Главная » Статьи » Б » Буддизм

СВЯТЫЕ В БУДДИЗМЕ
СВЯТЫЕ В БУДДИЗМЕ.
Из комментариев к 1-ой главе Майтрейи Абхисамаяаланкара
(‘Украшение Просветления’, Тиб. mngon rtogs rgyan, མངོ • རྟོགས • རྒྱན; Санскр. Abhisamayālaňkāra-prājñāparamitā-upadeśa-śāstra),
а также в Каббале и в Суфизме.


Tags: Святые миров 2-го логоса.
А. I. Глава Дхарма 2. Наставления (инструкции, Тиб. gdams ngag, གདམས • ངག ).
Раздел 2.
II. Подразделения Махаянского наставления с точки зрения называемого.
3. Наставления, разъясняющие опору – Три Драгоценности
(rten dkon mchog gsum la 'doms pa; Санскр. triratna, त्रिरत्न) [Прибежища]. Но здесь, в контексте изложения Трех Драгоценностей, о Драгоценности Учения следует сказать, что Драгоценность Учения «истинно» не существует в Высшем (Абсолютном) смысле, как не существует в Высшем (Абсолютном) смысле Знание трех типов знания (Всезнание, Знание основ, Знание путей).
[В относительном смысле] двадцать типов святых представляют Драгоценность Общины (Санскр. saṃgha, संघ; Тиб. dge-‘dun, དགེ • འདུན). - Благородная сангха в освобожденном очищенном Нирваническом состоянии [в котором нет причин для огорчения].
Святые представлены в тексте «Украшение из постижений» для того, чтобы показать Путь Махаяны (Санскр. Mahayāna, महयान; Тиб. theg pa chen po) [Великой колесницы], т.е. СОДЕРЖАТЕЛЬНО представлены двадцать типов Святых, относящихся к Махаяне.
Но примеры, в которых представлено СОДЕРЖАНИЕ, являют собой ПЕРЕЧЕНЬ наименований Святых Хинаяны слушателей-шраваков (Санскр. çravaka, श्रवक; Тиб. nyаn thos, ཉན • ཐོས) и будд-для-себя-пратьекабудд (Санскр. pratyekabuddha, प्रत्येक बुद्ध; Тиб. rang rgyal, རང • རྒྱལ; bse-ru-lta-bu, བསེ • རུ • ལྟ • བུ). Ибо так комментировали Арья Вимуктисена (Санскр. Vimuktisena - IV-V вв) и Харибхадра (Санскр. Haribhadra – IX-Xвв) Абхисамаяаланкару.
В Буддийском учении Хинаяна существуют четыре результата (плода), которых достигают практикующие:

- результат «вступления в поток», ведущий в Океан Нирваны (Санскр. Nirvāņa, निर्वाण; Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ) [этапы Подготовки, Видения и Освоения];
- результат «возвращения единожды» [в Мир Желаний или в Сферу Чувственности, 3-ий логос (Санскр. Kāmadhātu, कामधातु, Kāmaloka, कामलोक; Тиб. ‘dod. khams, འདོད • ཁམས)];
- результат «не-возвращения» в Мир желаний (3-ий логос) [состояние Высших Сфер Форм, 2-ой логос (Санскр. Rūpadhātu, Rūpaloka; Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས • ཀྱའི • ཁམས)] и Отсутствия Форм [1-ый логос (Санскр. Ārūpadhātu или арупалока, Arūpaloka; Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས)];
- результат «архатства» (Санскр. Arhat, अर्हत्; Тиб. dgra-bcom-pa, དགྲ • བཅོམ • པ) (Святости) [конечный результат на Пути Хинаяны].
Отношение практикующих Учение к этим четырем результатам может быть двояким:
- это «притязание» или кандидатство на обладание результатом, т.е. это «притязающие на результат»,
- обладание результатом, т.е. «пребывающие с результатом».
Как у кандидатов, так и у обладающих результатом, плодом, могут быть достижения всех четырех уровней плода практикующих.
Начиная с уровня «пребывающего с результатом вступления в поток» [этап Освоения], а также кандидаты на «возвращение единожды», «не-возвращение» и кандидаты на Архатство – это Святые.
Также среди Святых имеются «те, кто достигает отхода от привязанности [к чувственным объектам] ранее», т.е. ранее этапа Видения – это только Cвятые, возвращающиеся единожды и не-возвращающиеся.
Ни к «вступлению в поток», ни к архатству это наименование не прилагается [т.е. Святые – это только бодхисаттвы (5-22 уровни сознания на Пути к состоянию Будда), ибо Архаты зациклены на собственном просветлении].
[Майтрейя; Геше Чжамьян Кенцзэ].
