Главная » Статьи » С » Суфизм

КОР’АНИЧЕСКОЕ ПОКАЯНИЕ И ОТРЕЧЕНИЕ В РАМКАХ НЕПРЕЛОЖНОГО ЗАКОНА
Отречение-Бара’ат (بَرَاءةٌ)
одно из множества названий 9-ой главы Кор’ана
Покаяние-Ат-Тауба (ٱلتَّوْبَة ),
[Коран. Изложение В.Пороховой. Примечание 610].


ЗА БАЗУ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ СТАТЬИ ПРИМЕМ:
1. Все проявленное – взаимно отображенные проявления Единого в Единой линии Его Материализации.
2. Так, Мир – Един, Единство мира постулирует Единство человечества. – Это системный взгляд на раскрытие и проявления миров, активизирующий проявление общепланетарного мышления, необходимого для решения общепланетарных проблем.
3. Вся Вселенная – большая иллюзия, а реальны только мы сами как Абсолют, Сверхсознание, Сверхбытие, Сверхблаженство, [Свами Вишну Дэв, с. 60].
4. Все проявленное на планах Бытия есть мыслимость Хаоса и бесформенного, (еще) бессмысленного [т.е. 1-го Логоса Абсолют] бесконечно напряженное укоренении Духа в Материи, [А.Ф.Лосев. Хаос и структура, с. 627].
5. В Единой линии Материализации Изначального любое проявление - Сакрально, ибо ведет свое происхождение от правителей Небесной сферы и является следствием соединения предыдущих форм, отображением (т.е. искажением) определенных, в том числе, Высших, относительно нас, состояний других планов Бытия, по родству с ступенью своего проявления.
Таким образом, все, что проявлено - Божественно, и оно необходимо нам для нашего развития.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
1. Непреложный Закон
- Вечный Закон Высшей эволюции, сформированный непомраченной трансцендентальной Мудростью или Семенем, или Потенциальностью, рожденной из до-Материального “Ничто с возможностью Нечто”, т.е. из 1-го Логоса Абсолют, который все проникает, [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т.2, с. 161-162, 168, 194].
ВВЕДЕНИЕ.
ПОКАЯНИЕ И ОТРЕЧЕНИЕ в Едином Мире,
как и любое проявление, это отображение смежной Реальности. Тогда уместно спросить: " каков Источник этих проявлений в Едином Мире и что такое ОТРИЦАНИЕ на внутреннем уровне?"
ИСТОЧНИК ЛЮБЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ЕДИНОМ МИРЕ – Абсолют, 1-ый Логос, Негатив и мнимость или Ничто с потенциальной возможностью Нечто.
ПРИНЦИП ОТВЕРЖЕНИЯ. ОТРИЦАНИЯ - состояние Зеркального (или искаженного) аналога своему Источнику, Негативному Началу, мнимой* неизменяемой, неизвлекаемой из Бескорнего Корня СУТИ всего изменяемого, из 1-го Логоса, [А.Ф.Лосев. Хаос и структура, с. 225, 226].

Комментарий.
*) Мнимость – математически,
синтез синтезов Нуля и Бесконечности (т.е. 2-ой и 3-ей Троицы), некая Цельность (т.е. √-1), полагающая Себя через собственное отрицание, «не уменьшаясь при этом**», и отождествляющая себя с Инобытием собственным «умалением», [А.Ф.Лосев. Хаос и структура, с. 87, 88; Каббала].
**) не уменьшаясь при этом – согласно Пуранам и Кор’ану, текст которых в изложении на русском языке звучит одинаково, а именно:
Сколько бы Я не расходовался, Я не уменьшаюсь.
Отрицание – лучшее противоядие от склонности к цеплянию Ума за Я и Дхарму (Санскр. dharma, धर्म; Тиб. chos, ཆོས), т.е. за элементы существования, которые принадлежат Феноменальному миру и находятся под влиянием оскверняющих агентов; и оно является наилучшим подходом для большинства людей, [Практика Дзен, с. 141]. Если мы преуспеваем в Отрицании чего-либо, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ, ЧТО МЫ ОТРИЦАЕМ, то мы и достигаем то, что отрицаем как вневременнóе состояние, [Дж. Кришнамурти, с. 402; Кришнамурти. В кн.: О самом важном, с. 87, 432, 479].
Отрицательное Мышление рождается из до-Материальной Пустоты* высочайшей формы мышления (Великого упавшнего Света из динамического проявления Абсолюта как всей Вселенной), которое не ограничено ничем Положительным и Отрицательным со стороны ума.
Коммментарий.
*) Пустота
(Санскр. Mahāçūnya, महाशून्य; Тиб. chen ро stong ра nyid) – до-Материальное состояние отсутствия независимого, истинного, самосущего Бытия, состояние 1-го Логоса, Абсолюта, Корня и Основы всего проявленного.
Так, ОЗАРЕНИЕ - состояние восприятия Целого, когда мы отвергаем Все.
Согласно
“Голос Безмолвия”. В кн.: Тибетская Йога и Тайные Доктрины, с. 107]:
Откажись от твоей Жизни,
Если ты желаешь жить.
Положительность (т.е. Становление Духа) предшествует Отрицанию, т.е. Акты полагания в Инобытии предшествуют Утверждению факта в его смысловой значимости, идее его Инобытия, т.е. последовательности в Творении:
- сначала конструирование понятия Бесконечности,
- а затем понятие его модификаций.
[А.Ф.Лосев. Хаос и Структура].
КОР’АНИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ЗЕМНЫХ ПОКАЯНИЙ И ОТРЕЧЕНИЙ.
В Кор’анической главе 33 Аль-Ахзаб
(«Объединенные силы»), в частности, говорится, согласно [К 33: 72 (72), 73 (73)]:
إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُوماً جَهُولاً
Мы предложили залог (الْأَمَانَةَ
- надежность)
небесам, и земле, и горам (السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ),
но они отказались (فَأَبَيْنَ)
его понести и устрашились его;
понес его Человек-Инсан (الْإِنسَانُ), - ведь он был обидчиком (ظَلُوماً), неведающим (جَهُولاً),
لِيُعَذِّبَ اللَّهُ الْمُنَافِقِينَ وَالْمُنَافِقَاتِ وَالْمُشْرِكِينَ وَالْمُشْرِكَاتِ وَيَتُوبَ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَّحِيماً

