Главная » Статьи » Б » Буддизм

О ТИБЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Все, что мы делаем против кого-то, мы делаем против себя.
Все, что мы делаем для кого-то, мы делаем для себя.
Все, что мы делаем лично для себя, уходит в лету.
[Древняя аксиома].


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ.
1. Тибет.
2. Тибетский язык
3. Тибетская культура.
4. Что принесла Китайская оккупация Тибетскому народу.
5. Из письма Его Святейшества Далай-Ламы буддистам.
1. ТИБЕТ (Тиб. bod, བོད; Кит. Ти-Бутта) - этимологически, Божественная (Кит. Ти) и Мудрая (Бутта, Санскр. Buddha, बुद्ध; Тиб. Sangs-rgyas, སངས • རྒྱས) страна Богов, страна воплощенной Мудрости, от которой все происходит, [Скрижали, с. 51].
Тибет упомянут под именем Си-Цзян в Манускриптах сокровенной библиотеки провинции Фу-Цзянь КАК ВЕЛИКАЯ ОБИТЕЛЬ ОККУЛЬТНОГО ЗНАНИЯ. Император Юй-Великий (2207г. до н.э.), благочестивый Мистик* и Великий адепт**, как говорят, получил свое Знание от |Великих учителей Снежной Горной Цепи в Си-Цзян, [Т.Д., Кн. 1, с. 338].
Комментарий.
*) Мистика
- от греч. μυστικιστής (таинственный). – Духовный поиск прямого духовного или религиозного опыта. - Духовная дисциплина, направленная на достижение союза с предельной Реальностью, или Богом, посредством глубокой медитации или трансообразного созерцания (т.е. в измененном сознании), [Танец с Шивой. Словарь]. Мистицизм - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме (т.е. на ограничивающим возможности Разума в процессе познания), [О.Н., Интернет].
**) Адепты (Санскр. sādhaka, साध; Тиб. sgrub-pa-po, སྒྲུབ • པ • པོ) - Сыны Воли и Йоги, Предки, Духовные Праотцы всех последующих Великих душ (Санскр. Mahātma, महात्मा; Тиб. bdag nyid chen po, བདག ་ ཉིད ་ ཆེན ་ པོ) ранней четвертой расы (наша – 5-ая раса), которых 3-я раса cоздала, истинно, беспорочно (не половым путем) Творческой Мощью и Мудростью таинственной Силой мысли (Санскр. kriya-çakti, क्रिय-शक्ति), силой, так называемого, Шестого творения, [Т.Д., Кн. 3, с. 219-220], называемого Урдхвасрота (Санскр. Ūrdhvasrotas, ऊध्र्व॔स्रोतस) – творение Божеств, прототипов 1-ой коренной человеческой расы, Отцов своего Разумом рожденного потомства, «с мягкими костями».
2. ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК ЭТОЙ СТРАНЫ – священен, ибо использовался для перевода священных текстов, в том числе, сутр, тантр и комментариев Индийских учителей.
Тибетский язык – мистичен, ибо это язык Далай-Ламы и язык Дхармы (Санскр. dharma, धर्म; Тиб. chos, ཆོས) – т.е. ТОГО, на чем держится Космос и ЧТО всем является, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т.2; Алмазный путь, интернет].
Тибетскому мистичному и священному языку подобен древнейший язык Земли СЕНЗАР, тайный жреческий язык Мистерий.
Изначальный вид Тибетского алфавита из 30-ти букв построен на основе Знаний о матрице Мироздания. В нем первый ряд букв, начинается с 28-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания - первого уровня сознания, связанного с физической материей и определяющего любые свойства веществ, проявляющихся в Макромире.

Двадцать восьмой уровень Верхнего мира – это пространство Маха-Вишну (Санскр. Mahā-Vişņu, महा-विष्णु). Согласно Буддийским представлениям, для духовного существа, ищущего освобождения это пространство еще остается областью Пути, где по Учению О ЧЕТЫРЕХ ВЕЛИКИХ ИСТИНАХ* затухают страдания.
[Т.Д., Кн. 4, с. 587; Словарь символов, с. 388; Каббала – внутреннее созерцание, Интернет; Танец с Шивой, интернет].
Комментарий.
