Главная » Статьи » Б » Буддизм

Буддийский и Ведийский каноны
Буддийский и Ведийский каноны.


Tags: Канон Буддийский и Ведийский.


Буддийский канон.
Питака (Санскр. Piṭaka, पिटक; Тиб. sde-snod, སྡེ • སྣོད) - общее название Сводов.
Тиб. gsung-rab (གསུང • རབ ) – Учение, Писания, священные книги.
Двенадцать классов священных текстов, упомянутых в Комментарии на "Аштасахасрика-праджняпарамиту" (Astasähasrikä-prajnä-paramitä-sütra), «Сутру совершенной мудрости в 8 тысяч строк», называемой "Сароттама" (Тиб. sNying-po'i-mchog, སྙིང • པའི • མཆོག):

1. Сутры (Санскр. Sūtra, सूत्र; Тиб. mdo, མདོ) - «путеводная нить, чистота рассуждения. Это имя часто употребляется как название пути «Причины и Признака». Мы долго создаем «причины» Просветления (Тиб. byang-chub-kyi-phyogs, བྱང • ཆུབ • ཀྱི • ཕྱོགས; Санскр. bodhi-paksa, बोधि पक्ष), чтобы познать «признак» всех вещей – их Пустоту (до-материальные корни).
Сутра, в основном состоит из наставлений по медитации. Они давались для того, чтобы ликвидировать гнев, или неприязнь, и развить сочувствие. Эти наставления особенно полезны для мирян, которым приходится защищать своих близких, свой бизнес или общество, стараясь по минимуму испытывать мешающие чувства. Для этой цели в учении Сутры приводятся предложения относительно и медитации, и жизни.
[Алмазный Путь, интернет].
2. Гея - Санскр. geya-piṭaka (गेय- पिटक); Тиб. dbyangs-kyis-snyad-pa’i sde ( དབྱངས • ཀྱིས • སྙད • པའི • སྡེ) - повторение в стихах того, о чем до этого говорилось в прозе.
Класс Гея (песни) называется так потому, что в середине и в конце сутр передают содержание таковой в стихах.
Пример сутры и гея:
"О, братия, эти три являются чувствованиями (сутра).
Каковы же эти три? Приятное, неприятное и нейтральное (гея)".
3. Гатха (Санскр. gatha, गथ; Тиб. tshigs-su-bcad-pa, ཚིགས • སུ • བཅད • པ) - стих с восхвалением или сжатое повторное выражение главных пунктов Дхармы (Санскр. dharma, धर्म; Тиб. chos, ཆོས) - “то, чем все является”.
Класс гатха (стихи) состоит из (высказываний) в стихах. Эти стихи могут быть двух четвертей (пада – Санскр. pada, पद, шаг, стопа), типа:
О, братия, это — Учитель,
Он достиг Успокоенности и свободы от страстей;
трех четвертей, типа:
Здесь (с точки зрения Абсолютной Реальности) нет ни эго, ни живого существа,
И жизнь тоже нереальна, (так как) все эти вещи относительны
(букв, "возникают от причин");
четырех четвертей, типа:
Все элементы существования имеют причину
(Эту причину объяснил Будда, и Великий Аскет тоже учил об их уничтожении);
и пяти и шести четвертей, типа:
Все это — иллюзия,
Как то, что воспринимается в сновидении.
Если пробудишься от сна невежества,
Весь феноменальный мир станет нереальным.
Поэтому, если по отношению к чему бы то ни было
Не проявлять мысль (о том, что оно — отдельная реальность),
То становишься Буддой
(Тиб. 'khor-ba bden-par-'dzin-pa'i-blo ma-skyes-na sangs-rgyas-yin,
འཁོར • བ • བདེན • པར • འཛིན • པའི • བློ • མ • སྐྱེས • ན • སངས • རྒྱས • ཡིན).
4. Удана (Санскр. Udāna, उढान; Тиб. ched-du-brjod-pa, ཆེད • དུ • བརྗོད • པ) – случайные речи и сутры.