Перечень двадцати типов святых из «Украшения из постижений», где сказано:
Имеется двадцать [типов святых]:
- со слабыми и острыми воспринимающими способностями;
- те, кто достигает [святости] верой и видением – те, кто вступил в Поток;
- те, кто [рождается] из рода в род;
те, кто с одним препятствием;
- после рождения в Бардо;
- с усилием и без усилия;
- те, кто продвигается до Акаништхи:
- тройка прыгунов;
- те, кто продвигается до вершины мира, преодолевая привязанность к [Миру] форм:
- успокоением зримых дхарм и являя тело;
- носороги. [I.23-24].
ДВАДЦАТЬ ТИПОВ СВЯТЫХ.
1-2. Со слабыми и острыми воспринимающими способностями
- кандидаты на результат «вступления в Поток», этап Видения (5-ый уровень сознания).
3. Те, кто достигает [святости] Верой и Видением – те, кто вступил в Поток.
4—5. Те, кто достиг результата «вступления в поток» (строка текста «из рода в род»), а затем, находясь на этапе Освоения, устранил аффекты до четвертого уровня и, сохраняя рождение Богом (Небожителем) или Человеком, достигает Святости (Архатства).
Эти аффекты (две тройки клеш) – коренные клеша, коренное омрачение (Санскр. mulaklesha, मूल-क्लेश; Тиб. rtsa-nyon, རཙ • ཉོན) самости и сознания, являющиеся основой всех других клеш:
1. ненависть (khon-khro, ཁོན • ཁྲོ);
2. гордыня (nga-rgyal, ང • རྒྱལ);
3. омраченное сомнение (the tshom nyon-mong-can, ཐེ • ཚོམ • ཉོན • མོང • ཅན);
4. неведение (ma-rig-pa, མ • རིག • པ);
5. привязанность (‘dog-chags, འདོག • ཆགས);
6. ложные воззрения (lta-ba nyon-mong-can, ལྟ • བ • ཉོན • མོང • ཅན).
[Систематизированный Глоссарий терминов, интернет].
Эти типы святых описываются словами «из рода в род», потому что Человеческим или Божеским рождением такие святые могут достигать Архатства на базе достигнутого прежде результата «вступления в поток, в Мире желаний [в Сфере Чувственности, 3-ий логос].
6. Те, кто с одним препятствием - это кандидат на результат «возвращения единожды», который достигает этого состояния устранением пяти уровней аффектов. Он может быть со слабыми или острыми воспринимающими способностями, т.е. достигать результата Святости Верой или Знанием.
7. Седьмой тип святого также это те, кто с одним препятствием, которые, родившись человеком, на базе Мира Желаний достиг результата «возвращения единожды», устранив шесть уровней аффектов на этапе Освоения.
8. Восьмой тип святого также относится к той же строке текста: «те, кто с одним препятствием», что и означает результат «возвращения единожды», т.е. еще одно рождение в Мире Богов прежде, чем он достигнет Архатства, т.е. Высшей святости.
9. Кандидат на результат не-возвращения» в силу устранения семи (или восьми) уровней аффектов на этапе Освоения [восемь главных производных аффектов: отсутствие Веры, лень, слабость, вялость, беспокоство, невнимательность, ошибочное знание, рассеянность]. Такие Святые могут достигать результата, следуя Вере или следуя Знанию.
10. Святой, который достигает святости после рождения в Бардо (Тиб. Bar-do, བར • དོ; Санскр. antarabhāva, अन्तरभाव)), в периоде между смертью и следующим рождением, где он достигает Архатства.
11. Это также «не-возвращающийся», который на базе Мира Желаний достиг результата «не-возвращения» в Бардо или в Мире Форм, где он достигает Архатства, Высшей святости.
Такой тип Святого, который достигает Архатства через рождение в Высших мирах [Мир Форм], - предмет диспута и трудное для понимания место.
12-13. Два типа святых, которые в основном тексте обозначены словами «с усилием и без усилия». «С усилием» - это «не-возвращающийся», который достиг результата «не-возвращения» в Мире Желаний, а затем, родившись в Мире Форм, достигает Архатства. Но при этом для достижения Архатства ему требуются дополнительные усилия, поэтому он обозначен словом «с усилием».
Другой тип Святого проходит тот же путь, т.е. достигает результата «не-возвращения» на базе Мира Желаний, затем рождается в Мире Форм, там достигает Архатства, но не производит дополнительных действий, т.е. не прикладывает усилий.
Святые «с усилием и без усилия» различаются по приложению «усилий» для достижения Архатства уже после рождения в Мире форм. Эти два типа святых могут быть также описаны как «ушедший в Нирвану с приложением усилий» и «ушедший в Нирвану без приложения усилий».
В этой же строке основного текста сказано: «...те, кто продвигается до Акаништхи» (Санскр. Akanistha; Тиб. ‘og min, འོག • མིན) - Это наивысший из семнадцати уровней Мира форм [2-ой логос], точнее, наивысший из Пяти его Высших уровней, где обычный человек не рождается, а рождаются только Святые.