*) Четыре благородные истины
(Санскр. catväri ärya satyaṃ, चत्वारि आर्य सत्यं; Тиб. ‘phags-pa’i bden pa bzhi, འཕགས • པའི • བདེན • བ • བཞི):
1) Дукха (Санскр. duḥkha, दुःख; Тиб. sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ) - страдание и боль являются неизбежными спутниками чувственного (эзотерически - физического) существования;
2) Самудайа (Санскр. samudāya, समुदाय; Тиб. kun-’byung ba, ཀུན • འབྱང • བ) – мирские страсти, совокупность соблазнов, страсть к существованию в круговороте Бытия Сансара (Санскр. Saṁsāra, संसार; Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ);
3) Ниродха (Санскр. nirodha, निरोध; Тиб. 'gog-pa, འགོག • པ) - пресечения страдания через избавление от привязанности к вещам, оно возможно вступлением человека на Путь;
4) Марга (Mārga satya, मार्ग-सत्य; Тиб. lam bden, ལམ • བདེན) - узкий Путь или та стезя, которая ведет к такому благословенному результату.
[Теософский словарь, с. 55].
3. ТИБЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - это совокупность традиций, связанных с Тибетом, которая включает элементы языка, религии, искусства и кухни. Тибет сформировал свою самобытную культуру благодаря географическим и климатическим условиям. Несмотря на влияние соседних культур Китая, Индии и Непала, удалённость и труднодоступность Гималайского региона сохранили местные особенности и способствовали развитию самобытной культуры.
Тибетский Буддизм оказал особенно сильное влияние на Тибетскую культуру с момента своего появления в VII-ом веке. Буддийские миссионеры, прибывшие в основном из Индии, Непала и Китая, также привнесли в культуру Тибета элементы искусства и обычаев Индии и Китая.
В искусстве, литературе и музыке присутствуют элементы преобладающих Буддийских верований, а Буддизм в Тибете приобрёл уникальную форму под влиянием традиции Бон* и других местных верований.
Комментарий.
*) Бон
(Тиб. Bon, བོན) – вечен, ибо в Божественном неконцептуальном и невербальном состоянии он существовал еще до проявления первой жизни на Земле (не человека, а жизни!). Бон никогда не возникал и никогда не может быть уничтожен, так как всякое истинное Знание, светлое или темное, существует в Высшей Реальности за пределами Пространства и Времени и лишь частично нисходит в нужный момент в наш временнóй и пространственный мир. Бон необъятен и многообразен, и в мир он приходит в лице Великих учителей Бон. Первые учителя Бон появились на Земле, как только она стала обитаема, [Тибет. Сияние Пустоты, с. 44].
Существует богатая древняя традиция мирской Тибетской литературы, которая включает эпосы, поэзию, короткие рассказы, сценарии танцев и пантомимы, пьесы и так далее, которые переросли в огромное количество произведений, некоторые из которых были переведены на западные языки. История Тибетской литературы насчитывает более 1300 лет. Возможно, наиболее известной категорией Тибетской литературы за пределами Тибета являются эпические рассказы, особенно знаменитый «Эпос о короле Гесере (Тиб. gling ge-sar གླིང་གེ་སར།)», о бесстрашном владыке легендарного королевства Линг (Тиб. gling pa, ་གླིང་པ).
Во дворце Потала (Тиб. Po-ta-la, པོ ་ ཏ ་ ལ) в Лхасе (Тиб. lha-sa*, ལྷ • ས), объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1994г.) находится обширная библиотека Буддийских писаний. Потала считается важнейшим образцом Тибетской архитектуры. В тринадцатиэтажном здании находится более тысячи комнат, а также портреты прошлых Далай-лам и статуи Будды. Он разделён на внешний Белый дворец, который служит административным центром, и внутренний Красный дворец, в котором находятся зал собраний лам, часовни, 10 000 святилищ. Дворец расширен за счёт включения в него района (летнего дворца и парка) Норбулинка в 2001 году, который основан в 1754 году Далай-ламой VII Gaisang Gyaco (Тиб. bskal bzang rgya mtsho, བསྐལ ་ བཟང ་ རྒྱ ་ མཚོ་) [1708—1757], он являлся летней резиденцией Далай-лам с 1780 по 1959 г.
Тибетцы обладают уникальной культурой, а разнообразие, которое можно увидеть в других этнических группах, встречается только в таких регионах, как Синьцзян.
Комментарий.
*) Тиб. lha-sa
(ལྷ • ས) – букв.: БОЖЕСТВЕННАЯ СТРАНА, страна Вездесущей воплощенной Мудрости, от которой все происходит, согласно [Скрижали, с. 51]. Лхаса была столицей независимого Тибетского государства, традиционная резиденция Далай-ламы.
4. Что принесла Китайская оккупация Тибетскому народу.
4.1. События, произошедшие в Тибете в XX веке, унесли тысячи человеческих жизней.