чтобы Аллах мог наказать (لِيُعَذِّبَ اللَّهُ) лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц,
и обратиться (وَيَتُوبَ – и принять раскаяние) к верующим (мужчинам) и верующим (женщинам).
Аллах - прощающ, милосерд!
1. Строка "Мы предложили залог (الْأَمَانَةَ – надежность) небесам, и земле, и горам, но они отказались" может быть изложена так:
- но они отказались (فَأَبَيْنَ) - ибо в этом мире ВСЕ – это человек (Евр. כָּל-הָאָדָם), и все в Нем, ибо Он - проявленный (הָ) Адам Ришон, первый Адам или Господь, отображенный Абсолютом-Ничто. Его состояние - Вечный Свет, и Он – во ВСЕМ, в сокрытой Системе всего Сущего, в Бесконечном живущем Разуме во Времени и Пространстве, Он – в Духе Всего.
Так, согласно [Ко’элет (Еккл) 12:13]:
סוֹף דָּבָר, הַכֹּל נִשְׁמָע: אֶת-הָאֱלֹהִים יְרָא וְאֶת-מִצְו‍ֹתָיו שְׁמוֹר, כִּי-זֶה כָּל-הָאָדָם
Выслушаем сущность всего: бойся Бога (ָאֱלֹהִים - Эло’им) и заповеди Его соблюдай,
потому что в этом всё для человека (כִּי-זֶה כָּל-הָאָדָם - точнее, потому что это все - человек).
Таким образом, ВСЕ – и Бог, и Заповеди – это все человек (Адам), так названный, согласно
[Берешит (Быт) 5:2], как Самец (Закар, זָכָר) и двойственная Нуква (וּנְקֵבָה - Лилит-Ева) в Единстве:
זָכָר וּנְקֵבָה, בְּרָאָם; ... וַיִּקְרָא אֶת-שְׁמָם אָדָם ...
Так, Кабб., все внутренние свойства человека Закон Моисея Тора (Евр. תורה; Арабск. Таурат, التَّوْرَاةِ) называет именами нашего мира:
- стремление к Творцу (к Созидающему) называется «Израиль» (Евр. ישראל, но в записи אל ישר, Яшар Эль - это Божественно Прямой, Небесный Израиль, излучение Абсолюта; Арабск. إِسْرَائِيل);
- стремление к самоудовольствиям называется «народы мира».
Но нет никакой связи между этими названиями в Торе с евреями и прочими народами в нашем мире...
[М.Лайтман. Зоар 4.1 Введение, Вики-чтение, интернет].
Так, Человек-Адам, прообраз человеческий, Господь вмещающий в себя все проявления, должен пройти в своем потомстве определенный Путь в Материи в слепом и стихийном уравновешивании, необходимом для достижения Изначальной обители по родству с ней, но с наследованием своим потомством собственных следов.
И, хотя все состояния Изначально Едины,
но в проявлениях – двойственны как крайности Добра и Зла, согласно нашему Земному восприятию проявленного. Поэтому Путь, движение и развитие в Материи проходят через слепое и стихийное уравновешивание этих крайностей, которое есть Источник движения и развития и механизм выживания нашего Жизнепотока, Теософски, - если Точка отсчета – Мир Пределов.
Так, Ибн Араби, Суфий, говорит о наказании как о двойственном, но равновозможном проявлении – благим (عذب) и мучительным (عذاب) [Арабский корень слова один и тот же – ‘ДЗАБ (عذب)], в соответствии с тем, каков он, раб Божий:
В каждом из состояний своих все проявления
имеют некую форму, и формы их различаются по различию состояний, так что и проявление различается по различию состояния: получается воздействие на раба (Божьего) соответственным тому, каков он. И дарует благо именно он себе сам, и противоположное благу дарует ему не кто-либо другой: он сам благодетель самости своей и мучитель ее. А посему да ропщет он лишь на самого себя, и да прославляет лишь себя самого…
Кто-то наслаждается, и кто-то терпит муку, и что-то следует за каждым из состояний – потому оно и названо возмездием (Арабск. 'укуба, عقوبة‎) и воздаянием ('икаб, عقاب) [один и тот же Арабский корень - ‘КБ (عقب )]. Оно равнодопустимо для благого и дурного, хотя принято для благого именовать его Вознаграждением, а для дурного – Возмездием.
Посему называют (или объясняют) Религию (Арабск. Дин, دىن ) как ВОЗВРАЩЕНИЕ ('авда, العودة): возвращается к тебе то, что обусловило и чего требует твое состояние.
[Ибн Араби, с. 34].
2. Небеса, Земля и Горы (السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ).
Согласно
[Берешит (Быт) 1:1], читаемой в дни Моисея так*:
בְּרֵאשִׁ יתבָּרָא אֱלהִים, אֵת הַשָּׁמַיִם, וְאֵת הָאָרֶץ
В Первопричине (Бескорний Корень) развились (эволюционировали) Боги, Небеса и Земля.
[Т.Д., Т. III, с. 77].
Комментарий.
*) читаемой в дни Моисея так
- а не так, как читают сегодня:
… אֱלהִים בְּרֵאשִׁית בָּרָא
В начале Бог** создал…
**) Бог (אֱלהִים) – грамматически, существительное мужского рода, множественного числа.
Так, Небеса и Земля (הַשָּׁמַיִם, וְאֵת הָאָרֶץ) развивались (эволюционировали) в 1-ом Логосе Абсолют (Евр. Эйн-Соф, אין-סוף; Арабск. Итлак, اطلق в до-Материальном зародышевом состоянии.
Согласно [Коранический Суфизм, с.133]. та же мысль выражена так:
Бог создал Небеса и Землю (السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ) из Хаоса, [Коранический Суфизм, с.66], т.е. из Вселенского Света (состояние 1-го Логоса Абсолют), не упорядоченного обусловленностью.
В дальнейших проявлениях Небо и Земля:
- Небо
(הַשָּׁמַיִם) – Кабб., 3-я эманация 1-го Логоса Абсолют, Вышняя Матерь Бина (בינה), с ее альтруистическими свойствам;
- Земля (ָ (הָאָרֶץ– 10-ая эманация 3-го Логоса Низшая Матерь Малхут (מלכות), с ее эгоистическими свойствами.
[М.Лайтман, интернет],
Гора-Хар (הר) - от слова "хирхурим (הרהורים)", - сомнения, [Бааль Сулам. Шамати, ст. 53], раздумья, мысли - Гора Святости, где благословенны мысли, [М. Лайтман. Каббала, Кн. 13], символ Вершины Абсолюта Кетер (כתר), 1-ой эманации в Единой Троичности Абсолюта.
Таким образом, Принцип отвержения проявился как ОТКАЗ от предложения Всевышнего (в нашем эоне - Шива) первой Божественной эманации Абсолюта Кетер, Венца ВСЕГО, а также Вышней и Нижней Матерей (Бины и Малхут).
В терминологии Кор’ана, Свет Небес и Земли – Господь (اللَّهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ),
согласно [К 24:35], его состояние: проявленная во 2-ом Логосе Вышняя Матерь как Вечный Свет.
3. Строка Залог-Надежность понес Человек (وَحَمَلَهَا الْإِنسَانُ), обидчик* (ظَلُوماً) и неведающий** (جَهُولاً) может быть изложена так:
Человек-Инсан (Арабск. الانسان),
с кодом 193 (1,31,50, 60,1,50) → 13 → 4, - это первое тварное состояние из сгустка (عَلقَ) [Космической] крови***, согласно [К 96:1-2], т.е. из Женского аспекта Адама DM (دم) Лилит-Евы ( حواء - ليليث ).
Комментарий.
*) Совершенный человек - обидчик (ظَلُوماً)
[корень слова ظلم ] – т.е. вне Закона или над Временем и Пространством.
**) Он – неведающий, т.е. в Безначальном неведении (جَهُولاً, Санскр. Avidya, अविद्य; Тиб. Ma-rigs-pa, མ • རིགས • པ) - состояние Начала Творения, Первого проявления Вселенского Света [или Темноты (Арабск. ظلام )] Абсолют. - [Поток сознанияя] Чистый Разум в его неживом аспекте функционирует как Покров-Иллюзия или независимая Сущность, проецируя невежество как Творение, согласно [Трипура-Рахасья 14.59, 22.72, 17:30].
***) Сгусток Космической крови (DM) - Космическая Материя, Туманности, Прах, более плотный аспект Адама, чем сам Адам, способный отображать десятеричную Целостность Адам-Лилит-Ева.
Инсан - 3-ий Адам, Совершенный двойственный Человек-ал-Инсам-и-Камил (Арабск. الكامل الانسان), каковым, по представлению Суфиев, являются Пророки и носители Высшего ранга в Суфийской иерархии святых (кутб*, гаус**), согласно [С.Сечив, интернет], Помогающий Посредник между Богом и Людьми***, Адам из праха, согласно [К 3:52 (59), 22:5 (5); Берешит (Быт) 2:7]:
إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثِمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