Это тело 2-го логоса [2-ое тело Будды (Санскр. Saṁbhogakāya, संभोगकाय; Тиб. longs spyod rdzogs pa’i sku, ལོངས • སྤྱོད • རྫོགས • པའི • སྐུ), Мир Форм)] предназначено для связи с Земным миром, оно реагирует на мысли, мольбы и поступки людей, отвечая на них. Это тело Самбхогакайя (Saṁbhogakāya) включает в себя пять дхьяни-бодхисаттв (Санскр. dhyāni-bodhisattva) или дхиани-будд (Санскр. dhyānibuddha), основной характеристикой которых является безграничное деятельное и активное Сострадание. В Тантрах Дхьяни-будды неразравно связаны с каждым проявлением, человеком и любым событие, благодаря доминированию в них энергии определенного вида.
[Тибет. Сияние пустоты, с. 106-108].
Пять дхиани-будд символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости Изначального будды - Адибудды (Санскр. Ādibuddha, आढिबुद्ध); Тиб. thog ma'i sangs rgyas), т.е. Ясного света (Санскр. prabhāva, प्रभाव; Тиб. 'od-gsal, འོད • གསལ) [природа 1-го тела Будды Дхармакайи (Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय; Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ)]:
1) Акшобхья (Санскр. Akṣobhy, अक्षोभ्य; Тиб. 'khrugs pa med pa, འཁྲུགས • པ • མེད • པ) - Непоколебимый;
2) Ратнасамбхава (Санскр. Ratnasaṃbhava, रत्नसंभव; Тиб. Rin-chen-'byung, rin chen ser po, རིན • ཆེན • སེར • པོ) - олицетворенный атрибут Изначального Адибудды ;
3) Амитабха (Санскр. Amitābhā, अमिताभा; Тиб. Опам, ‘Od dpag tu med pa, འོད • དྤག • ཏུ • མེད • པ) - Неизмеримый Свет, духовный отец бодхисатвы Авалокитешвара (Санскр. Avalokiteśvara, अवलोकितेश्वर; Тиб. sPyan-ras-gzigs, སྤྱན • རས • གཟིགས).
Эти три дхиани-будды - явление очищенного вида совокупности главного познания, (Санскр. vijñāna-skandha, विज्ञान-स्कन्ध) согласно [Далай-лама XIY. Медитация. Лекции, интернет.:
4) Амогхасиддхи (Санскр. Amoghasiddhi, अमोघसिद्धि; Тиб. don yod grub pa, དོན • ཡོད • གྲུབ • པ) - Успешное достижение, совокупность Сил созидания [одна из пяти составляющих психо-физической совокупности, необходимая для создания личности, в форме мотивации, создающей Силы (Санскр. санскара-скандха, saņskāra- skandha, संस्क।र-स्कन्ध)] в ее очищенном виде, согласно [Далай-лама XIY. Медитация. Лекции, интернет].
5) Вайрочана (Санскр. Vairocana, वैरोचन; Тиб. rnam par snang mdzad, རྣམ • པར • སྣང • མཛད) – “Идущий по стопам предшественников” Татхагата (Санскр. Tathāgata, तथागत; Тиб.de-bzhin-gshegs-pa, དེ • བཞིན • གཤེགས • པ), наивысочайший и блистательный, повсеместный глаз-сокровищ, «сияющий», «освещающий, делающий видимым», дхиани-будда Центра. Это Духовное состояние есть средство понимания психофизических процессов, в частности, способствующих вызыванию физическими методами глубокой медитации, которая приводит к осознанию Истинной природы существования, согласно [Энциклопедия Буддизма, интернет].
Эти пятеро являются отражением Дхьяни-будд Дхармакайи [1-ого тела Будды] как их Духовные сыновья, повторяясь в соответствующих им элементах-энергиях и в их движениях, разрабатывая Замысел своих Духовных отцов во всех деталях, [Тибет. Сияние пустоты, с. 109].
Так, 2-ой логос - область самопроисхождения из Первоначального отображения [от 1-го логоса], она символизирует состояние Духовного общения, в котором пребывают все Бодхисаттвы [5-22 уровни сознания на Пути к достижению состояния Будда], когда не воплощаются на Земле. В ней выходят из границ рождений, смерти, перехода и изменений, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 145].
Дхьяни-Будды пяти Семейств (Татхагаты, Пять будд Медитации) являются Буддийской Тантрической классификацией просветлённого состояния, в котором чистая просветлённая природа пяти психосоматических составляющих живых существ, пяти совокупностей или скандх (формы, ощущения, распознавания, воли и сознания), рассматриваются как пять мужских будд (Тиб. yab, ཡབ); они пребывают в соединении со своими супругами (Тиб. yum, ཡུམ), воплощающими пять изначальных мудростей, являющихся чистой просветлённой природой пяти негативных эмоций (гнева, гордости, страсти, зависти и неведения), [Википедия, интернет].
