Главная » Статьи » П » Правила жизни

ПРАВОСУДИЕ ПО БУКВЕ ЗАКОНА И ПО ДУХУ ЗАКОНА
ПРАВОСУДИЕ ПО БУКВЕ ЗАКОНА И ПО ДУХУ ЗАКОНА.


Талмуд* называет одной из множества причин падения I-го Храма**
(950—586 год до н. э) жизнь и существование Евреев
«по букве Закона», а не «по Духу Закона»
р.Иоханан*** нвзывает причину разрушения Йерусалима -
правосудие, в процессе которого судили [только] по закону Торы (Евр. תורה),
то есть, согласно Талмудическому комментарию к этому месту,
’’основывали свои законы [только] на законе Торы
и не делали ничего сверх буквы закона”
[Бава Мециа**** 30б и Барайта***** 88а. В кн.: проф. Урбах Э******. Мудрецы Талмуда, с. 155].
Буква убивает, а дух животворит, [2 Кор. 3:6].


Некоторые термины эпиграфа.
*) Талмуд
(Евр. תלמוד) - Свод религиозных и правовых положений на основе толкования Закона (Торы, תורה).
**) Падение Храма - одна из множества Причин падения I-го и II-го Храмов – разбиение и падение двух Скрижалей, - состояние, отображено аналогичное дифференциации Единого. Состояние при разрушении Первого и Второго Храма: бессмысленная ВРАЖДА, [Вавилонский Талмуд, тр. Иома, лист 9], 70 лет Вавилонского плена. Кабб., падение обоих храмов - переход в духовное и двойное падение: ступени развития народа, на которых совершалось смешение Мудростей Израиля и Вывилона.
***) Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) - глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.
****) Бава Мециа (Арам. – (בבא מציעא букв. «средние ворота», - трактат в Мишне (משנה), т.е. в 1-ом Своде Еврейских законов, в Тосефте (Арам. תוספתא), т.е. в комментариях к Талмуду, в Вавилонском и Иерусалимском Талмуде. Этот трактат является частью одного из шести разделов «Виды ущерба» (Незекин, נזיקין‎), который, в основном, занимается законами имущественных отношений, а также в нем излагаются принципы построения суда и законы судопроизводства, [Бава Меция, с. 9]
*****) Барайта (Арамит. בָּרַיְתָא) - тезисы, авторитетные как Мишна, но не вошедшие в ее Кодекс.
******) проф. Урбах Эфраим Элимелех (1912-1991) - Израильский исследователь Талмуда и раввинистической литературы, лауреат Государственной премии Израиля (1955), один из крупнейших авторитетов в области Иудаистики не только в Израиле, но и во всем мире.
В этой статье мы рассмотрим два вида преступлений, с точки зрения их характера:
- немотивированные преступления;
- вынужденные преступления.
1. НЕМОТИВИРОВАННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ* – это преступления, цель и причину которых преступник не может объяснить: он не знает и не понимает, зачем он сделал это. - Это Кармические преступления.