Поистине, ‘Иса пред Аллахом подобен ( كَمَثَلِ ) Адаму:
Он создал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" - и он стал.
... الْبَعْثِ فَإِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن تُرَابٍ

… Мы создали вас из праха (Арабск. تُرَابٍ ),
…וַיִּיצֶר יְהוָה אֱלֹהִים אֶת-הָאָדָם, עָפָר מִן-הָאֲדָמָה
И создал (Евр. וַיִּיצֶר) Господь Бог (יְהוָה אֱלֹהִים) человека (אֶת-הָאָדָם) из праха земного (עָפָר מִן-הָאֲדָמָה) …
Комментарий.
*) Кутб (قطب)
- непогрешимый, совершенный человек (ал-Инсан ал-Камил), наместник Бога на Земле, [Энциклопедия Ислам]; Он считается тайным Главой всех Суфиев, [Дж. Нурбахш. Психология Суфизма, Глоссарий];
**) Гаус (غوث) - облегчение; помощь, поддержка, спасение, прибежище.
***) Люди - т.е. наши Манасы, ибо мы – только HUM, а Манасы – NI в главной мантре Далай-Ламы: Om Ma Ni Pad Me Hum (Санскр. ॐ मणि पद्मे हूँ; Тиб. ཨོཾ • མ • ནི • པ • དྨེ • ཧྰུྃ).
Эти слоги мантры соотносятся с шестью классами чувствующих существ Сансарного Бытия: Боги-lha (Тиб. ལྷ), полубоги-lha-ma-yin (ལྷ • མ • ཡིན), Манасы-thugs (ཐུགས), животные-dud-’gro (དུད • འགྲོ), голодные духи (Санскр. pretān, प्रेतान्; Тиб. yi dags, ཡི • དགས), мы - существа Ада.
Состояние совершенного человека: ВИДИМЫЙ СВЕТ, т.е. элементный уровень "Помазанный эон" или Христос, ибо Его родители – тот Божественный Светильник, который «зажигается от Дерева Благословенного», согласно [К 24:35]:
اللَّهُ نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ

Аллах (Господь) – свет Небес и Земли.
مَثَلُ نُورِهِ كَمِشْكَاةٍ فِيهَا مِصْبَاحٌ

