Природу Будды. [Тибет. Сияние пустоты, с. 94]. Sher Литература. 1. Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Гарвардские лекции. Перевод с тибетского языка и редакция Джеффри Хопкинса. Перев. на русский язык Майя Малыгина, интернет. 2. Далай-лама XIV. Комментарий на "37 практик бодхисаттвы", интернет. 3. Тибет. Сияние Пустоты. Е.Н.Молодцова. 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343. 4. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и Теософии. В 2-х томах. М., “Эксмо”, 2002. 5. Буддизм. Блаватская Е.П. Теопедия, интернет. | |
Категория: Буддизм | Добавил: msher (04.04.2025) | | |
Просмотров: 24 | |
Всего комментариев: 0 | |