Так, в условиях Китайской оккупации Тибета - по оценкам Тибетского правительства в изгнании, в Тибете погибли 1,2 млн человек; в 1959 г. в период подавления восстания в центральной части Тибета были убиты более 87 000 Тибетцев только по официальным документам Китайской армии, согласно [Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов. Учебник].
Поистине, в крови написана история Человеческой Души. Ее путь отпечатывается на эфирных формах, которые протекают в ее кровяных потоках. [Холл Мэнли Палмер. Оккультная анатомия человека, с.7, интернет].
На Земле пролитая кровь человека рассматривается КАК РАЗРУШЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА. Кровь убитого не успокаивается до тех пор, пока не будет отомщена, ее протест отражается во всей Вселенной, т.е. “кровь мстит”, ИБО ЧЕРЕЗ ЗАКОН МИР СОТВОРЕН И ЗАВЕРШЕН, [р. М.Вейсман. Бамидбар, с. 432; Дварим, с. 262; Блеск. Извлечения из книги "Зогар", интернет].
4.2. Китайская оккупация нанесла серьёзный ущерб Духовному наследию Тибетского народа.
Так, в период Китайской оккупации в Тибете, в частности, было разрушено множество монастырей.
При 13-м Далай-ламе Tubdain Gyaco (Тиб. thub bstan rgya mtsho, ཐུབ ་ བསྟན ་ རྒྱ ་ མཚོ) [1876-1933], ВСЕВЕДУЩИМ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ, который оказал сильное влияние на политику Тибета, монастырь Тенгьелинг (Тиб. bstan rgyas gling. བསྟན་རྒྱས་གླིང) был разрушен в 1914 году силами Далай-ламы, которые выступали за независимость, из-за сговора настоятеля монастыря с Китайцами, [Интернет].
При регенте Тактре [Нгаванг Сунграб Тутоб (1874–1952) - третий Тактра (Тангдраг) Ринпоче, регент Тибета отвечавший за воспитание и образование 14-го Далай-ламы Тензина Гьяцо] - монастырь Сера (Тиб. sera, སེ་ར) был обстрелян из гаубиц и частично разграблен Тибетской армией в 1947 году за то, что Тангдра встал на сторону бывшего регента Ретинга (Тубтен Джампэл Еше Гьялцен, Тиб. thub-bstan 'jam-dpal ye-shes rgyal-mtshan, ཐུབ་བསྟན་འཇམ་དཔལ་ཡེ་ཤེས་རྒྱལ་མཚན) [1910—1947], сыгравшего ключевую роль в поисках Далай-ламы XIV, но после этого он был смещён и изгнан из Лхасы. Однако основные разрушения произошли во время Культурной революции. Культурная революция в Китае (1966–1976) привела к ухудшению состояния или утрате Буддийских монастырей как в результате намеренного разрушения, так и из-за отсутствия защиты и ухода; много лет Китайские власти не разрешали восстанавливать разрушенное.
Начиная с 1980-х годов, Тибетцы начали восстанавливать уцелевшие монастыри. Это стало международным проектом. Эксперты обучают Тибетцев методам восстановления зданий и сохранения оставшихся монастырей на восточном плато.
Такие монастыри, как монастырь Кумбум (Кумбум Джампа Линг, sku ‘bum byams pa gling, སྐུ་འབུམ་བྱམས་པ་གླིང), продолжают страдать от политики Китая. Так, Китайский режим заставил Тибетских монахов и жителей наблюдать за процессом сноса статуи Будды высотой более 30 метров в храме Тхосам Гацел (Thoesam Gatsel) в Тибетской автономной префектуре Гарцке провинции Сычуань в декабре 2021г. Статуя Будды была построена по одобренному режимом проекту в 2015 году и имеет особое значение для местных монахов и жителей.
Монастырь Симбилинг (Simbigling pa, སི ་ མྦི ་ གླིང ་ པ) в Пуранге был полностью разрушен в 1967 году во время Китайской Культурной революции, хотя в какой-то степени его удалось восстановить.
Монастырь Ташилунпо (Тиб. bkra shis lhun po, བཀྲ ་ ཤིས ་ ལྷུན ་ པོ), основанный в 1447 году 1-ым Далай-ламой Гэдундуб (Тиб. dge 'dun grub, དྒེ ་ འདུན ་ འགྲུབ) [1391-1472], является традиционным местом пребывания Таши-лам (Тиб. Trashi-blama, bKra Shis blama, བཀྲ • ཤིས •བླ • མ) [посвящающих Далай-лам]. Две трети зданий были разрушены во время Китайской Культурной революции, в основном это были жилые помещения для 4000 монахов.