Его свет - точно ниша; в ней светильник…
Зажигается он от дерева благословенного …
نُّورٌ عَلَى نُورٍ
Свет на свете.
Этим Божественным Светильником,
согласно [Изида, Т.2, с. 285], гностики и назореи называли родителей Помазанного Христа, «которые в нише» в Единстве - на уровне эона:
- Господь (Адам Ришон), в состоянии Вечный Свет,
- и его отображение (сын Адама Ришон в Единстве с Лилит-Евой),
- и Святой Дух (София старшая - т.е. НИША), первая прекрасная женщина (т.е ее суть: соотношение Света, Звука, и Эфира), согласно [Т.Д., Кн. 2, с. 533], которой они «прельстились», ибо Вечный Свет Господа не мог соединиться с Духовным Светом Святого духа, они - несовместимы, поэтому Адам Ришон соединился со Святым духом «в одеждах второго Адама».
Их плод - проявленный ВИДИМЫЙ СВЕТ (Помазанный эон или Христос), носитель Залога, обеспечивающего исполнение обязательств пред Господом. Он приходит в Материю для того, чтобы пройти определенный Путь в слепом и стихийном уравновешивании, необходимом для достижения Изначальной обители, по родству с ней, но с наследованием своим потомством собственных следов. - Эти состояния активизируютя нами «снизу» как Путь и результат Пути.
Состояние ПОМАЗАННЫЙ ЭОН (Видимый Свет) тождествено состоянию Вахдат (Арабск. وحدة ), с тем же кодом 4 [418 (6,8,4, 400) → 13 → 4], что и код Человека-Инсан. Вахдат - состояние Единства, состояние Реальности Посланника Аллаха (аль-Хакикваталь-Мухамидийя) как Света сущности Таджалли-и-Дхат ( الذات تجلى ), Света Озарения.
Отречение предшествует Покаянию, и оно необходимо нам как часть нашего Пути и как крайность, через уравновешивание которой не только возникают движение и развитие, но оно – и естественное состояние некоторых наших сосудов, которые формируются в эонах до состояния ГОТОВНОСТЬ ПРИНЯТЬ В СЕБЯ МАНАСА (Санскр. Manas, मनस्; Тиб. thugs, ཐུགས), Луча от Мировой Души, Высшего эго, чувственного перевоплощающегося Принципа в человеке.
Так исполняется Принцип непрерывности проявлений существования, согласно которому на каждой ступени проявлений одновременно существуют сосуды (состояния), обладающие разной зрелостью, которая формируется в эонах. В каждом следующем эоне проявляется некоторые сосуды, развившиеся до готовности вместить в себя Манас. Таким образом, дозревшие сосуды становится Манасической расой. Все остальные сосуды остаются «лишенными Разума», несущими, так называемое, ЗЛО, в терминах Двойственности, - ибо «их Жизненные Огни еще находятся в потенциальном и латентном (сокрытом) состоянии».
Эти состояния проходят все сосуды, но в разных эонах. - Так исполняется Принцип непрерывности проявлений существования в эонах.
ЗЕМНОЕ ПОКАЯНИЕ И ОТРЕЧЕНИЕ.
Традиционно, Покаяние-Ат-Тауба (توبة)
- покаяние за тяжкие грехи, в него входят:
- отказ от совершения подобного греха;
- раскаяние;
- решение не повторять его впредь.
Ср., из Поэмы Алишера Навои «Возлюбленный Сердец» («Мах̣бӯб ул-к̣улӯб», محبوب القلوب ):
Настоящее покаяние состоит в том,
чтобы понять, насколько плохи дурные деяния,
и в себя прийти,
с помощью Небесной сойти с дурного пути.
[Суфии: Восхождение к истине, интернет].
ПОКАЯНИЕ-АТ-ТАУБА (ٱلتَّوْبَة) – ТАКЖЕ НАЗВАНИЕ 9-ОЙ ГЛАВЫ-СУРЫ (سورة) Кор’ана ( الْقُرْآنَ), которая начинается с аята, но не с Бисмиллы*, согласно [К 9:1 (1)]:
بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ

Отречение (بَرَاءةٌ ) от Аллаха и Его посланника - к тем из многобожников,
с кем вы заключили союз. [Изложение акад Крачковского И.Ю.].
Комментарий.
*) Аят (آية)
- мельчайшая структурная единица Корана, обычно понимаемая как «стих». В Коране это слово (в смысле как чуда, так и коранического стиха) упоминается 382 раза, [Википедия, интернет].
**) Но не с Бисмиллы – формула-защита в молитве:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.
Бисмилла предваряет все главы Кор’ана, кроме 9-ой. Но, поскольку в суре 27 две Бисмиллы: одна - открывающая, а другая - в 30-м стихе, их общее количество соответствует количеству глав Кор’ана (114).
Согласно [К 27:30 (30)]:
وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ …

… и ведь оно (письмо от Соломона*) во имя Аллаха милостивого, милосердного.
Комментарий.
*) Соломон
(Евр. Шломо, שלמה; Арабск. Сулейман, سليمان) - персонификация Универсальной мудрости. это имя в тройном прочтении - Сол-Ом-Он символизирует Свет, Славу и Истину как вместе, так и раздельно соответственно, [Мэнли П.Холл, с. 684] – это аллегория о Божественном духе в Человеке.
НО ПОКАЯНИЕ-АЛЬ-ТАУБА – только "одно из множества названий 9-ой главы Кор’ана", в том числе: освобождение, льгота, оправдание, невиновность…, т.е. смысловая нагрузка этого имени - в терминах крайностей этого Мира.
Имя 9-ой главы Кор’ана Ат-Тауба соответствует тому, что Ат-Тауба формулирует ТАУБАХ (تاوبه – ПОКАЯНИЕ) и говорит о необходимости его принятия, согласно [К 9:103 (102), 119 (118), 120 (119)]:
وَآخَرُونَ اعْتَرَفُواْ بِذُنُوبِهِمْ خَلَطُواْ عَمَلاً صَالِحاً وَآخَرَ سَيِّئاً عَسَى اللّهُ أَن يَتُوبَ عَلَيْهِمْ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Есть и другие, что сознались в своих грехах: они смешивали дело доброе и другое - плохое, - может быть, Аллах обратится (( يَتُوبَ – примет их раскаяние) к ним: ведь Аллах - прощающий, милостивый!
وَعَلَى الثَّلاَثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُواْ حَتَّى إِذَا ضَاقَتْ عَلَيْهِمُ الأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ وَضَاقَتْ عَلَيْهِمْ أَنفُسُهُمْ وَظَنُّواْ أَن لاَّ مَلْجَأَ مِنَ اللّهِ إِلاَّ إِلَيْهِ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ لِيَتُوبُواْ إِنَّ اللّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

