Главная » Статьи » Т » Тибет

ОБЫЧАИ И ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД ТИБЕТА
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ.
Предисловие
1. Тибетская астрология
2. Тибетский календарь
3. Религии Тибета
4. Религиозные обряды
5. Кухня
6. Этикет
7. Браки
8. Праздники
9. Развлечения
10. О призраках.
11. Похоронные обряды
12. Традиция изготовления реликвий из того, что остаётся от благочестивого человека после смерти.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Это третья статья из серии «Уникальная и самобытная Тибетская культура, сохранение которой невозможно без родной почвы Тибета», поэтому
«СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ ТИБЕТА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА. Ибо вряд ли Тибетский Буддизм сможет выжить как культурно-духовная целостность, если его физическая часть будет разрушена в условиях Китайской оккупации», [Далай-лама. Дхарамсала, Индия. Ж-л “Путь к себе”, № 3, 1995, с. 43].
Во второй статье этой серии рассказано О ТИБЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
В этой, третьей, статье мы попытаемся понять ОБЫЧАИ И ЖИЗНЕННЫЙ УКЛАД ТИБЕТА, которые тесно свзаны с окружающим Миром и его Природой в гармоничном сосуществовании в Любви и Сострадании ко всем живым существам.
И ЭТО ОБЩИЙ ПУТЬ ЗЕМЛИ, ДУХОВНЫЙ ПУТЬ В ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИИ, Т.Е. В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ТИБЕТА, ЖЕМЧУЖИНЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ, БАЗИСУ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЛИ, в котором 7-ая коренная раса (наша – пятая) станет расой будд, рожденных от непорочных родителей, [Т.Д. Кн. 4, с. 606].
И ЭТО ПУТЬ НАШЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ. Ибо с Тибета и началось расселение человечества на нашей Земле, когла на нее инкарнировались Авалокитешвара (Санскр. Avalokiteçvara, अवलोकितेश्वर; Тиб. Ченрези, sPyan-ras-gzigs, སྤྱན • རས • གཟིགས), Великий Логос в своем Высшем аспекте и в Божественных сферах, Логос, как небесный, так и человеческий, [Т.Д., Кн. 3, с. 225], и его женский аспект Тара (Санскр. Tārā, तारा; Тиб. Sgrol-ma, སྒྲོལ • མ), Мать всех будд прошлого, настоящего и будущего, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т.2, с. 216; Тибет. Сияние Пустоты, с. 16-18]. - Тогда и завершится их Миссия развития человечества на нашей Земле.

Обычаи Тибета в корне отличаются от Европейских обычаев и традиций, от привычного нам образа жизни. ЭТО ДРУГАЯ КУЛЬТУРА И ДРУГОЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ, в соответствии с условиями проживания Тибетцев.


1. ТИБЕТСКАЯ АСТРОЛОГИЯ.
Но, прежде, о том, что такое Астрология.

Астрология - учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта.
Астрология делает предсказания (они материальны, и это надо помнить!) и дает советы о поведении индивидуумов, групп людей или народов, исходя из определяемого эмпирически (т.е. посредством наблюдений) или постулируемого ею влияния небесных тел или областей неба.
[Астрология. Энциклопедический словарь, c. 60].
Тибетская астрология (Тиб. tsis, ཙིས) - традиционное Тибетское учение, сочетающее в себе элементы Китайской и Индийской астрологии. Будучи тесно связанной с традиционной Тибетской медициной, является важной частью Тибетской культуры.
Предсказание занимает важное место в жизни Тибетцев и имеет разнообразные формы, такие как астрологические расчёты, различные гадания, медиумические прорицания. Во многих мелких ежедневных вопросах Тибетцы используют для гадания чётки. Другие распространённые способы -сверка с «благоприятными» или «неблагоприятными» днями в астрологическом альманахе, распознавание предзнаменований, бросание игральных костей. Для более детальных прогнозов Тибетцы обращаются к астрологам.
Астрология используется также в Тибетской геомантии* (Тиб. sa dpyad, ས ་ དཔྱད), сложившейся под влиянием различных культур. К геомантии обращаются за помощью при возведении зданий и для других действий, связанных с причинением беспокойства Земле. В этом случае на астрологические расчёты полагаются, чтобы подобрать необходимое время для овладения местностью, выполнения обрядов освящения для противодействия негативным влияниям, для синхронизации различных фаз проекта.