Карма (Санскр. Karma, कर्म; Тиб. las, ལས) – физически, обусловленное действие, метафизически - Закон Воздаяния, т.е. Закон причины и следствия или Нравственная Причинность - Закон Необходимости, благодаря которому проявляется механизм движения или развития.
Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто один Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты по линиям их соответствующих причинностей.
[Теософский словарь, с. 197-198].
Карма слепо и стихийно уравновешивает нашу обусловленность в двойственном восприятии крайностей этого мира, поэтому все Писания всех религий говорят об этом уравновешивании как о «страшном наказании». - Следует упомянуть о Христианских источниках, которые говорят, что любое накаазание здесь, на Земле, всегда мягче наказаний других Реальностей.
Но, Теософски, - это наказание есть единственная Справедливость и Высшее Божье Милосердие, ибо благодаря ему важивает наш Жизнепоток.
Комментарий.
*) К немотивированным преступлениям,
с точки зрения слепого и стихийного уравновешивания, в частности, относятся Неопределенные действия, результативность которых вызывает сомнение. Это неосуществленные и неумышленные действия. К этому виду (преступления) относится отсутствие всякой мотивации к исполнению действия и отсутствие его исполнения.
Напр., человека, не желающего убивать, призывают в армию и там ему дают приказ убивать. Даже если этот человек кого-нибудь убьет и сразу же очень сильно об этом пожалеет, совершенное им убийство будет причислено к категории тех действий, результативность которых неопределенна, сомнительна.
ИЗ ЭТОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО САМО ДЕЙСТВИЕ НЕ ТАК СУЩЕСТВЕННО, КАК НАМЕРЕНИЕ.
[Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].
2. ВЫНУЖДЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Мы рассмотрим случай,
когда в интересах жизни и здоровья близкого человека был нанесен материальный ущерб предприятию (обворовали магазин*), с целью уплатить некоторую сумму врачам – условие совершения необходимой операции. Взять кредит они не могли, в силу маленькой зарплаты и огромной суммы, которую требовал этот врач.
Комментарий.
*) Обворовали магазин
– согласно УК РФ Статья 158. Кража (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ), то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Но, согласно УК РФ Статья 39. Крайняя необходимость, п.1 сказано:
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ОХРАНЯЕМЫМ УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСАМ В СОСТОЯНИИ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства,
если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
["Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) 13 июня 1996 года N 63-ФЗ, интернет].
В приведенном нами примере в дальнейшем оказалось, что эта оперия проводится бесплатно, а врач требовал деньги незаконно, лично для себя, т.е. он провоцировал «преступников» на совершение этого престуапления. Следовательно, наказывать в данном случае надо Провокатора или Заказчика, угрожающего Провокатору, а «преступника» - освободить, возможно, с некоторыми условиями.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Область Правосудия «по Духу Закона», называемая ’’между строк закона”
(Евр. ли-фним ми-игурат а-дин, בין השיטין הדין- как вариант), то есть ”не по букве закона”, ”не по всей строгости закона” р.Элазар ха-Модаи* толковал на основе стиха книги [Шмот (Исх) 18:20]:
וְהִזְהַרְתָּה אֶתְהֶם, אֶת-הַחֻקִּים וְאֶת-הַתּוֹרֹת; וְהוֹדַעְתָּ לָהֶם, אֶת-הַדֶּרֶךְ יֵלְכוּ בָהּ, וְאֶת-הַמַּעֲשֶׂה, אֲשֶׁר יַעֲשׂוּן
Учи их уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его,
по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать.
Здесь ’Дела’ (יַעֲשׂוּן) - это по букве закона; ’которые будут делать’ - это между строк закона”, согласно [Мехилта р. Ишмаэля, ’’Амалек”, ”Итро”, гл. 2, сгр. 198], сборника правил истолкования Мидраша, Галахи к книге «Исход», [Википедия, интернет].
Таким образом, в данном стихе р.Элазар ха-Модаи усматривал указание на необходимость поступков с учетом того, что находится ’’между строк закона”.
Комментарий.
*) р.Элазар ха-Модаи
- еврейский законоучитель, танай** 2-го поколения (т.е. 80—120 годы), один из лидеров антиримского восстания.
**) Танаи (Евр. תַּנָּא) - мудрецы, жившие до 220г.н.э.
Наследие Танаев составляют:
- Галахические мидраши (המדרש ההלכתי), соответствующие системе изучения Торы, порядку расположения ее глав и стихов;
- Мишна (משנה), соответствующая системе изучения и установления законов существования еврейской общины;
- Барайта (בָּרַיְתָא) – все материалы эпохи Танаев, на вошедшие в Мишну.
[Йосеф Агур, Часть 2, с. 74-75].
Было шесть поколений Танаев, преемников Учителей Великого Собрания***, Посвященных и высокоученых Каббалистов Древности, согласно [Контуры Талмуда, с. 28].
***) Великое Собрание-Санхедрин, Кнесет а-Гдола (סנהדרין, כְּנֶסֶת הַגְּדוֹלָה‏‎) – Совет старейшин, высший юридический, религиозный, светский суд и Центр национального и Духовного руководства Израиля, который заседал в Храме, в Каменотесном его пределе (לסכת הנזית), [Тр. Таанит, 23А, с. 239]. Это Высший Законодательный орган. Создан Эзрой**** после Вавилонского плена изгнания (597 по 539 год до н.), т.е. насильственоого переселения евреев в Вавилон.
****) Эзра (Евр. עזרא; Хр. Ездра, Арабск. Узайр,عُزَيْر) - переписчик и толкователь Закона Моисея, фарисей-перушим (פרושים), т.е. сторонник Каббалы (קבלה) [науки о методе, методике слияния с Творцом, о Пути открытия Творца], преобразователь этнической общности в народ Торы, Закона Моисея [А.Штайнзальц. Библейские образы]. Он, вместе с Неемией (נְחֶמְיָה) [который подписал Завет с Богом, возвел стены Йерусалима, (И. Флавий)], Вавилонским министром, наместником Иудеи, завершил строиельство II-го Храма и стен Иерусалима.
Фарисеи аллегорически понимали Священные тексты, они были последователями Духа Закона, но не мертвой его буквы. Это Законоучители эпохи Второго Храма. Они боролись за усиление влияния Устной Торы (התורה-שבעל-פה), [Скрижали, с. 553], т.е. Устного Учения, представляющего собой развернутые толкования Письменной Торы, - наиболее Сокровенная, т.е. Внутренняя, Мистическая и Закрытая часть Учения.
Евангельские фарисеи, согласно [Мф 23:28-29] - секта фарисеев более позднего периода, когла она основывалась на Догмах Вавилона, ставши, именно, ханжами (состояние слепой преданности букве и форме), вопреки своему Учению – ибо все текуче в мирах Времени.
’’Буква (строка) закона”- это, в сущности, Галаха*, согласно которой должен выносить решения судья, но иногда сама Галаха не обязывает его судить ”по букве закона”. Это те случаи, когда ’’буква закона” не соответствует, а противоречит ’’правильному порядку мира” (тиккун олам, תִיקון עולם) [который есть результат ряда действий, направленных на восстановление и улучшение мира]. Однако характер того, что заключено ’’между строк закона”, не определен с достаточной ясностью и отдан на усмотрение ’’сердцу человека”**. На это указывает и природа упомянутых в обоих Талмудах поступков, которые предусмотрены ’’между строк закона”.
Отсюда же явственно вытекает, что усматриваемое ’’между строк закона” не превращается в Закон. Это следует подчеркнуть, так как некоторые исследователи приняли другую точку зрения, опираясь на рассказ Вавилонского Талмуда (Бава Мециа 83а).
[Урбах Э. Мудрецы Талмуда].
Комментарий.
*) Галаха
(הלכה) – Устный закон, формальные правила исполнения Заповедей-Мицва (מצוה); Предписание или Запрет после тщательного обсуждения всех мнений. Позднее – результат теоретического рассуждения и изучения (но не практическое указание). Для практического исполнения создается специальное понятие: Практическая Галаха (השעמל הלכה) с тем, “чтобы вернуть термину первоначальное значение”.
[Бава Батра*** 130б. В кн.: проф. Урбах Э. Мудрецы Талмуда, с. 379].
**) Характер того, что заключено ’’между строк закона” отдан на усмотрение ’’сердцу человека”, ср.:
Какой мерой судите, такой и вам отмерено будет, [Мф. 7:2],
причем за гораздо меньшие преступления.
***) Бава Батра
(בבא בתרא) - букв. «последние ворота», - трактат в Мишне (משנה), в Тосефте (Арам. תוספתא), в Вавилонском и Иерусалимском Талмуде. Трактат посвящён вопросам обязанностей и прав человека как владельца собственности, [Википедия, интернет]
Таким образом:
ЖИТЬ «ПО БУКВЕ ЗАКОНА» - ЭТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ В ОДНОЗНАЧНОСТИ ПРАВИЛ В НАШЕМ МИРЕ МНОЖЕСТВА, В КОТОРОМ ОДНОЗНАЧНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНОМ АСПЕКТОМ ДВОЙСТВЕННОСТИ НАШЕГО ИЗМЕНЯЕМОГО МИРА.