Класс удана (торжественное произнесение) является, как говорит "Вьякхьяюкти" (Тиб. rnam-bshad-rigs-pa, རྣམ • བཤད • རིགས • པ - “Объяснение форм связи”), "тем, что говорится не по отношению к (отдельным) индивидам, а только в интересах утверждения Учения". Такими являются высказывания радости и хвалы. Например, если Будда осуществляет (нравственное) очищение мира и живых существ, то все Будды (дают свое одобрение), говоря:
"Обращение достохвально. Успокоение достохвально!"
Эти пять классов содержатся в Своде шраваков [Сутр] (Тиб. Nyan-thos-kyi-sde-snod, ྅ན • ཐོས • ཀྱའི • སྡེ • སྣོད; Санскр. çravaka-piṭaka, श्रवक-पिटक). Шравака-питака – Хинаяна, Малая Колесница (Санскр. Hīnayāna, हीनयान или Тхеравада, थेरवाद) - Путь старших; Тиб. Тхегчунг (theg chung, ཐེག • ཆུང) - Малый Путь или Theg-dman (ཐེག • དམན) - Малая Колесница, так называемый, “Узкий Путь Спасения”.
5. Нидана (Санскр. Nidāna, निढान; Тиб. gleng-gzhi, གླེང • གཞི - причины) закон зависимого происхождения. Класс нидана содержит то, что говорится для особых индивидов; это Учение религиозной дисциплины, связанное с рассказом (наставительного характера). Таковы, например, наставления, данные Дханике, запрещающие ему воровать.
Класс нидана, учащий дисциплине в связи с неким (наставительным) рассказом, образует основную часть Свода Винаи (1-ый раздел Трипитаки ), Тиб. ‘dul-ba'i-sde-snod ( འདུལ • བའི • སྡེ • སྣོད); Санскр. vinaya-pitaka (विनय-पिटक).
6. Вьякарана (Санскр., Vyākaraṇa, व्याकरण; Тиб. lung-du-bstan-pa, ལུང • དུ • བསྟན • པ), — вспомогательная часть Вед, одна из шести веданг, основной темой которой является санскритская грамматическая традиция.
В Буддийской литературе Вьякарана означает предсказание, с произнесения которого начинается вступление бодхисатвы (Санскр. bodhisattva, बोधिसत्त्व; Тиб. Byang-chub-sems-dpa’, བྱང • ཆུབ • སེམས • དཔའ) в «сферу жертвенности» (Авадана).
Класс вьякарана (пророчества, или откровения) носит это название потому, что он содержит пророчества, касающиеся смерти или рождения (разных) шраваков (Санскр. çravaka, श्रवक; Тиб. Nyan-thos, ྅ན • ཐོས- ученик, чела), как, например, (пророчество в) "Саддхарма-пундарике" или в другом месте, поскольку оно объясняет сутры прямого значения и открывает их смысл.
7. Авадана (Санскр. avadāna, अवदान; Тиб. rtogs-pa-brjod-pa, རྟོགས • པ • བརྗོད • པ) - букв.: «доблесть, подвиг». - Один из жанров Буддийской художественной литературы, по сути, представляющий собой повесть о «благочестивых или греховных деяниях.
Класс авадана — тот, который рассказывается в форме притч для того, чтобы объяснить смысл сутр.
8. Итивриттака (Тиб. de-lta-bu-byung-ba, དེ • ལྟ • བུ • བྱུང • བ) – легендарный рассказ Будды о прошлых жизнях и деяниях его учеников.
9. Джатака (Санскр. jатака, जातक, jātaka; Тиб. shin-tu-rgyas-pa, ཤིན • ཏུ • རྒྱས • པ ) - буквально: о прежних рождениях.
Класс джатака - тот, который рассказывает о деяниях (Будды на протяжении его существования как) Бодхисаттвы в его прежних рождениях, как, например, рассказ о Вишвантаре (Тиб. thams-cad-sgrol, ཐམས • ཅད • སྒྲོལ).
7-ой-9ый классы имеют подобный характер; поэтому все четыре (6-ой-9-ый) принадлежат Винае.