Институт Тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг (Тиб. Bod kyi sman rtsis khang, བོད་ཀྱི་སྨན་རྩིས་ཁང) ежегодно публикует астрологический альманах, который является официальным Тибетским календарём, и в котором отмечаются «благоприятные» и «неблагоприятные» дни.
Мен-ци-кханг был воссоздан в Дхарамсале по инициативе Далай-ламы XIV для сохранения и развития Тибетской медицины и астрологии. Однако сам Далай-лама, считая астрологию важной частью Тибетской культуры, не верит в неё, говоря, что «Будда сказал: что бы ни случилось, это результат вашей Кармы, ваших действий и случайности**».
[Википедия, интернет].
Комментарий.
*) Геомантия
- метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок.
**) Случай - имя Непознанного (т.е. Непреложного) Закона, [Кибалион]. Непреложный Закон (Санскр. Sanatana Dharma, सनातन धर्म) - Закон ВЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, циклического и спирального – потому вечно прогрессирующего, даже в его кажущихся (ретрогрессиях) возвратах, [Т.Д., Кн. 3, с. 103]. Это Вечный Закон Высшей эволюции. Закон вмещает в себя все остальные законы, которые отображаются от него зеркально или искаженно.
2. ТИБЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Тибетский календарь (Тиб. lo tho, ལོ་ཐོ) - лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 или 13 лунных месяцев, каждый из которых начинается и заканчивается новолунием. Каждые два или три года добавляется тринадцатый месяц, так что средний Тибетский год равен Солнечному году.
В период Тибетской империи Тибетский календарь был привязан к временам года, пока не была внедрена система календаря Калачакры Будды Шакьямуни [т.е. как и тантры, система календаря восходит к проповеди Будды Шакьямуни], сочетающая в себе Индийский и Китайский зодиаки.
Тибетский календарь отстает от западного приблизительно на 4-6 недель. Например, первый Тибетский месяц обычно выпадает на февраль, а восьмой - на сентябрь.
[Википедия, интернет].
3. РЕЛИГИИ ТИБЕТА.
3. 1. БОН
(Тиб. Bon, བོན) - слово Бон означает «Истина», «Реальность». Бон в Божественном неконцептуальном и невербальном состоянии существовал еще до проявления первой жизни на Земле, согласно [Тибет. Сияние Пустоты, с. 44].
Таким образом, Бон - вечное, неизменное Учение, выражающее Истину и Реальность. Такое же значение имеет Санскритское слово ДХАРМА (Санскр. Dharma, धर्म; Тиб. Сhos, ཆོས).
Таким образом, Бон тождественен Дхарме, т.е. Бон - Реальность и Истина.
Суть Дхармы (Тиб. don dang chos kyi, དོན • དང • ཆོས • ཀྱི) в том, ЧТО ОНА НЕВЫРАЗИМА (Тиб. brjod du med pa, བརྗོད • དུ • མེད • པ), поскольку «ее невозможно услышать ушами» (Тиб. de ni rna mnyan par mi nus so, དེ • ནི • རྣ • མ྅ན • པར • མི • ནུས • སོ), [Тиб. язык, с. 158-159, 184-185].
Таким образом, суть (т.е. рожденная из себя или потенция) Бон – невыразимость.
Высший принцип в Бон
– пустая (т.е. до-Материальная Корневая зародышевая) динамическая потенциальность, источник всей Реальности, который отождествляется:
- с «Бонским телом» (bon sku, བོན ་ སྐུ), которое является истинной природой всех явлений и похоже на Буддийскую идею Дхармакайи (Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय; Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Бонск. Bon-sku), состояния Сферы Отсутствия форм (Санскр. Ārūpadhātu, अरूप-धातु; Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས - 1ый Логос, Абсолют), Сферы мыслеосновы, состояния, не воспринимаемого чувственно;
- с «природой Бон» (bon nyid, བོན • ཉིད), которая похожа на «природу Будды» (Санскр. Tathāgatagarbha, तथागतगर्भ; Тиб. de-bzhin-gshegs-pa’i-snying-po, དེ • བཞིན • གཤེགས • པཞི • སྙིང • པོ) - синоним Абсолютной реальности, понимаемой в качестве Единого, или Абсолютного Ума (Санскр. ekacitta, एक चित्त), порождающего как [круговорот Бытия] Сансару (Санскр. Saṁsāra, संसार; Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ), так и Нирвану (Санскр. Nirvāņa, निर्वाण; Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ) [состояние прекращения иллюзорной множественности эмпирического мира, в котором исчезают омрачения], и являющегося субстратом (основанием) и того, и другого.