Обитатели Сферы Форм имеют тела, но эти тела - из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы Чувственного [3-й логос (Санскр. Kāmadhātu, कामधातु, Kāmaloka, कामलोक; Тиб. ‘dod. khams, འདོད • ཁམས)].
Существа Сферы Форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы Чувственного. Тела существ Сферы Форм не имеют ни пола, ни половых признаков.
Подобно существам Сферы Отсутствия Форм, обитатели Сферы Форм пребывают в медитационном сосредоточении (Санскр. dhyāna, ध्यान; Тиб. bsam-gtan, བསམ • གཏན), полном объективности, когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы Материи (объекты-формы). Сознание в Сфере Форм находится в состоянии объективности и беспристрастности
Эти пять Высших уровней называются «пятью чистыми уровнями» Мира Форм [в мирах Шубхаваса] (Санскр Śuddhāvāsa; Тиб. gnas gtsang.ma, གནས • གཙང • མ), где рождаются святые [сверху вниз]:
1) Наивысшие Небеса Вечной Юности (Санскр. Akaniṣṭha – букв. "те, моложе которых нет"; Тиб. 'og min, འོག • མིན) - мир высших дэвов (Санскр. Deva, देव; Тиб. Lha, ལྷ), “не имеющих старше себя”, граница воспринимаемой Реальности. В этом мире проявляются Пробужденные существа, очистившие свою обусловленность (Санскр. Karma, कर्म; Тиб las, ལས).
Так как это самое высокое из местопребываний Сферы Форм, его используют для обозначения Высших пределов Вселенной.
2) Небеса Благих Проявлений (Санскр. Sudarśana, Sudarçana, सुदर्शन; Тиб. Shin-tu-blta-mdzes, Legs-mthong, ཤིན • ཏུ • བླཏ • མཛེས, • ལེགས • མཐོང) - ясновидящие боги, ясновидящие дэвы, живущие в мире, подобном миру Акаништха (Санскр. Akaniṣṭha; Тиб. ‘og min, འོག • མིན). Высота этого мира составляет 83 886 080 йоджан над Землёй. Эти Боги - Семь передатчиков и хранителей учения Будды, семь иерархов, которые упоминаются в "Виная-кшудраке" (Санскр. Vinaya-kṣudraka; Тиб. 'dul ba phran tshegs, འདུལ • བ • ཕྲན • ཚེགས).
3) Небеса Благого Восприятия (Санскр. Sudṛśa, सुढृश; Тиб. gya nom snang ba, གྱ • ནོམ • སྣང • བ) - Прекрасные боги, красивые дэвы - место перерождения для пяти типов анагаминов (Санскр. anagamin; Тиб. Ian gcig phyir mi ldog pa, ལན • གཅིག • ཕྱིར • མི • ལདོག • པ) - тех, кто больше не возрождается в Мире Желаний. Это одна ступень до того, чтобы стать “превосходящим смерть” Архатом (Санскр. Arhat, अर्हत्; Тиб. dgra-bcom-pa, དགྲ • བཅོམ • པ) и быть готовым к “уходу за пределы печали” (в Нирвану).
Это третья из четырех стадий Святости на пути к Конечному посвящению, [ЕПБ].
Высота этого мира составляет 41 943 040 йоджан над Землёй.
4) Небеса Превзошедших Горение (Санскр. atapa; Тиб. mi gdung ba, མི • གདུང • བ) - Безмятежные боги, невозмутимые дэвы, чьего содействия хотят обитатели низших миров.
Высота этого мира составляет 20 971 520 йоджан над Землёй.
5) Небеса Не [Самых] Высших (Санскр. avṛha; Тиб. mi che ba, མི • ཆེ • བ) - местопребывание «непадающих» дэвов, это обычная цель для перерождений анагаминов [тех, кто больше не возрождается в Мире Желаний.]. Многие из них становятся Архатами непосредственно из этого мира, но некоторые умирают и перерождаются в следующем мире Чистой обители, пока не переродятся в Высшем местопребывании Акаништха (Санскр. Akaniṣṭha). Поэтому на пали их называют также Уддхамсота (Uddhaṃsota), «те, кого несёт вверх» [“прыгуны”, согласно “Украшения из постижений”].
Жизнь в этом мире длится 1 000 кальп (период в 8640.000.000 солнечных лет*1000) [согласно Учению о Различении Вибхаджьявада (Санскр. Vibhajyavàda)]. Высота этого мира составляет 10 485 760 йоджан над Землёй.
Так, эти пять Чистых областей Высшей дхьяны Шуддхаваса можно уподобить Буддийской Нирване, состоянию отсутствия причин огорчения (Тиб. Mya-ngan-med, མྱ • ངན • མེད), которое выходит за рамки страданий как Освобождение.
[Буддийская космология, интернет].
Выражение «те, кто продвигается до Акаништхи» обозначает Основу, к которой прилагается классификации трех типов святых, называемых «три типа прыгунов».