Храм Трэдрук (Тиб. kra ‘brug dkon pa, ཁྲ་འབྲུག་དགོན་པ) - один из старейших в Тибете. Считается, что он был построен в VII веке во время правления Сонгцена Гампо (Тиб. srong btsan sgam po, སྲོང་བཙན་སྒམ་པོ) из Тибетской империи (604–650гг), принесший Буддизм народу Тибета. Несколько зданий Храма были разрушены во время Культурной революции. В 1980-х годах монастырь был отреставрирован и в 1988 году заново освящён. Сегодня комплекс занимает площадь 4667 квадратных метров и находится под национальной охраной.
Храм Джоханг (Тиб. Jo-khang, ཇོ་ཁང) в Лхасе также был построен при Сонгцене Гампо. Храм Джоканг - самое величественное из сохранившихся зданий периода Туббо в Тибете (начало VII-го века), а также самое раннее гражданское сооружение в Тибете. В нём сочетаются архитектурные стили Тибета, династии Тан (618–907 гг. н. э.) Китая, и на протяжении тысячелетий он служит образцом Тибетской религиозной архитектуры. Во время Культурной революции в КНР храм был разорен, затем восстановлен.
Монастырь Цурпху (Тиб. mtshur phu dgon pa, མཚུར་ཕུ་དགོན་པ) был основан Дюсумом Кхьенпой (Тиб. dus gsum mkhyen pa, དུས་གསུམ་མཁྱེན་པ), 1-ым Кармапой-ламой (Тиб. rgyal ba karma pa, རྒྱལ • བ • ཀརྨ • པ) [1110—1193гг], после того как он посетил это место и заложил основу для создания там обители, совершив приношения её покровителям, дхармапалам (Санскр. dharmapāla, धर्मपाल; Тиб. chos-skyong, ཆོས • སྐྱོང), тем самым определив, где должен находиться будущий монастырь, В 1189 году он снова посетил это место и основал там свою главную резиденцию. Монастырь разросся и вмещает 1000 монахов. Монастырь был полностью уничтожен в 1966 году во время Культурной революции, но в 1980 году Кармапой Рангджунг Ригпе Дордже (Тиб Rang 'byung rig pa’i rdo rje, རང་འབྱུང་རིག་པའི་རྡོ་རྗེ), 16-ым Кармапой (1924—1981), началось его восстановление.
Монастырь Цозонг Гонгба (Тиб. Tsozong Gongba, ཙོ ་ ཟོང ་ གོང ་ བ) - это небольшая святыня, построенная примерно в XIV веке. Три статуи - Ченрезига (Авалокитешвары), Гуру Римпоче (Падмасамбхавы) и Сакья Тукпы (Будды Шакьямуни) - были расстреляны и сожжены Народно-освободительной армией (НОАК) во время Культурной революции, а затем восстановлены местным ламой Дуджомом Римпоче и его сыном Чуни Римпоче (ныне проживающим в Ламалинском монастыре недалеко от Байи (в Тибете).
Монастырь Палчо был основан в 1418 году и известен своим кумбумом (Тибетским храмом, выполненным в форме многоярусной ступы со множеством внутренних залов и алтарей на каждом уровне), на четырёх этажах которого расположены 108 часовен. Весь комплекс монастыря включал в себя 15 монастырей различных школ, преимущественно Гелуг (Тиб. dge lugs pa, དགེ • ལུགས • པ), основанной Цзонкапой (Тиб. rje btsong kha pa, རྗེ • བཙོང • ཁ • པ), и Сакья (Санскр. Çākya; शाक्य; Тиб. Sa-skya, ས • སྐྱ), основанной махасиддхой Вирупа (Санскр. Virūpa, विरूप); Тиб. bi ru pa, བི ་ རུ ་ པ). Братия поддержала Тибетское восстание 1959 года, которое началось через 7 лет после установления власти КНР в Тибете. Восставшие Тибетцы выступили за восстановление независимости и против китаизации Тибета.
Монастырь Чокоргьел, основанный в 1509 году 2-ым Далай-ламой Гедун Гьяцо (Тиб. dge 'dun rgya-mtsho (དགེ • འདུན • རྒྱ • མཚོ) [1475-1542гг] когда-то содержал 500 монахов, но был полностью уничтожен во время Культурной революции.