[Бон. Википедия, интернет].
Бон никогда не возникал и никогда не может быть уничтожен, так как всякое истинное Знание, светлое или темное, существует в Высшей Реальности за пределами Пространства и Времени и лишь частично нисходит в нужный момент в наш временнóй и пространственный мир. Бон необъятен и многообразен, и в мир он приходит в лице Великих учителей Бон. Первые учителя Бон появились на Земле, как только она стала обитаема.
3. 2. БУДДИЗМ.
Доктрина учения Буддиззм основана
на Несотворенной субстанции Непознаваемого – на Ади-Будде (Санскр. Ādibuddha, आढिबुद्ध; Тиб. thog ma'i sangs rgyas, ཐོག • མའི • སངས • རྒྱས), чье состояние - Вечный Свет, излучаемый Абсолютом [Сферы Отсутствия, 1-й Логос].
Корнем учения Будды является Сострадание (Санскр. karuṇā, कारुणा; Тиб. snying-rje, སྙིང • རྗེ).
Суть Буддизма можно выразить в двух предложениях:
- Если можешь, помогай другим.
- Если не можешь, по крайней мере, не вреди им.
Этическое учение Гаутамы Будды базируется на трех принципах:
1. Все существующее существует вследствие естественных причин.
2. Добродетель приносит себе свою Награду, а Порок – свое Наказание.
3. Состояние человека в этом мире есть состояние находящегося на Испытании.
Базовые понятия Буддизма – три признака Бытия (Санскр. trividyā, त्रिविद्या):
1) Изменчивость Бытия (Санскр. anitya, अनित्य; Тиб. mi rtag pa, མི • རྟག • པ) - бренность, непостоянство Мировой и Земной жизни.
2) Страдание (Санскр. duḥkha, दुःख; Тиб. sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ) - имманентная (внутренне присущая) и тотальная характеристика круговорота Бытия Сансара (Санскр. Saṁsāra).
3) Отрицание субстанциальной души (Санскр. Anātma, अनात्म; Тиб. bdag-med-pa, བདག • མེད • པ) – безличный принцип, букв.: НЕ-Я. Это одна из трех основных аксиом в Мистицизме – все физическое, объективное существование мимолетно и нереально, подобно мыльному пузырю во сне.
[Википедия, интернет].
Так, Буддизм с его идеей о том, что человеческое тело - это временное существование, не способствовал развитию гедонистического образа жизни (т.е. согласно учению, в котором удовольствие является высшим благом и смыслом жизни).
4. РЕЛИГИОЗНЫЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ.
Так, в Буддизме Тибета - особое отношение к телесности, которое отражено в повседневной жизни горцев Тибета. - Это суровый край и трепетное отношение к собственной плоти редко бывало актуальным для тех, кто привык дышать разреженным воздухом и редко перемещаться вверх или вниз.
- Вращение барабана, которое усиливает эффект молитвы и приносит благополучие.
- Развешивание молитвенных флажков - КОНЕЙ ВЕТРА (Тиб. rlung rta, རླུང ་ རྟ) - на крышах, палатках, вершинах холмов, они используются для благословения окружающей местности и символизируют удачу и благополучие. Когда флажок развивается по ветру, считается, что молитва, написанная на нём, произносится и наполняет положительной энергией всё вокруг.
- Ритуальный обход вокруг священных мест (гор, озёр) - это делается только по часовой стрелке, не поворачиваясь к ним спиной.
- Мистический ритуал, который называется Роланг (Тиб. ro-langs, རོ ་ ལངས; Санскр. vetāla, व्तार) - труп, который встает. - Мертвец из народных Тибетских верований, которого можно заставить шевелиться для того, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЕГО ЯЗЫК. Они имеют обыкновение бродить по кладбищам и местам сражений. Санскр. Веталы упоминаются в Индуистских Пуранах (Санскр. Purāņa, पुराण; Тиб. sngon, sngon rab, སྔོན • རབ) [букв.: древние Священные традиции], [Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь, 1996, с. 122].