10. Вайпулья-сутры (Санскр. vaipulya, वैपुल्य; Тиб. skyеs-pa-rabs, སྐྱེས • པ • རབས) - "расширенные наставления", 9 главных сутр, которые легли в основу Махаяны (Санскр. Mahayāna, महयान; Тиб. Theg Chen, ཐེག • ཆེན) – Великий, Высший Путь, Великая Колесница, Северо-Буддийская Доктрина. - Название базовых сутр Махаяны, обычно содержат определение "махаянская сутра”.
Класс вайпулья ("класс большого охвата") содержит Махаянское Писание:
В "Вьякхьяюкти" говорится:
Это та часть Писания, посредством которой Бодхисатгвы достигнув (десятой) стадии (Санскр. бхуми, bhumi, भुमि) Просветления посредством десяти трансцендентных добродетелей (парамит, Санскр. Pāramitā, पारमिता; Тиб. – pha-rol-tu-phyin-pa, ཕ • རོལ • ཏུ • ཕྱིན • པ), достигают состояния Будды, субстрата десяти сил".
Он называется так потому, что является основанием благополучия и блаженства для всех живых существ, и потому, что он демонстрирует Учение в пространственной, величественной и глубокой форме.
Оно называется "полностью уничтожающим", так как подавляет все осквернения; "несравненным", так как его нельзя сравнить с чем-то еще, и "великой колесницей", так как наделено семью видами Величия.
11. Абхутадхарма (Санскр. abhutadharma, अभुतधर्म; Тиб. rmad-du-byung-ba['i-chos], རྨད • དུ • བྱུང • བའི • ཆོས). Класс адбхутадхарма имеет своим предметом чудесные способности шраваков, бодхисаттв и будд (Санскр. Buddha, बुद्ध; Тиб. Sangs-rgyas, སངས • རྒྱས).
Вайпулья и Адбхутадхарма классы образуют Махаянский Свод сутр.
12. Упадеша (Санскр. upadeça, उपदेश; Тиб. man ngag, མན • ངག - наставления; gtan-la-phab-par-bstan-pa, གཏན • ལ • ཕབ • པར • བསྟན • པ- чудесные проявления).
Класс упадеша есть тот, который демонстрирует сущность всех элементов существования в своем истинном виде. Таким образом, им ясно передается смысл сутр.
Класс упадеша образует Свод Абхидхармы (Тиб. mNgon-pa'i-sde-snod, མངོན • པའི • སྡེ • སྣོད) - Хинаянской и Махаянской.
Так, эти 12 классов содержатся в своде Трипитака (Санскр. त्रिपिटक) - букв.: Три корзины.
Эта классификация дается "Абхидхарма-самуччаей" (выжимки из Абхидхармы), в которой содержится краткий свод основных понятий Абхидхармы, к ним добавлены определения новых категорий, преимущественно виджнянавадинских:
- «аккумулированное сознание» (алая-виджняна, Санскр. Alaya –vijñāna, आलय-विज्ञान; Тиб kun gzhi rnam shes, ཀུན • གཞི • རྣམ •ཤས),
- «таковость» (Санскр. Татхата, Tathatā, तथता; Тиб. de-bzhin-nyid, དེ • བཞིན • ཉིད), состояние ЕСТЬ ТО, ЧТО ОНО ЕСТЬ, состояние свободы от понятий, - Высшая реальность, которая присутствует во всех существах и вещах феноменального мира,
- три уровня Реальности.
В других работах она иная.
Трипитака .
Тиб. Канджур (bka' 'gyur, བཀའ • འགྱུར) - прямые слова Будды, записанные после его смерти учениками, обладавшими отличной памятью и Танджур или Данджур (bstan ‘gyur, བསྟན • འགྱུར) - свод комментариев, дополнительные 254 тома текстов, в которых опытные ученики Будды объясняют его слова.
Три раздела Трипитаки:
- Винайя-питака
(Санскр. Vinaya, विनय; Тиб. ‘dul-ba, འདུལ • བ ) – система правил;
- Сутра-питака (Санскр. Sūtra-Piṭaka, सूत्र-पिटक; Тиб. mdo’i-sde, མདོའི • སྡེ , sde-snod, སྡེ • སྣོད) – собрание сутр, раздел Буддийских учений, предшествующих Тантризму (Закон и ритуал поклонения силам Материи, олицетворенным Шакти, - Творческая энергия, ипостась Шивы, Третьего в Десяти).