14. Первый тип - «полный прыгун», вышедший за Границы Необходимости дальнейшего Возрождения [состояние: Анагамин (Санскр. anāgāmin; Тиб. phyir mi 'ong, ཕྱིར • མི • འོང)]. Такой святой ни базе Мира желаний (Сферы Чувственности) достиг результата «не-возвращения», рождается в Акаништхе, т.е. наивысшем уровне мира форм, и там достигает Архатства. Он - «полный прыгун», потому что не проходит последовательно 17 уровней Мира Форм, а рождается сразу на наивысшем уровне, в Акаништхе.
Однако, если он берет на себя обет не принимать Нирвану до тех пор, пока каждое чувствующее существо не будет спасено, встав на тот же самый Великий Путь, который он уже прошел, то он становится Бодхисаттвой (Санскр. bodhisattva, बोधिसत्त्व; Тиб. Byang-chub-sems-dpa’, བྱང • ཆུབ • སེམཨ • དཔའ), Просветленным. В этом случае он будет сознательно принимать плотское тело в качестве Божественного воплощения Нирманакайа (Санскр. Nirmaṇkāya, निर्माणकाय; Тиб. Тулку, sprul sku, སྤྲུལ • སྐུ) [Сфера Чувственного].
15. Второй тип - «половинный прыгун». Это Святой, который на базе Мира Желаний достиг результата не-возвращения». Он возродится еще, но только один раз. Состояние: Сакридагамин (Санскр. sakrdagamin; Тиб. Барчечикпа. bar chad gcig pa) - тот, кто сделал еще один Шаг. Затем он рождается в Мире Форм, не проходя последовательно всех его уровней, а рождаясь сразу на восьмом или девятом уровне [т.е. возвращающийся единожды или кандидат на невозвращение], и затем достигает Архатства.
16. Третий тип «прыгуна» называется «переносящий сознание через смерть на всех уровнях [Мира Форм]» - это святой, который достиг результата «не-возвращения» в Мир желаний, это тот,, кто вступил в Поток, ведущий в Океан Нирваны. Состояние: Сротаапатти (Санскр. Srotaāpanna; Тиб. Rgyun-zhugs-pa, རྒྱུན • ཞུགས • པ). Принятие Доктрины Будды. Затем до достижения Архатства он рождается последовательно на всех семнадцати уровнях Мира форм:
1) Четыре низших Дхьяны по три уровня в каждом мире (итого – 17 миров). Эти местопребывания находятся на границе той Вселенной, которая подвержена разрушению [первоэлементом, Изначальным] ветром (Санскр. Vāyu, वाभु; Тиб. Rlung, རླུང) [который, вероятно, появляется из периода Пустоты предыдущей мировой системы] в конце Великой кальпы [(Санскр. mahāкalpa, महाकल्प; Тиб. bskal-pa chen-po. བསྐལ • པ • ཆེན • པོ) – век Брахмы или 311.040.000.000.000 лет смертных], и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения. Состояние: медитационное сосредоточение дэвов, это Божественные инкарнации.
2) Пятеричная Шуддхаваса (Санскр. Śuddhāvāsa) – состояние йогической концентрации (Санскр. Yoga-dhyāna, योग-ध्यान, rūpadhyāna, रूपध्यान).
Итого – 5 дхьян или 17 миров, семнадцать местопребываний в Мире Форм - вторичное творение, Единое с первичным творением.
Физически, Сфера Форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом сами размеры тел Высших существ больше, чем Низших.
Размеры этих ярусов вычисляются в йоджанах (Тиб. dpag-tshad, དཔག • ཚད), один йоджан в 4000 раз больше человеческого роста, примерно 7,32 километра
Следующие два типа Святых называются «те, кто продвигается до вершины мира». Эти Святые достигают результата «не-возвращения» на базе Мира Желаний, затем через одно рождение на каком бы то ни было уровне из семнадцати уровней Мира Форм достигают вершины Мира-Без-Форм, т.е. «Вершины Мира», и там обретают Архатство. Оба эти типа - «преодолевшие привязанность к [Миру] Форм», потому что, «обойдя» Мир Форм, рождаются в Мире-Без-Форм и на «Вершине Мира» достигают Архатства.
В суттах (в сутрах) Архатство, описывается следующим образом:
Они, прожившие Святую жизнь, сбросившие бремя,
достигшие истинной цели, разрушившие оковы
существования и обретшие полное освобождение
с помощью окончательного знания,
они свершили свой труд со старанием
и более неспособны быть беспечными.
[Маджджхима никая (Сутра-Питака)].
17. «Тот, кто успокоил зримые дхармы», т.е. в этой жизни «ушел в Нирвану (пратьекабудда), оставив тело».
18. «Тот, кто являет зримое тело». Это Святой, который достиг результата «не-возвращения», а затем достиг состояния глубокого «погружения-пресечения» - это созерцательная практика, когда грубые чувства и грубые мысли пресекаются вплоть до достижения Архатства. Такой Святой называется также «обладающий особым телом», потому что он осуществляет созерцание в состоянии погружения-пресечения, находясь в телесной форме.