И к тем трем, которые были оставлены. А когда стеснилась земля для них со всем, что широко, и стеснились у них души, и думали они, что нет убежища от Аллаха иначе, как у Него, потом Он обратился к ним, чтобы они раскаялись: ведь Аллах – обращающийся ( التَّوَّابُ - принимающий раскаяние), милостивый ( الرَّحِيمُ - милосердный)!
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми ( مَعَ الصَّادِقِينَ – с искренними).
Второе имя этой главы – Бара’ат (Освобождение) взято из первого слова суры, согласно [К 9:1 (1)], поскольку в начале главы говорится об отречении Господа от многобожников:
…بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ

Отречение ( بَرَاءةٌ ) от Аллаха и Его посланника….
9-ая глава (сура, سورة) включает три проповеди, согласно [Интернет]:
1. От начала до 37-го аята - начальная речь.
Согласно [К 9:1 (1)]:
بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ

Отречение (بَرَاءةٌ) от Аллаха и Его посланника - к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
Поскольку у 9-ой главы множество названий, приводим другие изложения 1-го аята.
Изложение проф. Саблукова:

بَرَاءةٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدتُّم مِّنَ الْمُشْرِكِينَ
Льгота (بَرَاءةٌ) от Бога и Посланника его - к тем из многобожников,
с кем вы заключили союз.
Согласно изложенияю Кулиева Эльми́ра Рафаэ́ль оглы́, азербайджанского учёного, религиоведа, исламоведа и философа:
Аллах и Его Посланник освобождены (بَرَاءةٌ) от договоров, которые вы заключили
с многобожниками.
Согласно изложению Османова Магоме́да-Нури́ Осма́новича, Дагестанского востоковеда-ираниста, иранолога, текстолога, лексикографа и исламоведа:
Аллахом и Его Посланником дозволено [вам, о верующие], отречься (بَرَاءةٌ) от договора, который
вы заключили с многобожниками [и который они нарушили].
Согласно изложению Пороховой Валерии (Иман-Веры), главы Совета Московского Исламского просветительского центра "Аль-Фуркан”:
(Уведомленье) от Аллаха и посланника Его
Об отречении (بَرَاءةٌ) от (обязательств) с теми из неверных,
С кем был у вас скреплен союзный договор.
Согласно [Арабско-русский учебный словарь, с. 67 (٦٧)], бара’ат (بَرَاءةٌ ) – это ОПРАВДАНИЕ, НЕВИНОВНОСТЬ.
Согласно [Википедия, интернет], ОТРЕЧЕНИЕ*-БАРА’АТ (بَرَاءةٌ) излагается как «непричастность», «полное отделение», «очищение».
Так, Ночь Бара́ат (Арабск. Ляйлят аль-Бараа, ليلة البراءة‎‎ ) [с 14 на 15 число 8-го месяца шабан, شعـبان‎ - от глагола «разделяться»] СЧИТАЕТСЯ ДНЁМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЛИ ОТПУЩЕНИЯ ГРЕХОВ.
ОТРЕЧЕНИЕ В ЗНАЧЕНИИ ОТРЕШЕННОСТЬ (РАЗДЕЛЕНИЕ) – оправдание, невиновность:
Барраа (Арабск. برا, с кодом, равным 203→5) – оправдывать;
Кабб., Бара (ברא, - с тем же кодом 203→5), – создавать вне своей ступени.
Таким образом, в Священной Книге, предназначенной для Мира множеств, суть любых имен может быть осмыслена множественно, в данном случае - это Покаяние и Отречение, которое может излагаться также, как: освобождение, льгота, оправдание, невиновность, непричастность, очищение, полное отделение - т.е. в терминах крайностей этого Мира.
Поэтому каждый читает этот тект, соответственно своему состоянию, своей духовной ступени, на основании текста Книги, согласно
[К 9:2 (2)]:
وَاعْلَمُواْ أَنَّكُمْ غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ

знайте, что вы не ослабите (مُعْجِزِ ) Аллаха.
Согласно [К 9:3 (3)], Господь и Его посланник отрекаются [Отречение-Бара’ат ((بَرَاءةٌ)] от многобожников в день великого хаджа*:
وَأَذَانٌ مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى النَّاسِ يَوْمَ الْحَجِّ الأَكْبَرِ أَنَّ اللّهَ بَرِيءٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ وَرَسُولُهُ ...

