Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА (из будущего Русско-Тибетского словаря).
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Tags: Тибетский Буддизм, базовые принципы, Ахимса, Анатман, Адвайта, Атеизм Адвайты, учение об отсутствии Бога niriçvaravāda, Анитья, Кшаника, Аятана, Скандхи, Дхату, Джива и психофизические совокупности, обусловленные условия возникновения и невозникновения Пратитьясамутпады, Относительность, Касты и Просветленность, Дукха и Мировая дукха, Сострадание, Тонглен, Колесница Будды.

БУДДИЗМ (Тиб. byang-chub-la bstan-pa, བྱང • ཆུབ • ལ • བསྟན • པ; Санскр. buddha dharma, बुद्ध धर्म) - Учение просветлённого (т.е. будды – Тиб. sangs-rgyas, སངས • རྒྱས; Санскр. buddha, बुद्ध). - Религиозно-философское учение (Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) о духовном пробуждении (бодхи - Тиб. byang-chub, བྱང • ཆུབ; Санскр. bodhi, बोधि), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии.
Основателем учения считается принц Сиддхартха (623-544 гг до н.э.; Тиб. don grub, དོན • གྲུབ; Санскр. Siddhartha), впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни (Тиб. Shakya thub-pa. ཤ • ཀྱ • ཋུབ • པ; Санскр. Çākyamuni. शाक्यमुनि).
Термин «Буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют Буддизм как «науку о Сознании», [Википедия].
Буддизм ныне разделен на: Южный (Цейлон, Сиам, Бирма и др) и Северный (Тибет, Китай, Непал).
Тибетский буддизм является целостной и полной формой Буддизма, [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет]. Северный буддизм наследует Эзотерические (т.е. Внутренние) учения Сиддхартхи Шакьямуни, которые Он предназначал своим Избранным, - бхикшу (Тиб. dge-slong dang. དཁི • སློང • དང; Санскр. bhikşu, भिक्षु), первым своим последователям, и архатам (Тиб. dgra-bcom-pa, དགྲ • བཅོམ • པ; Санскр. Arhat ,(र्हत्), т.е. пробужденным, “превосходящим Смерть”, согласно [Легенды о Кришне, словарь; Интернет].
Целью Буддизма является Совершенство (Тиб. phar phyin, ཕར • ཕྱིན; Санскр. pāramitā, पारमिता) и Просветленность (Тиб. byang-chub-kyi-don, བྱང • ཆུབ • ཀྱི • དོན; Санскр. bodhipaksa, बोधिपक्ष). Это состояние полностью Пробужденного (Cанскр. bodhi, बोधि) и полностью энергизированного существа, будды, реализовавшего таким образом Триединое тело Трикайя (Тиб. sku-gsum, སྐུ • གསུམ; Санскр. Trikāya, त्रिकाय) во всей Полноте (Тиб. rab-tu-ldan-pa-nyid-kyis, རབ • ཏུ • ལྡན • པ • ཉིད • ཀྱིས; Санскр. paripīrṇa, परिपूर्ण), достижение которого основывается на относительности [т.е. на обусловленных условиях возникновения и невозникновения явлений], наделенной сущностью Великого сострадания (Тиб. snying-rje chen po, སྙིང • རྗེ • ཆེན • པོ; Санскр. mahākaruņa, महाकरुण).
Cогласно [Маха-вайрочана тантра], Просветление – состояние Знания своего Сознания таким, каким оно является в действительности, [Тиб. язык, с. 154].