В "Синей летописи" (Тиб. deb ther sngon po, དེབ་ཐེར་སྔོན་པོ) Гой-лоцавы Шоннупэла (Тиб. gos lo tsā ba gzhon nu dpal, གོས ་ ལོ ་ ཙ ་ བ ་ གཞོན ་ ནུ ་ དཔལ) [1392–1481] благочестивый человек получает в награду за свои труды, именно, язык веталы, который превращается в меч, активирующий левитацию (т.е. преодоление гравитации, при котором субъект или объект парит в пространстве).
Легенды и древние хроники рассказывают, что перед проникновением Буддизма в Тибет этот ритуал исполняли шаманы религии Бон во время похоронной церемонии ...
Тот, кто выполняет ритуал, запирается с телом в темной комнате; чтобы оживить его, ложится на него рот ко рту и, держа в объятиях, мысленно повторяет одну и ту же магическую формулу, исключая все другие мысли.
Через некоторое время тело начинает двигаться - встает и пытается убежать. Колдун крепко держит его, мешая освободиться. Оно прыгает и скачет на неимоверную высоту, увлекая за собой человека, который обязан его удержать; тот не выпускает губами рта монстра и повторяет без остановки магические слова. Наконец язык тела пробирается в его рот; наступает критический момент: колдун хватает язык зубами и кусает - тело сразу падает. Если колдун не справляется с телом, после того как оно пробуждается, то неминуемо умирает.
Язык, тщательно высушенный, становится мощным магическим оружием, которое хранится как сокровище нгаспа-победителя (колдуна) ...
Тибетец, который сообщил мне эти подробности, самым тщательным образом описал процесс постепенного пробуждения трупа. Сначала появляется осмысленный взгляд, загораются остекленевшие глаза, их слабое движение медленно ускоряется до тех пор, пока колдун не теряет способность помешать монстру прыгнуть - ему нужна вся сила, чтобы его удержать.
Он описывал свои ощущения: когда почувствовал, что язык просовывается к нему в рот, дотрагивается до его губ, понял, что ужасный момент настал и, если он не победит, ужасное существо погубит его ...
Кроме трупов, которые оживляют с помощью особых ритуалов, Тибетцы верят также в то, что любой труп может неожиданно встать и нанести вред живому человеку. Именно, по этой причине за умершими постоянно следит кто-то читающий молитвы, чтобы помешать несанкционированному воскрешению...
Прикосновение роланга смертельно, а проказливый призрак не упускает возможности дотронуться до любого, кто попадется под руку; только ламы, отправляющие ритуалы над мертвыми, как говорят, знают магические слова и жесты, которые отводят опасность, управляя трупом и заставляя его сидеть на месте, если он попытается двигаться.
Нам рассказывали и о ролангах, которые исчезали из домов, -- там они оживали и отправлялись бродить по стране. Но есть и другие рассказы - что они исчезали бесследно. Истории, рассказанные о ролангах добрыми людьми Тибета, составили бы не одну книгу.
[Давид-Неэль А. Магия и тайна Тибета, с. 141-143].
Язык как реликвия фигурирует в Тибетском фольклоре, но также это явление становится вполне каноничным и в Буддийской традиции. Потому что организованная религия обязана впитывать в себя местные особенности, иначе люди не будут её воспринимать.
В "Синей летописи" есть рассказ о выдающейся Тибетской йогине по имени Мачиг.
Мачиг Лабдон (Тиб. ma gcig lab sgron, མ ་ གཅིག ་ ལབ་ སྒྲོན) (1031-1129гг) – Учитель, основательница Учения Чод (Тиб. gcod, གཅོད) Махамудры (Санскр. Mahamudrä, महमुद्रा; Тиб., phyag-rgya-chen-po, ཕྱག • རྒྱ • ཆེན • པོ), т.е. Срединного пути. Она родилась со знаками, которые говорили о том, что она может достичь совершенства в духовных практиках. Например, у неё под языком было изображение меча (Глава "Распространение Учения Ма-лоцавой, Шамой и ее братом").