Эти Святые называются также «владеющие погружением-пресечением». Отсутствие у них грубых мыслей и грубых чувств означает отсутствие грубого различения («дом», «дорога»), а также отсутствие мысли «я» и «моё».
Бывают другие виды погружения-пресечения, например, когда отсутствует объект сосредоточения. Такой вид погружения-пресечения не является творческим и не ведет никуда, кроме продолжительности этого действия. Не следует понимать состояние погружения-пресечения при отсутствии объекта сосредоточения как наилучший результат практики созерцания. Само по себе это состояние не приводит к освобождению от Сансары.
Погружение пресечение, приводящее к Архатству, - это вид созерцательной практики, в которой присутствуют все главные достоинства созерцательной практики, т.е. подлинное спокойствие ума и подлинное Сверхвидение, аналитическое Видение объекта. Все эти достоинства обеспечивают созерцателю способность в течение кальпы (Тиб. bskal-pa. བསྐལ • པ; Санскр. kalpa, कल्प) [длительность Четырех юг или Дней и Ночей Брамы*2000 Махаюг - период в 8640.000.000 солнечных лет, т.е. лет смертных, Теософски] пребывать в состоянии созерцания.
Архаты обладают всеми этими качествами и имеют возможность пребывать в созерцании в течение кальпы, но при этом они не способны осуществлять пользу и благо [живых] существ, поэтому Хинаяна называется «Малой колесницей».
Когда Архаты пребывают в состоянии погружения-пресечения, то у них присутствует желание не отвлекаться от созерцательной практики. Это желание может быть преодолено только Буддой, который Светом, исходящим от его тела, призывает Архатов к дальнейшему продвижению, напоминая им этим Светом, что всех качеств они не достигли, т.е. они не достигли качеств Будды.
Таким образом Будда призывает Архатов к дальнейшей практике и вновь возвращает их на путь Накопления добродетелей и знания, только уже на пути Махаяны.
19. Кандидат на Архатство,
который устранил восемь уровней аффектов на этапе Освоения.
20. «Носорог» - святой пратьекабудда, который проходит свой путь, когда в мире нет Будды, и он может полагаться только на тексты слушателей-шраваков.
Этим Божественным сущностям соответствует Каббалистическое описание 1-го тваргого мира Божественных сущностей и их эманаций [Дающе-Берущий относительно душ] мир Ацилут (Евр. אצילות) во 2-ом логосе Адам Кадмон (Евр. אדם קדמון), который есть Предвечный Свет в эманировании Изначального, Прообраз человеческий.
Миром Ацилут считается пространство в Адам Кадмоне от [места нахождения экрана-масаха (מסך) перед [царством столба Света] Малхут (מלכות), [Кабала. Ч. 2, с. 71], называемого уста (пэ, פה), до [среднего между высшим и низшими состояниями] груди (хазэ, חזה).- Это три первые эманации тела.
Это мир прототипов, мир Исправления и Управления, в котором осуществляется связь душ с Творцом - наше определение для обозначения замкнутой в Себе Божественной сущности, ибо Его Имя должно охватывать ВСЕ, т.е. и Бесконечное. Это крайняя степень абстракции и совершенства (т.е. вмещения всех крайностей), - без границ.
Каббала утверждает: Творцом мы называем картину, предстающую нашему взору, картину наших свойств, ибо мы воспринимаем собственные свойства на фоне Высшего света – Света Бесконечности Эйн Соф (Евр. אין-סוף) [1-ый логос].
Каждому Светлому (Дающему) тварному миру соответствует Темный мир, в том числе, Темный Ацилут (Берущий).
[Лайтман. Наука Каббала, Вступление; Предисловие; п. 60, 133; Краткое повторение; Каббала – внутреннее созерцание, интернет; Интернет].
С позиций Суфи, существуют последовательные степени разрежения Истинной реальности, каждый из которых представляется Абсолютным для данного уровня восприимчивости, [Идрис Шах, с. 307].
Так, Бог создал Мир многоуровневым и в иерархии, возводимой от не живого к живому, усложняя мир от минералов к человеку.
Пророк говорит: «Бог создал Мир своим Дыханием и Милостью». Дыхание - это Божественная эманация или истечение в своих отображениях. Божественное Дыхание приняло формы мира. Оно для оных форм – как бы Первоматериальная субстанция; оно – не что иное, как воплощенность Природы, [Ибн Араби, с. 53].