Класс (собственно) сутр содержит (такие высказывания), в которых предмет выражается кратко, в форме афоризмов (Тиб. smos-pa'i-tshul-gyis, སྨོས • པའི • ཚུལ • གྱིས);
- Абхидхарма-питака (Санскр. abhidharma अभिधर्म-पिटक) - букв.: Верховный закон; Тиб. mngon-pa (མངོན • པ) – Абхидхарма (букв.: быть ясным). - Семь трактатов, посвящённых вопросам метафизики, этики, психологии и эпистемологии (др.-греч - теории познания). В них детально изложена теория Дхарм или Учение Будды о феномене, а также концепция Пратитьясамутпады (Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद; Тиб. rten-cing-‘brel-bar-‘byung-ba, རྟེན • ཅིང • འབེལ • བར • འབྱུ • བ), теории взаимозависимого возникновения.
Ведийский канон.
Веды
(Санскр. Veda, वेद) - Откровение, Божественное Знание, Слово Брамы.
Содержание Вед: гимны, ритуалы, толкования и философские поучения.
Четыре Веды:
1. Ригведа
(Санскр. ṛgveda, ऋग्वेद) - Веда гимнов.
2. Самаведа (Санскр. Sāmaveda, सामवेद) - Ритуальное песнопение, Веда песнопений.
3. - Атхарваведа (Санскр. Atharvavtda, अथर्ववेद) – Знание древних Риши (Санскр. Ṛṣi, ऋषि) – Не-Сущее. Говорят, что Семь Риши (Сапта-Риши), упомянутых в Ригведе, до сих пор руководят человечеством из Внутренних миров.
[Танец с Шивой. Словарь].
4. Яджурведа (Санскр. yajurveda, यजुर्वेद). В основной части «Яджурведы», называемой Самхита (Saṃhitā, संहिता), содержатся мантры (Санскр. mantra, मन्त्र; Тиб. sngags, སྔགས ), предназначенные для совершения жертвоприношений Ведийской религии.
В дополнительных текстах, Брахманах (Brāhmaṇa, ब्राह्मण) и Шраута-сутрах (Śrauta-sūtra, श्रौत-सूत्र) - то, что относится к Шрути - описывается то, как исполнять ритуалы и жертвоприношения и даётся философское толкование мантр, изложенных в основной части «Яджурведы».
Шрути (Санскр. Çruti, श्रुति) – услышанное, Откровенное Писание. - Канон священных текстов Индуизма, изначальные Богооткровенные Ведийские тексты.
Упанишады (Санскр. Upaniṣad, उपनिषद्) - протофилософическое толкование Вед категории Шрути.
Араньяки (Санскр. Āraṇyaka, आरण्यक) - «лесные [книги]», Священные писания Индуизма. Относятся к категории Богооткровенных писаний Шрути и являются частью Вед.
Шастра (Çāstra, शास्त्र) – «призыв, гимн», также «меч, нож, оружие». Ведические писания, - канонизированные Законы, Священные тексты. Вид пояснительного текста; комментарий к Сутре.
Шастрами называют Веды и Упанишады, а все остальное называют Шрути.
Смрити (Санскр. Smṛti, स्मृति) - «запомненное». Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим Шрути. Это изначальные Ведийские писания, вспомогательные дополнительные тексты, ритуальные сутры.