Меч (Санскр. khadga, खड्ग: Тиб. ral gri, རལ ་ གྲི) в представлениях Буддистов (и не только Буддистов) символизирует рассеивание тьмы невежества, или же рассечение круговорота перерождений.
В той же главе говорится об учителе по имени Мёнтон ЧжУннэ ШеРаб (Тиб. Mon-ston 'Byung-gnas Shes-rab, མོན ་ སྟོན ་ འབྱུང ་ གནས ་ ཤེས ་ རབ), который скончался в возрасте 85 лет. После его кремации остались нетленными многие реликвии: сердце, язык, глаз и раковина, закрученная направо.
Синяя летопись называет несколько учителей, после кремации которых оставались нетленными такие реликвии: Лха Догён, Лха Сурханпа, лама Шераб Жанчуб, Цултима Ньинпо…
5. КУХНЯ.
Цампа (Тиб. tsam-pa, རྩམ་པ) - основная повседневная еда Тибетцев: мука из слегка поджаренного ячменя. Из смеси муки и чая получается густая питательная каша, некоторые добавляют в неё кусочки сушёного сыра или сахара.
Вяленое ячье мясо - традиционно, чтобы мясо хорошо и долго хранилось, его засушивают или вялят, потом сушёное мясо отрезают кусочками и добавляют в разные блюда.
Тукпа (Тиб. thug pa, ཐུག་པ) и Тентук (Тиб. 'then thug, འཐེན་ཐུག) - это суп с толстой и длинной лапшой или с небольшими клецками, который обычно едят днем на обед или вечером на ужин. В числе основных ингредиентов: лапша или клецки, овощи и мясо: баранина, свинина или мясо яка.
Момо (Тиб. mog mog, མོག་མོག་) - пельмени, которые, как правило, готовят на праздник и лепят, собираясь вместе всей семьёй. Традиционно момо обмакивают в острую пасту на основе перца чили, а затем запивают мясным бульоном или Тибетским чаем (Тиб. bod ja, བོད་ཇ).
Сбитый чай - Часуйма (Тиб. ja srub ma, ཇ་སྲུབ་མ). Этот напиток является важной частью повседневного рациона Тибетцев. Чайные листья варятся в молоке яка на протяжении нескольких часов, затем напиток наливается в донмо (Тиб. mdong mo, མདོང་མོ), в специальную небольшую маслобойку для чая вместе с топлёным маслом яка и солью, после чего сбивается до однородной густой консистенции. Иногда немного концентрата чая оставляют и добавляют при следующем заваривании.
Йогурт «що» (zho. ཞོ), который готовят из ячьего молока Тибетские кочевники.
Хлеб палей (Тиб. балеп, станд. Тибетский: pag lep, བག་ལེབ།) – плоская круглая лепёшка из муки, воды и соли, приготовленная на сковороде.
Другой популярный вид хлеба – тингмо (станд. Тибетский, krin mog, ཀྲིན་མོག) - хлеб, приготовленный на пару.
На Тибетский Новый год (Тиб. lo gsar, ལོ་གསར་) пекут особый вид хлеба – хрустящий капсе.
Тибетцы редко бывают вегетарианцами, но они никогда не едят рыбу. Слово «рыбоед» - у них оскорбление, что-то вроде нашего «червякоед». Все дело в том, что у них нет фермента, расщепляющего содержащийся в рыбе белок, поэтому после потребления этого продукта самочувствие Тибетца может серьезно ухудшиться.
Кроме того, на этот счет есть легенда. Когда-то давно Тибетский царь сражался с врагами и попросил царя нагов (Санскр. nāga, नाग; Тиб. klu, ཀླུ), Мудрецов-Полубогов, принимающих образ Змиев, живущих в подземной Патале (Санскр. pātāla, पाताल; Тиб. Миалба, dmyal-ba, དམྱལ • བ), т.е. в Нижнем Мире, помочь ему. Нагарадж (Санскр. Nāgarāja, नागराज; Тиб. klu-rgyal po, ཀླུ • རྒྱལ • པོ - царь нагов) согласился при условии, что Тибетцы никогда не будут употреблять в пищу рыбу. Обусловлено такое пожелание тем, что в силу особенностей восприятия, человек может увидеть ребенка нага, как рыбу.