Храм Рамоче
(Тиб. Ra-mo-che Dgon-pa, ར་མོ་ཆེ་དགོན་པ) - важный храм в Лхасе. На первоначальный архитектурный комплекс сильно повлиял стиль династии Тан. Храм был построен Китайскими архитекторами династии Хань в середине VII века. Принцесса Вэньчэн [жена царя Тибетской империи Сонгцэна Гампо (Тиб. srong btsan sgam po, སྲོང་བཙན་སྒམ་པོ) с 641г.] взяла на себя руководство этим проектом и приказала возвести храм лицом на восток, чтобы показать свою тоску по родине. Храм был серьёзно повреждён во время Китайской Культурной революции.

Все монастыри, кроме сохранившегося до нашего времени, уничтожены в период «культурной революции» в Китае.
[Тибетская культура, Википедия, интернет].
5. Из письма Его Святейшества Далай-Ламы Буддистам
Наверное, большинство из вас осознает важность любви и сострадания. Именно, практика сострадания приносит мне наибольшее удовлетворение. Каковы бы ни были обстоятельства, с какой бы трагедией я не столкнулся, я практикую сострадание. Это дает мне внутреннюю силу и счастье, дает почувствовать, что моя жизнь полезна. Я верный слуга сострадания и останусь им до последнего дыхания.
Сейчас нам, Тибетцам очень нужна поддержка общества, активное выражение вашего доброжелательства. ПОЖАЛУЙСТА, ПОЙМИТЕ ЭТО. Как Буддисты, вы должны понимать важность сохранения Тибетского Буддизма. Но для этого большое значение имеет сама страна Тибет. Вот уже более тридцати лет мы пытаемся делать все возможное для сохранения Тибетских традиций вне Тибета, и довольно успешно. Но остается реальная опасность, что впоследствии они не выживут, вдали от родной почвы. ПОЭТОМУ РАДИ СОХРАНЕНИЯ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА, который можно рассматривать, как наиболее полную форму Учения Будды, СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ ТИБЕТА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА.
Вряд ли Тибетский Буддизм сможет выжить как культурно-духовная целостность, если его физическая часть будет разрушена в условиях Китайской оккупации. Следовательно, мы не можем не принять на себя ответственность и не попытаться улучшить политическую ситуацию.
В этой связи становится очевидным, что активная поддержка в Тибетском вопросе – это не просто политика - ЭТО ПРАКТИКА ДХАРМЫ.
Мы не против Китайцев. На самом деле мы глубоко восхищаемся Китайской цивилизацией. Мы лишь пытаемся вернуть свои права, спасти наш народ и сохранить наше Учение Будды.
Я мечтаю о новом Тибете – свободной стране, зоне Мира, – где мой шестимиллионный народ, - смог бы восстановить свой духовный образ жизни, одновременно восприняв лучшие черты современного мира. Я вижу его как место, которое смогут посещать все, кто пожелает, не исключая и наших восточных соседей, чтобы насладиться свежим воздухом и блистающим горным солнцем, обрести вдохновение в мирной духовной жизни, а быть может, и научиться получше понимать свой собственный мир, ненадолго удаляясь от него для медитации на наших высотах.
С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ МЫ СМОЖЕМ ТУДА ВЕРНУТЬСЯ. ПРИШЛО ВРЕМЯ, КОГДА ВАШЕ ДЕЙСТВИЕ И ЕСТЬ ПРАКТИКА (ДХАРМЫ)*.
[Далай-лама. Дхарамсала, Индия. Ж-л “Путь к себе”, № 3, 1995, с. 43].
Комментарий.
*) Пришло время, когда ваше действие и есть практика (Дхармы)
– воистину, все, что мы делаем для кого-то, мы делаем для себя.
Sher

Литература.
1. Далай-Лама. Политика доброты. Ж-л “Путь к себе”, № 3, 1995.
2. Тибетская йога и тайные доктрины, Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
3. Алмазный путь. Оле Нидал. М.: Издательство "Алмазный путь", 2008 г., с. 240, интернет.
4. Тибетская культура, Википедия, интернет
5. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
6. Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. М., “Эксмо”, 2002, с. 896.
7. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
8. Оккультная анатомия человека. М. Холл; Папюс. Изд. Екатеринбург, “Эко-Энроф”, 1993, с. 70.
9. р. М. Вейсман. Мидраш рассказывает. Бамидбар. Й., изд. “Швут Али”, 1996, с. 437.
10. р. М. Вейсман. Мидраш рассказывает. Дварим. Й., 1997, с. 428.
11. Блеск. Извлечения из книги "Зогар", интернет.
12. Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов учебник. Москва. Российский университет дружбы народов, 2015г.
Категория: Буддизм | Добавил: msher (08.09.2025) | Автор: Шер
Просмотров: 11 | Теги: Тибетская культура, тибетский язык, тибет, Китайская оккупация Тибета, письмо Далай-Ламы буддистам
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]