Sher

Литература.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ, интернет.
2. УК РФ. Статьи 158, 39, интернет.
3. проф. Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Биб. Алия, Израиль, 1991, с.483.
4. Введение в Устную Тору. Ч.1-6. Й.Агур. “Джойнт”, Т-А., 1995г.
5. р. Штайнзальц А. Контуры Талмуда. Изд. Т-А, 1981, с. 244.
6. р Штайнзальц. А. (Эвен Исраэль). Библейские образы. Изд. “Шамир”, Йерусалим, 5751 (1991), с. 217.
7. р.Штайнзальц А.Вавилонский Талмуд.Тр. Таанит (Посты). Изд. Й-М, 5758-1998, с. 337.
8. р.Штайнзальц А.Вавилонский Талмуд.Тр. Бава Меция (Средний раздел). Изд. Й-М, 1995, с. 343
9. Флавий Иосиф. О древности иудейского народа. Против Апиона. Перевод с греческого Я.И. Израэльсон и Г.Г. Геккель. С.-П., 1895г., с. 134.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
11. Тора. М., изд. “Шамир”, 1993г., с. 1135.
12. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
13. Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет.
14. Википедия, интернет.
Категория: Правила жизни | Добавил: msher (26.11.2023) | Автор: Шер
Просмотров: 103 | Теги: немотивированые преступления, по букве Закона, вынужденные преступления, по духу Закона
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]