Легенда гласит, что такой человек, не обладающий духовным зрением, если он сьест такое существо. родители нагинятка нашлют проклятие, которое и будет проявляться как болезнь.
6. ЭТИКЕТ.
- В Центральном Тибете при обращении к Тибетцам по имени следует добавлять уважительную частицу «ла» (la, ལ). В других регионах этой традиции не существует.
- Не следует наступать на порог при входе в дом или в монастырь.
- Не стоит трогать голову у Тибетцев - по поверьям, на макушке у каждого Тибетца сидит дух-защитник, и, если трогать голову, можно спугнуть его...
7. БРАКИ.
В Тибете полиандрия существует с давних времён, и объясняется она здесь не любвеобильностью женщин и не их дефицитом, а, прежде всего, экономическими причинами. Дело в том, что бедным семьям легче дать калым только за одну невесту, сделав её женой сразу для всех сыновей, и сохранив для них общий родительский кров. Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете* - возможность сохранить семейное имущество, раздел которого мог разорить многих Тибетцев.
В таких семьях принято женить только старшего сына, который наследует всё семейное имущество, а младшие братья просто присоединяются к этому браку. Все братья вместе ведут хозяйство, а брачное ложе жены они посещают строго по очереди, оставляя в качестве предупредительного знака для остальных обувь возле двери. Кстати, связь свекра с невесткой в таких семьях тоже считается естественной. Вопрос об отцовстве в таких браках поднимается очень редко. Все дети имеют общую мать, которая их воспитывает, и все мальчики также, как и их отцы будут иметь общую жену.
Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
Многие молодые Тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало - это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться братья сразу из нескольких семей.
[Lovebuzzz. Обычаи в Тибете, интернет].
Комментарий.
*) Поэтому самая главная причина многомужества в Тибете
- однако Автор этой статьи полагает, что главная причина существования ПОЛИАНДРИИ в Тибете – исполнение Закона продолжения рода. Так, подиандрия существует у многих народов Севера, ибо это единственная возможность поддерживать генетичесокое разнообразие в племени и гарантировать здоровье будущего потомства. Сегодня, когда Тибетцев методично убивают, гноят в тюрьмах или китаизируют, существование этого обычая особенно важно, [Sher].
8. ПРАЗДНИКИ.
Традиционные Тибетские праздники записаны в Тибетском календаре, который ведёт свои основные положения от Винаи (Санскр. Vinaya, विनय; Тиб. ‘dul-ba, འདུལ • བ) [Собрание правил и этических предписаний, действовавших в Духовной общине (Санскр. saṃgha, संघ; Тиб. dge-‘dun, དགེ • འདུན)], в этом календаре обозначены также и празднования значимых событий в жизни Будды (Тиб. Sangs-rgyas ston-pa Saкyя-thub-па, སངས • རྒྱས • སྟོན • པ • སཀྱ • ཐུབ • པ). Во время празднований совершаются религиозные обряды. Монахи при этом выступают как актёры, а миряне - как зрители. Совершаемые культовые обряды, как считается, порождают заслуги [(Тиб. bsod-nams, བསོད • ནཕས; Санскр. puņya, पुण्य) – накопленный положительный потенциал, включающий в себя созидательное поведение и его положительные последствия, накопленные в потоке нашего ума], которые помогают очищаться от плохой Кармы (Санскр. Karma, कर्म; Тиб las ལས).
НЕКОТОРЫЕ ТИБЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ.
- Весак (Санскр. Vaiśākha, वैशाख; Тиб. Sa ga zla ba, ས་ག་ཟླ་བ) - День рождения Будды, является одним из главных праздников в году. Он отмечается в первый день полнолуния в мае или в четвёртый лунный месяц, который обычно приходится на май или, в случае високосного года, на июнь. В некоторых странах этот праздник посвящён не только рождению, но и просветлению и Паринирване Будды.