И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа (يَوْمَ الْحَجِّ الأَكْبَرِ) о том,
что Аллах отрекается (بَرِيءٌ) от многобожников (как) и Его посланник…
Комментарий.
*) День ведикого хаджа (يَوْمَ الْحَجِّ الأَكْبَرِ) - ритуальное Паломничество хадж ( حَجِّ ) в Мекку (مكة) в начале двенадцатого месяца Мусульманского Лунного Календаря в месяц «зу-ль-хиджжа» (букв.: «обладающий Паломничеством»). Это один из пяти "столпов" Ислама.
Малое паломничество ‘Умра (عمر) совершается в любое время года и с меньшим числом обрядов, [Книга об идолах, с. 15, 41].
Согласно [Избранные Хадисы 14, с. 20-21]:
و ان الحج يهدم ما كان قبله

Хадж стирает ( يهدم ) все, что было ( ما كان - не было) до него.
Таким образом, этот хадис говорит об иллюзорности Мира.
С позиций Суфи, Паломничество
– мирское развлечение.
Овладей Сердцем – только Господство над ним можно назвать настоящим завоеванием.
[Шейх Абдаллах Ансари. Перев. Сикха сардара сэра Йогендра Сингха. В кн.: Шах Идрис. Суфизм, с. 398].
Однако "У каждого - свой уровень, своя ступень по тем делам, что он свершал, и что свершает…”, согласно [К 6:132 (132)]:
…وَلِكُلٍّ دَرَجَاتٌ مِّمَّا عَمِلُواْ

[Ритмическое изложение Sher].
И, далее, говорится о четырёх запретных (священных) месяцах, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Священной Каабы (كَعْبَةَ ).
Причиной запрета было стремление обезопасить паломников, прибывавших к Священной Каабе и обеспечивавших высокую торговлю и большие прибыли. В случае неизбежности войны, арабы-язычники отодвигали «запретный» месяц назад или вперед и спокойно вели войну [Википедия, интернет].
Это смещение запретных месяцев в случае войны, согласно [К 9:36 (36)-37 (37)], - заблуждения и неверие:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَابِ اللّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَات وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ وَقَاتِلُواْ الْمُشْرِكِينَ كَآفَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَآفَّةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ

Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в Писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных* ( أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ), это – стойкая ( الْقَيِّمُ – ценная, полезная, состоявшаяся) религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!
إِنَّمَا النَّسِيءُ زِيَادَةٌ فِي الْكُفْرِ يُضَلُّ بِهِ الَّذِينَ كَفَرُواْ يُحِلِّونَهُ عَاماً وَيُحَرِّمُونَهُ عَاماً لِّيُوَاطِؤُواْ عِدَّةَ مَا حَرَّمَ اللّهُ فَيُحِلُّواْ مَا
حَرَّمَ اللّهُ زُيِّنَ لَهُمْ سُوءُ أَعْمَالِهِمْ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ

Вставка ( النَّسِيءُ – отсрочка, отобдвигание [священных месяцев]) - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах. Разукрашено пред ними зло их деяний, а Аллах не ведет народа неверного!
Эти четыре запретные месяцы (аль-ашхур аль-хурум, الأشهر الحرم) – 1-ый,7-ой, 8-ой и 9-ый месяцы Исламского календаря - следующие: Мухаррам (محـرّم‎), Раджаб ( رجب‎ ), Зуль-када ( ذو الـقـعـدة), Зуль-хиджа ( ذو الحجّة‎ ).
Также в этой главе говорится о правилах ведения войн, о необходимости соблюдения заключённых мусульманами договоров, даже если одной из сторон выступают представители других религий, либо неверующие, " если они ни в чем пред вами договор не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных!», согласно [К 9:4 (4)]:
ثُمَّ لَمْ يَنقُصُوكُمْ شَيْئاً وَلَمْ يُظَاهِرُواْ عَلَيْكُمْ أَحَداً فَأَتِمُّواْ إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَى مُدَّتِهِمْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
2. Начиная с аята 38 по 72 аят
говорится о необходимости жертвенно вставать на Путь защиты Учения Аллаха* (Господа), не связывая себя хранением своего имущества и сохранением своей жизни.
Ведь, согласно [К 3:163 (169)]:
وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتاً بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ

И не считайте мертвыми вы тех,
Кто на пути Аллаха был убит.
Нет, они живы* ( بَلْ أَحْيَاء !
Удел свой обретя в присутствии Господнем.
Комментарий.
*) Нет, они живы:
- смерть
(Санскр. mṛtyu, मृत्यू; Тиб. ‘chi-‘pho, ཆི • འཕོ) - кульминация (текущей) жизни (на Земле) и новое странствование, исход которого зависит от самого человека. Смерть есть естественный опыт и ее не следует бояться. Это быстрый переход из физического мира в астральный план, подобный тому, как человек, открывая дверь, выходит из одной комнаты и входит в другую.
Так, смерть – это смена плана Бытия, если Точка отсчета – наш план. Но в Астрале Земная смерть воспринимается как полное завершение существования преходящей Земной личности.
- посмертные состояния в Астрале – это мир Законов, Созидающий Мир воображения, мир подготовки к последующим инкарнациям, и она длится примерно 7, 9, 11 месяцев, примерно – потому что длительность ее индивидуальна. Затем обычно отдых в Астрале других планетарных тел перед новой инкарнацией в том или ином Мире.
[Теософский словарь, с. 58-59; Т.Д., Кн. 4, с. 929].
Так, согласно [К 9:38 (38), 72 (71)]:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ مَا لَكُمْ إِذَا قِيلَ لَكُمُ انفِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ اثَّاقَلْتُمْ إِلَى الأَرْضِ أَرَضِيتُم بِالْحَيَاةِ الدُّنْيَا مِنَ الآخِرَةِ فَمَا مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ قَلِيلٌ

О вы, которые уверовали! Почему, когда говорят вам: "Выступайте по пути Аллаха", вы тяжело припадаете к земле? Разве вы довольны ближней жизнью больше последней? Ведь достояние ближней жизни в сравнении с будущей - ничтожно.
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللّهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَـئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللّهُ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

А верующие мужчины и верующие женщины, - они - друзья одни другим: они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах - велик, мудр!
Комментарий.
*) Путь защиты Учения Аллаха
- Джихад (جهد ), борьба на Пути Аллаха ( الجهاد في سبيل الله), Священная война.
(Захватническая) война, согласно [Сады Праведных, с. 148], – ЭТО ОБМАН, - ТАК СКАЗАЛ ПРОРОК.
Из контекста Кор’ана джихад воспринимается как внутренняя борьба с самим собой, со своими собственными страстями и эмоциями - ведь нет “худшего врага для меня, чем я сам” в слепом и стихийном уравновешивании крайностей (Арабск. Кыс’ас, قصاص), присущих Земному мышлению (Земным заморочкам*), в которых для каждого – только то, что приобретается каждым, согласно [К 2:286; 29:69 (69)]:
… لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْساً إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ

Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее.
Ей - то, что она приобрела, и против нее - то, что она приобрела для себя.
وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ .

А тех, которые усердствовали (جَاهَدُوا - джихаду) за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими!
Изложение этого аята, согласно [Коранический суфизм, с. 139]:
Что до тех, кто борется в Нас,
То Мы, безусловно, ведем их по нашим дорогам.
Комментарий.
*) Земные заморочки
- наше концептуальное мышление в рамках пятеричного восприятия этого мира (зрение, слух, обоняние, осязание, чувствование), причем у каждого - свой диапазон восприятия.
С позиций Суфи, к Священной войне, к приложенным собственным усилиям приравнивается стремление получить Знание (علم), - состояние Единства Духо-Материи.
[Мыслители Востока. Идрис Шах, с. 174].
3. Последняя часть - с 73-го аята до последнего (130-го) - говорит «об обретении своего Удела верующими в присутствии Господнем», а также предостерегает лицемеров и тех, кто искажает Писание.
Согласно [К 9: 73 (72), 130 (129)]:
وَعَدَ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ
وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللّهِ أَكْبَرُ ذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там, - и благие жилища в садах Ввечности. А благоволение Аллаха - больше; это - великая удача!
فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُلْ حَسْبِيَ اللّهُ لا إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

А если они отвернутся (تَوَلَّوْاْ), то скажи: "Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он - Господь великого трона!"
[Википедиа, интернет].
С ПОЗИЦИЙ СУФИ, ОТРЕЧЕНИЕ* - один из аспектов ДИНАМИЧЕСКОГО ВЗАИМООБМЕНА. В своей деятельности Суфий использует ЧЕРЕДОВАНИЕ. Интеллектуальная Отрешенность не может быть конечной деятельностью ни одной из Систем, занимающихся проблемами Самореализации человека. Естественно, что в нежизнеспособных или фрагментарных Метафизических системах средства становятся целью.
[Идрис Шах. Суфизм, с. 387].
Комментарий.
*) Отречение
- равнозначна аскетизму, одна из стадий развития Земной преходящей личности, как это полагают на Западе.
Но Суфий полагает, что всё в мире создано для него и что поэтому нет никакой необходимости покидать этот мир, унося с собой несбывшиеся желания.
Но он не зависит ни от вещей, ни от желаний; он хранит себя свободным среди них. Он не идёт в горы в поисках уединения; он живёт в мире. Он может пойти в горы, если захочет, однако ничто в горах не сумеет удержать его навеки. Насколько проще быть религиозным и духовным в горной пещере, чем в мире! Но Суфию нет нужды бежать от мира, потому что он видит и узнаёт облик своего Возлюбленного, облик Бога везде и во всём.
Самоотречение означает отказ от «я» и отказ от того, что представляется полезным для «я»
(т.е. от Самости). Всем в мире можно просто пользоваться, а можно злоупотреблять - так же и с принципом Самоотречения, которым можно пользоваться и которым можно злоупотреблять. Самое распространённое среди ошибочных толкований состоит в том, что самоотречение понимается как отказ от удовольствий и счастья (т.е. как Догмат - однозначность в мире Множества), которые может дать мир. Человек, в действительности, должен быть Мастером жизни; он может использовать самоотречение, но не оно его.
Только тот способен на Самоотречение, кто находит большее удовлетворение, видя другого, поедающим его кусок хлеба, нежели есть этот кусок самому.
Лишь тот, чьё сердце наполнено счастьем после совершения акта отречения, совершил Отречение.
Это показывает, что Отречение
– не то, чему можно научиться или научить. Оно приходит к человеку само, когда Душа развивается настолько, что начинает распознавать истинную ценность вещей, ибо всё, что кажется ценным для других провидец начинает видеть по-другому.
[Инайят Хан. Метафизика. Гл. Учение суфиев, Ч. 1, интернет].
ВЫВОДЫ.
1. Все, что проявлено - Божественно, и оно необходимо нам для нашего развития, ибо все проявленное – взаимно отображенные проявления Единого в Единой линии Его Материализации.
2. Источник проявлений ПОКАЯНИЯ И ОТРЕЧЕНИЯ – отвержение первой Божественной эманации Абсолюта Кетер, Венца ВСЕГО, Вышней (Небеса) и Нижней (Земля) Матерей, ибо «в Корне ВСЕГО, в Абсолюте, развились Боги, Небеса и Земля» - Источник любых проявлений в Едином Мире – Абсолют, 1-ый Логос или Ничто с потенциальной возможностью Нечто.
3. В Мире множества суть имен Покаяние и Отречение может быть осмыслена множественно: отречение, покаяние, освобождение, льгота, оправдание, невиновность, непричастность, очищение, полное отделение - т.е. в терминах крайностей этого Мира. Поэтому каждый читает этот тект, соответственно своему состоянию, своей духовной ступени, на основании текста Книги, согласно которому ослабить Господа невозможно (Арабск. غَيْرُ مُعْجِزِي اللّهِ).
4. Отречение предшествует Покаянию, и оно необходимо нам как часть нашего Пути и как крайность, через уравновешивание которой не только возникают движение и развитие, но оно – и естественное состояние некоторых наших сосудов, которые формируются в эонах до состояния готовности принять в себя Манаса, Луча от Мировой Души, Высшего эго, чувственного перевоплощающегося Принципа в человеке.
5. Кор’аническая глава № 33 (Аль-Ахзаб, «Объединенные силы»), в частности, посвящена Началу развития до-Материальных потенций из Бескорнего Корня Всего, из Абсолюта, и Пути в Материи, на который встает Совершенный человек в состоянии ВИДИМЫЙ Свет, Помазанный эон или Христос.
5. Проявленный ВИДИМЫЙ СВЕТ, первое тварное состояния из [Космической] крови, Адам из праха или Помазаный эон, или Христос на элементном уровне, – носитель Залога, обеспечивающего исполнение обязательств пред Господом, согласно [К 33: 72 (72), 73 (73)].
6. Господь, вмещающий в себя все проявления, приходит в своем потомстве, как Помазанный эон или Видимый Свет, в Материю из состояния над Временем и Пространством в Безначальном неведении из Вселенского Света для того, чтобы пройти определенный Путь в слепом и стихийном уравновешивании, необходимом для достижения Изначальной обители, по родству с ней, но с наследованием своим потомством собственных следов.
7. Безначальное Неведение - состояние [Потока сознанияя] Чистого Разума, который в своем неживом аспекте функционирует как [Покров-Иллюзия] или независимая Сущность и проецирует невежество как Творение.