Как правило, к Смрити принято относить:
- Дхарма-шастры (Санскр. Dharmaśāstra, धर्मशास्त्र) – Наставления в Дхарме, или законы - 18 книг, каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
В числе законов - Законы Ману (Санскр. Manu, मनु), Духа, мыслящего Материю. Это совершенная форма Мысли, всеобъемлющая, всеохватывающая всепроникающая, вмещающая в себя Прану (Санскр. Prāņa, प्राण; Тиб. рЛунг, rlung, རླུང – Жизнь или энергия, психо-нервная энергия, Жизнеспособность, склонность) и Свасти (Svasti, स्वस्ति – весь мир), наполненная ими как положением Духа в себе. Ману - Единородный, эманация Не-Сотворенного Сваямбхувы (Svâyam-bhuva, स्वयं-भुव; Тиб. Цукье, skye, སྐྱེ), который сверхъестественно, чудесно рожден переносом потока Сознания из одной локи (Санскр. loka, लोक; Тиб. джигтэн, ‘jig-rten, འཇིག • རྟེན – Мир, Вселенная) в другую, [Тибетская книга мертвых, с. 142]. Он Существует через Себя и от Себя, Он “Существует Непроявленный в своей собственной Славе”.
- Итихасы (itihāsa, इतिहास - Так, именно, было) или истории, сказания. Состоят из четырех книг. К их числу принято относить эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна».
- Пураны (Purāņa, पुराण) или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания Индуизма, в которых Вишну (Санскр.Vişņu, विष्णु), Кришна (Kṛṣṇa, कृष्ण) или Шива (Çiva, शिव) превозносятся как Верховные формы Бога.
- Веданга (vedāṅga, वेदाङ्ग) состоит из 6 категорий текстов:
- Шикша (Санскр. Çikshâ, शिक्ष) - наука фонетики и фонологии санскрита,
- Вьякарана (Санскр., Vyākaraṇa, व्याकरण; Тиб. lung-du-bstan-pa, ལུང • དུ • བསྟན • པ ) - санскритская грамматическая традиция,
- Чандас (Санскр. chaṃdaḥ, छंदः) - пояснительная обрядовая и научная литература, древнеиндийские трактаты по метрике, объясняющие и трактующие ведийский поэтический метр,
- Нирукта (Санскр. Nirukta, निरुक्त) - словарный комментарий,
- Джьотиша (Санскр. jyotiṣa (ज्योतिष) - от jyotis, «свет, небесное светило» - Астрономия и Астрология,
- Кальпа (Санскр. Kalpa कल्प; Тиб. Bskal-pa, བསྐལ • པ) - порядок, закон; в Индуизме и Буддизме - единица измерения времени. - Ритуаловедение.
- Агамы (Āgama, आगम) или доктрины, Священная традиция.
Делятся на три основные части:
- Вайшнавское (Vaiṣṇava, वैष्णव) - все имеющее отношение к Вишну,
- Шиваитское (Санскр. Шайва-дхарма, Çaiva-dharma, शैव-धर्म),
- Шакти́зм (Çāktaṃ, शाक्तं – букв.: «доктрина силы») – направление основано на поклонении Шакти, Божественной Матери в Индуизме как абсолютной и изначальной форме Бога.
Другой вид их категоризации:
- Мантра (Санскр. mantra, मन्त्र; Тиб. sngags, སྔགས ) - Мистическая формула, звуки которой наделены особой энергией;
- Тантра (Санскр. Tantra, तन्त्र); Тиб. Rgyud, རྒྱུད) - термин относится к целостному опыту, который становится неотделимой частью нас самих;
- Янтра (Санскр. yantra, यन्त्र) - Мистическая диаграмма, состоящая из геометрических фигур и букв, обычно выгравированная на небольшой пластине из золота, серебра или меди, предназначенная для фокусирования духовных и ментальных энергий для достижения здоровья, богатства, вызывания того или иного Бога….

Литература.
1. Тибетская книга мертвых, Т. 39. С.П., изд. Чернышева, 1992, с. 255.
2. Будон Ринчендуб. История Буддизма. Серия Пилигрим. Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера. еревод с английского A.M. Донца. СПб., Изд. Евразия, 1999, 336 с., интернет.
3. Алмазный путь. Оле Нидал. М.: Издательство "Алмазный путь", 2008 г., с. 240. Интернет.
4. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
5. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
6. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации Брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., "Наука", 198,1 интернет.
7. Википедия, интернет.
Категория: Буддизм | Добавил: msher (18.10.2014) | Автор: Шер
Просмотров: 441
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]