- День Паринирваны (Санскр. parinirvāṇa; Тиб. yongs-su-mya-ngan-las-’das-pa, ཡོངས • སུ • མྱ • ངན • ལས • འདས • པ), Абсолютного Не-Бытия, которое есть состояние, достигаемое человеческой Монадой [секция Чистого разума, охваченная инертной оболочкой] в конце Большого цикла (Великого цикла), всеохватывающего и законченного кругооборота, который включает в себя всё - цикличность развития Вселенной и Человечества, [Теософский словарь, с. 308]. Это также День известный как День Нирваны - Махаянский Буддийский праздник, отмечаемый в Восточной Азии, Вьетнаме и на Филиппинах обычно 15 февраля.
- Мага Пуджа (Māgha Pūjā, माघ-पूज) - религиозный праздник, который Буддисты отмечают в Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке и Лаосе в день полнолуния третьего лунного месяца (обычно это февраль или март). Праздник знаменует собрание, состоявшееся между Буддой и его первыми учениками.
- День рождения Авалокитешвары (Санскр. Avalokiteçvara; Тиб. sPyan-ras-gzigs): этот праздник посвящён идеалу бодхисаттвы. Он отмечается в день полнолуния в марте и символизирует совершенство сострадания в традициях Махаяны Тибета, Китая, Вьетнама и Филиппин.
- День Бодхи (Санскр. Bodhi, बोधि; Тиб. Byang-chub, བྱང • ཆུབ), воспринимающего Ума, - праздник в честь дня, когда исторический Будда достиг просветления (Санскр. Bodhi).

9. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Фестиваль Дажьюр - длится несколько дней, устраиваются конные скачки и стрельба из лука.
Фестиваль Шотун (Ходоин) — праздник Простокваши или Кислого молока, во время которого помимо традиционного обхода полей и молитв принято проводить конные скачки, пикники, спортивные мероприятия, устраивать песни и танцы.
[Интернет].

10. О ПРИЗРАКАХ.
Титетцы знают,
что некоторые духи воспринимают людей, как еду (т.е. это голодные духи Прета, Санскр. pretān, प्रेतान्; Тиб. Йидаги, yi dags, ཡི • དགས) - посмертные оболочки жадных и самостных людей. Кроме того, в посмертном состоянии во время пребывания в Духовном теле в промежуточном состоянии Бардо, придя к ложному заключению, что это пребывание желательно и постоянно, привыкают к Бардо и нормальное духовное развитие приостанавливается, они перестают развиваться духовно и не делают попыток покинуть Бардо, [Тибетская книга мертвых, с. 152]. Так они становятся Прета. ПОЭТОМУ ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ ОТ ЗЕМНОЙ ПРЕХОДЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ, КАК ТОЛЬКО ПРЕДЛАГАЮТ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ (а это промежуточный отдых перед следующей инкарнацией, в так называемом Раю), СЛЕДУЕТ ПРИСЛУШАТЬСЯ И ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЙОГИНЯ. ПОМОГАЮЩАЯ НАМ.
Легенды рассказывают, что однажды черный маг (адепт черного Бон) приказал своему духу-слуге убить одну женщину, которая в тот же день должна была идти по местному мосту. Дух решил повлиять на сознание женщины с помощью сверхспособностей таким образом, чтобы она оступилась и свалилась с моста в горную реку. Дух пошел к мосту и стал ждать. Та женщина и правда появилась, но она все время повторяла мантру Белой Тары*, поэтому дух увидел, что по мосту идет Белая Тара, а не человеческая женщина. Под конец дня дух вернулся к черному магу и сказал, что не было там никакой женщины, по мосту шла только Белая Тара.
Таким образом, мантры защищают от влияния зловредных существ.
Комментарий.
*) Мантра Белой Тары
- просьба к Таре о долголетии, и применение этого долголетия во благо также всех живых существ:
OṂ TĀRE TUTTĀRE TURE MAMA AYUḤ PUNYA JÑĀNĀ PUŚTIṂ KURU SVĀHĀ.
11. ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ.
Поскольку выкопать яму для захоронения в горах практически невозможно. По этой причине в Тибете людей в последний путь провожают иначе – Небесным погребением (Тиб. bya gtor, བྱ་གཏོར), букв.: «разбросанным птицами». Тело умершего несут на специальную площадку, рядом с которой обитают грифы. Там религиозный специалист (рогьяпа) читает над телом молитвы и оставляет его на съедение грифам.
Толстые грифы прикормлены рядом с такими площадками, словно куры. Когда птицы завершают процесс захоронения, специалист забирает с площадки некоторые кости для создания из них музыкальных инструментов.