Сфера форм древнейшего Адама – Адам Акдам (Арабск., ادم اقدم ) - Прообраз [Семеричного зародыша] человека, записанный в виде формулы АДМ (ادم ). Формула КДМ ( قدم ) - концепция предшествования, согласно [Идрис Шах, с. 243], которую можно сопоставить с Санскр. Татхагатой, который ТАК ПРИШЕЛ по стопам предшественников или тех, кто пришёл до него, [Голос Безмолвия. Семь Врат; Примеч.]:
… Потребовалась ясность Зеркала [т.е. экрана, отражателя] мира; и, именно, Адам есть сама ясность того Зеркала и Дух той формы…
Он - возникший и Изначально-Вечный (аль-хадис аль-азалий, الحديث الازلي ), становление постоянное и непреходящее (наша’а да’им ’абадийй, انشاء دائم أبديى), Слово разделяющее и собирающее, он - осуществление мира в его существовании (кийам ал-‘алам би-вуджуди-хи, قيام العالم بوجودها), а потому выделяется он в мире, как выделяется камень в перстне…
Разве не видишь ты, что, если исчезнет он и будет изъят из сокровищницы мира, не останется в ней ничего, вложенного в нее Богом, а произойдут в ней отклонения и коллизии и весь миропорядок переместится в потусторонний мир и станет навечно (’абадийй, أبديى ) Печатью на том мире?
Печать -Завершение обращения к Высшему, – так назвал себя Пророк, согласно [Избранные Хадисы 109, 111, с. 66]:
اللبنة وانا ختم النبيون فانا

Я есть камень, печать посланников [в элементном устроении].
[ал-Араби, с. 86].
Это Четвертый план, третий спуск, согласно Суфийской системе Тайного учения Таназзулат-э-Ситта (تانازولات النظام--ه-ستة), на основе Сверхрационального, Мистического, Истинного восприятия, - незаконного, согласно Шариату ( شريعة - Закон), который Мистики считают цепями.
Это учение об идентичности Бога (Абсолютного Бытия) и Вещей [شيء – идеи Божественной сущности Дхат ( ذات )].
4. Дух–Рух (روح) , сущностно тождественный Кабб. Руах (Евр. רוח), “который носился над водами пространства”, с тем же кодом 214. - Четвертое состояние Бытия , согласно [Аль-Хинди. al-Tuhfa al-Mursala]: мир духов (alam al-arwah, عالم الأرواح ). Это состояние простых, абстрактных Космических объектов, по подобию которых и в соответствие с сущностью которых проявляются манифестации, по Воле Господа [т.е. Кабб., Мир прообразов].
Ср., [К 17:87 (85)], ...(скажи:) Дух – от Повеления Господа моего: قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي... …
Рух имеет собственное Воление и Личностное сознание, в отличие от Ангела (ملك), [Коранический Суфизм], силы, скрытые в способностях и органах человека. Целью Суфия является активизация этих органов, [Ибн Араби].
Рух - Духовное Дыхание [т.е. Жизненный Принцип], идущее из мозга, [Дж. Нурбахш. Психология Суфизма, Глоссарий].
Дух-Рух - Свет сущности и жизни, из которого произошло ВСЕ, [Инайят Хан. Метафизика, гл. Мистицизм звука, интернет].
Рух - Внутрення искра [Истинное эго человека - Первозданные миры].
Согласно Суфийской концепции, это состояние некоей субстанции, наделенной определенными физическими характеристиками, - тело Тонкой структуры Джисм-и-Латиф ( جسم اللطيف ), одно из имен (т.е. из сущностей) Аллаха - тонкость восприятия. Это первичный орган Духовного восприятия, технический термин Суфиев. Активизация Латифа связана с уничтожением обусловленности или автоматического мышления. Это Точка Чистоты, место Озарения, центр [до-Материальной] Реальности.
В Теле существует Центр Латифа, где его Сила или Барака (برك - Благодать), т.е. Внутренняя Духовная Сила, проявляется наиболее явно.
Кабб., Тонкая структура – парцуф פרצוף)), конструкция, включающая в себя Десять эманаций творения [т.е. Древо сфирот], действующих подобно свойствам Высшего света.
[Уроки Каббалы, интернет].
Эту Субстанцию не считают Вечной, но она существовала до телесного воплощения человека, [Худжвири. Раскрытие раскрытого].
После физической смерти этот Материальный дух продолжает существовать в одной из десяти форм [но в бесконечных взаимных отображениях, Кабб], каждая из которых соответствует тому, что было достигнуто им в обычной жизни. Первая стадия соответствует Чистоте, а 10-ая - состоянию Суфия, который добился Преображения своей сущности во время Земного развития. Иногда Дух является видимым.
[Идрис Шах. Суфизм, с. 334, 434].
Пятый план, четвертый спуск.
5. Сходства (прообразы) - пятое состояние Бытия,
согласно [Аль-Хинди. al-Tuhfa al-Mursala]: мир Подобия (alam al-mithal, المثال علام) [точных двойников физического тела, (Инайят Хан)]. Это Тонкое состояние, содержит Космические сущности, которые невосприимчивы к делению, дозированию, разделению или объединению.
Шестой план, пятый спуск.