\Sher

Литература.
1. Коран. Изд. Короля Фахка ибн Абдид Азиз, с. 704.
2. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. Изд. “Восточная литература”, 1963, с. 113.
3. Коран. Перевод проф. Г.С. Саблукова М., СПб, “Дом Бируни”, 1990, с. 1169
4. Коран. Изложение Кулиева Эльми́ра Рафаэ́ль оглы́, интернет.
5. Коран. Изложение Османова Магоме́да-Нури́ Осма́новича, интернет.
6. Коран. Перевод смыслов и комментарии В.Пороховой. Гл. ред. д-р Мухаммед Шейх Саид аль Рошд. Акц. Общество “Аюверда”. М., 1993, с. 622.
7. Сады Избранных (Хадисы) из слов господина посланников. Серия: Основы Ислама. Составитель: имам Мухйи-д-Дин Абу Закарийа Бин Шариф ан-Навави. Изд. Дом “Бадр”, 2001, с. 879.
8. Ибн Араби. Геммы мудрости. Перевод с арабского: А.В.Смирнов, с.120, интернет. Опубликован в книге: А.В.Смирнов. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва, Наука (издательская фирма "Восточная литература"), 1993. (с) А.Смирнов 1993, 1999.
9. Хазрат Инайят Хан. Метафизика, 2004г., интернет.
10. Идрис Шах. Суфизм. М., “Калашников, Комаров и Кo”, 1992, с. 446.
11. Мыслители Востока. Идрис Шах. Пер. с англ. Х.Б. Номада, изд. “Лориэн”, Фирма С.Е.Т., 1994, с.191
12. Суфии: Восхождение к истине. М., изд-во Эксмо, 2003, с.640. (Серия «Антология мысли»). ISBN 5-04-007641-Х. Составление, пересказ текстов, предисловие, словарь Лео Яковлева, интернет.
13. Коранический Суфизм. Личное предопределение. Божественное Присутствие и Сущность Бога. Добро и Зло. Мир Валиддин. М.-СПб, изд. “Диля”, 2004, с. 224.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., изд. Московской патриархии, 1992, с. 1372.
15. Тора. М., изд. “Шамир”, 1993г., с. 1135
16. Ктовим (Писания). Ред. перевода Д. Йосифон. “Мосад Арав Кук”, Й., с.394
17. Бааль Сулам. Нет иного кроме Него. Книга "Шамати", интернет.
18. М.Лайтман. Зоар 4.1 Введение, Вики-чтение, интернет
19. М. Лайтман. Каббала, Кн. 13, интернет
20. М.Лайтман, интернет.
21. Трипура-Рахасья или Мистерия за Пределами Троицы. Диалог Даттатреи и Парашурамы, записанный Харитаяной. Перевод с английского языка и редактирование комментариев: В.Вернигора, сентябрь 2001 г., редакция – июль 2003 г, интернет.
22. Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
23. Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв). Сакральные тайны йоги или власть над реальностью, судьбой и жизнью. Вселенная Джняни. Взгляд из другого мира. Комментарий на избранные шлоки из “Йоги Васиштхи”. М., Амрита, 2010, с. 240.
24. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
25. Кришнамурти Джидду. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни. Перевод с англ. И.С.Филина, В.Н.Ряполова. Изд. “Весть”, Харьков, 1994, с. 416.
26. О самом важном. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом. Перевод с англ. Т.Богатырева. Изд. М. “Либрис”. 1996г., с. 495.
27. Чжан Чжень-цзы. Практика Дзэн. Отв. Ред. Ситников А.А. изд. “Белый остров”, Красноярск, 1993, с. 292.
28. Шри Ауробиндо. Сатпрем. Трилогия Божественный Материализм. Новый вид мутации Смерти, интернет.
29. ал-Калби Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-Аснам). Изд. “Наука”, М., 1984, с. 64.
30. Шарбатов. Г.Ш. Арабско-русский учебный словарь. 9800 слов. С приложением очерка по морфологии и фонетики рус. яз., М., 1981, с. 1076.
31. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Изд. “Наука”, 1992, с. 792.
32. С.Сечив, интернет.
33. Википедия, интернет.
34. Интернет.
Категория: Суфизм | Добавил: msher (30.04.2022) | Автор: Шер
Просмотров: 351 | Теги: девятая глава Кор’ана, Озарение, Покаяние и Принцип отвержения, горы, Видимый Свет, Духовное Единство, священная во, непреложный закон, Земное покаяние и отречение, Божественный Светильник, Смерть и посмертные состояния, Пустота, Совершенный человек Инсан, положительность, небеса, земля, люди-манасы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]