[Dream And Travel. Загадочные … обычаи Тибета, интернет].
12. ТРАДИЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЛИКВИЙ ИЗ ТОГО, ЧТО ОСТАЁТСЯ ОТ БЛАГОЧЕСТИВОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ.
Одним из последствий Буддийского восприятия телесности является традиция изготовления реликвий из того, что остаётся от благочестивого человека после смерти.
В "Синей летописи" описаны примеры того, как от тела духовного наставника после кремации оставались такого рода ценности, в том числе язык.
Самая любопытная история описана в главе "Ранняя линия". В этой истории учитель Дампа Сангье (Тиб. dam pa sangs rgyas, དམ ་ པ ་ སངས ་ རྒྱས) достигает совершенства в духовных практиках и приобретает сверхъестественные способности:
- чудесное видение (Санскр. Añjanā, अञ्जना), с помощью которого можно было обнаружить под землей сокровища;
- лекарство, дающее способность ежедневно преодолевать расстояние в 100 йоджан (одна йоджана - это по разным источникам от 8 до 13 км);
- способность проходить сквозь землю;
волшебные пилюли (Тиб. ril-bu, རིལ ་ བུ). О них известно только то, что они лекарственно-духовные и в форме горошин;
- силу, заставляющую служить себе Якшей (Саснкр. Yakşa, यक्ष; Тиб. gnod-sbyin, གནོད • སྦྱིན) - вид разумных подземных существ, согласно [Трипура-Рахасья, Глоссарий]. Но, эзотерически, - порочные элементальные воздействия, которые нисходят на людей, когда они открыты к восприятию подобных воздействий, [Теософский словарь, с. 482];
- и, наконец, "язык веталы, превращающийся в меч и дающий способность летать по небу".
Так, Тибет – это иной Мир, полный жестокой Мудрости и подлиннлй поэзии. Здесь Пространство и Время теряют свое значение, а реальное и воображаемое неразличимы, как часто неразличимы сон и явь. Это культура, о которой ее легенды могут поведать тотчас больше, чем исторически достоверные факты, хотя это переплетение легенд с реальной историей происходит в любой традиционной культуре, но особенно в культуре загадочного для нас Востока.
[Тибет. Сияние пустоты, с. 4, 11].
Завершая этой статьей серию «Уникальная и самобытная Тибетская культура, сохранение которой невозможно без родной почвы Тибета», следует напомнить, что Тибетцам очень нужна поддержка общества, активное выражение нашего доброжелательства. Как Буддисты, мы должны понимать важность сохранения Тибетского Буддизма. Но для этого большое значение имеет сама страна Тибет. Сегодня существет реальная опасность, что вдали от родной почвы Тибетский Буддизм вряд ли сможет выжить как культурно-духовная целостность, если его физическая часть будет разрушена в условиях Китайской оккупации, [Из письма Его Святейшества Далай-Ламы Буддистам].
Sher
Литература.
1. Далай-Лама. Политика доброты. Ж-л “Путь к себе”, № 3, 1995.
2. Тибет. Сияние Пустоты. Е.Н.Молодцова, 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343.
3. Давид-Неэль А. Магия и тайна Тибета. М.: Центрполиграф, 2005. С. 141-143.
4. Тибетская книга мертвых, Т. 39. С.П., изд. Чернышева, 1992, с. 255.
5. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
6. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
7. Тибетская Йога и Тайные Доктрины. Т. 1,2. Изд. Киев, 1993г
8. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь поп общей редакцией канд. историч. наук Альбедилъ М. Ф. и канд. филологич. наук Дубянского А. М. Изд «Республика», М., 1996
9. Бон. Википедия, интернет.
10. Dream And Travel. Загадочные … обычаи Тибета, интернет.
11. Lovebuzzz. Обычаи в Тибете, интернет.
12. Астрологический энциклопедический словарь. Саплин А.Ю. Изд. “Русская историческая энциклопедия”, М., Внешсигма, 1994, с. 476.
13. Википедия, интернет
14. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
15. Интернет.
Категория: Тибет | Добавил: msher (26.09.2025) | Автор: Шер
Просмотров: 15 | Теги: Тибетские обычаи, жизненный уклад Тибета
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]