6. Тело (جسم) - шестое состояние Бытия,
согласно [Аль-Хинди. al-Tuhfa al-Mursala]: мир тел (alam al-ajsam, العالم الجسام ). Это плотное состояние, содержит Космические сущности, которые восприимчивы к делению, дозированию, разделению или объединению.
Согласно [Маулан Ашраф Али-Танави. Китаб-аль-Такашуф], тело - воплощение, восстановление множества - степень уплотнения и разряжения Света.
Ср., [1000 и 1 ночь, Т. 2, с. 339]:
… Их тела, рожденные меж Влагой и Светом.
Второй-шестой планы - Пять стадий, пять планов Бытия, четвертый - шестой планы – Мировые уровни.
[Маулан Ашраф Али-Танави. Китаб-аль-Такашуф].
Седьмой план, шестой спуск.
7. Человек (Адам) – седьмое состояние Бытия,
согласно [Аль-Хинди. al-Tuhfa al-Mursala]: Человек (al-insan, الانسان), так называемое, “Создание” Человека-Адама, прообраза человеческого, 7-ое творение или 7-ой этап эволюции в Сфере Форм. - Древнейший Адам (Арабск. Адам Акдам, ادم اقدم ), “который был сотворением человека и который не происходил на нашей Сфере Чувственности, каково бы ни было место, где это могло произойти”, согласно [Т.Д.].
Это состояние последнее и суммирующее все манифестации, телесные и духовные, а также состояния Божественной уникальности и Божественного одиночества.
Седьмое состояние Бытия
- в интеллектуальных сферах Суфизма была достаточно частой концепция, в соответствии с которой вещи в мире, да и сам этот мир, сами по себе Истинного Абсолютизированного бытия не имеют, а обладают лишь Становлением и Исчезновением.
[Сайт “Омар Хайям”, интернет].
Это и Буддийская точка зрения, согласно теории Взаимозависимого возникновения (Санскр. pratītyasamutpāda; Тиб. rten-’brel, རྟེན • འབྲེལ), [Тиб.язык, с. 96] в Единой линии Материализации Изначального. Пратитья-Самутпада постулирует, что в мире перерождений всё обусловлено; нет ни причин, ни следствий; определена не сущность явления, но лишь условия его возникновения и невозникновения.
Литература.

Абхисамаяланкара (Украшение ясных постижений). Перев. Р.Крапивиной. интернет.
Геше Чжамьян Кенцзэ. Курс лекций Украшение из постижений, интернет.
Тибетская Йога и Тайные Доктрины. Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г
Буддийская космология, интернет.
Маджджхима никая (Сутра-Питака), сутта №70, раздел 12. Сайт “Абхидхарма Чой”. Архаты, интернет.
Тибет. Сияние пустоты. Е.Н.Молодцова. 2-ое изд., М., “Алетейа”, 2005, с. 343.
Энциклопедия Буддизма, интернет.
Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
Кабала. Тайное еврейское учение. Часть 1-3. Перевод и пояснения М.Лайтман. Изд. АО “Интербук”, Новосибирск, 1993.
Лайтман Михаэль. Серия «Каббала. Тайное Учение». Л18 Наука Каббала (на материалах Бааль Сулами. Птиха), в двух томах. Том I. – 3-е издание.– М.: НПФ «Древо Жизни», Издательская группа kabbalah.info, 2003. – с. 640.
Каббала – внутреннее созерцание, интернет; Интернет.
Лайтман М. Уроки каббалы, интернет.
Коран. Изд. Короля Фахка ибн Абдид Азиз, с. 704.
Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. Изд. “Восточная литература”, 1963, с. 113.
Коран. Перевод проф. Г.С. Саблукова М., СПб, “Дом Бируни”, 1990, с. 1169.
Ибн Араби. Геммы мудрости. Перевод с арабского: А.В.Смирнов, с.120, интернет. Опубликован в книге: А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993.
Идрис Шах. Суфизм. М., “Калашников, Комаров и Кo”, 1992, с. 446
Инайят Хан. Метафизика, интернет.
Нурбахш. Дж. Психология Суфизма, интернет.
Коранический Суфизм. Личное предопределение. Божественное Присутствие и Сущность Бога. Добро и Зло. Мир Валиддин. М.-СПб, изд. “Диля”, 2004, с. 224.
ал-Худжвири. Раскрытие скрытого. «Кашф аль махджуб ли арбаб аль-кулуб». Старейший персидский трактат по суфизму. Перевод с английского А.Орлова. ЗАО Издательство "Единствро", 2004, интернет.
Книга Тысячи и одной ночи, в 8-ми томах. Перевод с арабск. М.А.Салье. Гослитиздат, М., 1958-1959гг.
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути. Отрывки из "Книги золотых правил". Обнародовано Е. П. Блаватской. Перевод с английского Е. Ф. Писаревой. Под редакцией K. Z., интернет.
Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
Сайт “Омар Хайям”, интернет.
Категория: Буддизм | Добавил: msher (01.03.2019) | Автор: Шер
Просмотров: 424
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]