Поскольку [изначально Единые] Самсара (Тиб. ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. Saṁsāra, संसार) [течение мирской жизни] и [состояние отсутствия причин огорчения] Нирвана (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण) уже изначально свободны в этом состоянии, то просветление находится в Ваджрной сути (Тиб. rdo-rje-snyiyg-po, རྡོ • རྗེ • སྙིང • པོ) [синоним просветления и природы Будды], по своей природе являющейся Высшим пробуждением спонтанной Равностности.
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 21; Соднам Дзэмо, интернет; Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет; Драгоценная Сокровищница Дхармадхату. Коммент., интернет; История Буддизма, интернет].
Просветленность и касты.
Так как Закон неравномерности развития в мире Становления подразумевает иерархичность проявлений на всех ступенях Материализации Изначального, любое проявление в нем Божественно, в том числе, варны (касты). - Так, Просветленность в Тибетском Буддизме равновозможна для всех каст (Тиб. rigs dma' po (རིགས • དམའ • པོ; Санскр. Varņa, वर्ण). Ибо члены каст, обладая «природой» определенных состояний перерождения (Тиб. skye-gnas, སྐྱེ • གནས), соответствующих своей касте, как и в случае обладателей природы учеников-шраваков (Тиб. nyan-thos, ྅ན • ཐོས; Санскр. çravaka, श्रवक) и природы [будд, стремящихся к Просветлению лишь для себя] пратьекабудд (Тиб. bse-ru-lta-bu, བསེ • རུ • ལྟ • བུ; rang rgyal, རང • རྒྱལ, rang-sangs-rgyas, རང • སངས • རྒྱས; Санскр. pratyekabuddha, प्रत्येकबुद्ध), как и члены всех каст (с любой временнОй природой), прежде всего, обладают природой Будды, т.е. Ваджрной природой (Тиб. rdo-rje-snyiyg-po, རྡོ • རྗེ • སྙིང • པོ), что является синонимом просветления - состояния, в котором окончательно проБУДилась спонтанная (самопроизвольная) Равностность, и принадлежность касте будд (Ваджрной касте).
[Александр Берзин. Взгляд Калачакры на пророков неиндийских захватчиков; Теософский словарь; Драгоценная Сокровищница Дхармадхату, интернет].
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА, согласно Учению Будды (Тиб. Gsung-rab, གསུང • རབ; Санскр. Dharmapravacana).
- АХИМСА (Тиб. mi gsod pa, མི • གསོད • པ; Санскр. ahiṃsā, अहिंसा; Тиб. rnam par mi `tshe ba, རྣམ • པར • མི • འཚེ • བ) – ненасилие. - Доктрина о непричинении вреда ничему живому (даже растению или насекомому!) ментально, эмоционально или физически. - Первое и самое важное из этических предписаний, основная добродетель, от которой зависят все остальные.
Это принцип Ямы (Тиб. gshin-rje, གཤིན • རྗེ, thab.bral, ཐབ • བྲལ; Санскр Yama, यम), контролирующего перевоплощения существ, принцип сдерживающих заповедей, ограничивающих поведенческие предписания, ограничивающих правила поведения; также принцип, означающий контроль, проверку [правосудие].
[Танец с Шивой. Словарь].
- АДВАЙТА (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས • སུ • མེད • པ; Санскр. Advaita, अद्वैत) - недвойственность. – Состояние умеющего синтезировать противоречия Миропроявления, состояние системного мировосприятия.
Практическая Адвайта Прямого пути (Пратьякша-Адвайта) – это Лайа-Йога, согласно [Свами Вишну Дэв, с. 12], йога управления Сознанием, Силой воли.
Реализация Адвайты.
Состояние Адвайта реализуется Срединным Путем (Тиб. dbu ma pa, དབུ • མ • པ, dbu-ma’i lam, དབུ • མའི • ལམ; Санскр. madhyamika, मध्यमिक, madhyamä pratipad), согласно [Буддийская логика; Соднам Дзэмо, интернет] на основе Учения о несубстанциональности (Тиб. bgrod-gcig-pa, བགྲོད • གཅིག • པ; Санскр. eka-yāna, एक-यान) или о Срединном Пути (Тиб. tsa-pa, ཙ • པ), или о Пустоте (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnya, शून्य) - “Ничто с возможностью Нечто”.
[В Жизнеописании Будды] "Лалитавистара" об Учении о несубстанциональности говорится:
(Будда) повернул Колесо учения - Учение монизма и относительности,
(Учение), что нет субстанции и нет множественности,
что ничто (реально) не появляется и не исчезает вновь,
и что ничто (реально) не увеличивается и не уменьшается.

[История Буддизма, интернет].
Так, идея Всеобщей относительности есть идея о Пустоте, которая не имеет ни статуса сущности, ни свойства существования или несуществования, [Андросов В.П. Трактаты Нагарджуны, интернет].
Практическую ценность Учения о Срединном пути составляют, в частности, восемь его отрицаний:
Невозникновение, Неисчезновение, Невечность, Непрекращение,
Неединственность, Немножественность, Неприход, Неуход.
[Практика Дзен, с. 141, 187].
(Этот Срединный Путь) есть Восьмеричный путь (Тиб. 'phags-pa.i lam yan-lag-brgyad, འཕགས • པའི • ལམ • ཡན • ལག • བརྒྱད; Санскр. ārya-aṣṭāṅga-mārga):
- правильное воззрение,
- правильное понимание,
- правильная речь,
- правильные цели действий,
- правильный образ жизни,
- правильное усилие,
- правильная внимательность,
- правильное сосредоточение.
Это Благородный Путь, ведущий к Нирване, единственной Реальности, не претерпевающей изменений, угасания или смерти. Ибо смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного изменения – он вновь рождается к новой жизни и вновь умирает.
[История Буддизма; Википедия, интернет].
Атеизм Адвайты.
Для Адвайтиста Бог является имманентным (Внутренне присущим), временнЫм, становящимся. Он есть само творение, материальная, но не действенная причина. Так, Бог-Создатель Мира в Буддизме отрицается как Бог-творец или Первопричина [Санскр. учение об отсутствии Бога niriçvaravāda, निरिश्वरवाद]. - Будда недвусмысленно отвергал идею Творца, отказывался подтверждать любые точки зрения по вопросу сотворения мира и констатировал бесполезность вопросов о происхождении мира (в Земной терминологии), [Википедия, интернет].
Ибо Бог принимает любую форму, воображаемую Его почитателем, Он есть наша собственная мыслепроекция об этом Идеальном состоянии, которое вне имен и форм. А все, что имеет формы и мыслится нами – преходяще, как и все проявленное, согласно [Кришнамурти, с. 154, 156-157; Наставления Шри Махарши, с. 272, 275-276, 269-270, 278].
Но отрицание Буддизмом Бога-Творца, Всесоздателя, дало основание многим исследователям называть это учение атеистическим, однако атеизм – это несистемное мировоззрение, не способствующее выживанию. Как и любое проявление, Атеизм – отображенное (или искаженное) состояние от одного из Запредельных состояний вне имен, качеств и определений. Например, доречевое огненное, отрешенное от всего, состояние самоощущения себя как единственной Реальности, кроме которой нет ничего.
ТРИ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЯ БУДДИЗМА, СОСТАВЛЯЮЩИХ ТРИ ПРИЗНАКА СУЩЕСТВОВАНИЯ.
I. АНИТЬЯ
(Тиб. mi rtag pa, མི • རྟག • པ; Санскр. anitya, अनित्य) постулирует о всеобщей невечности, бренности и непостоянстве через представление об изменчивости бытия, отсутствии постоянства в Мировой и Земной жизни. Это непостоянство – величайшее из всех зол, это “огонь, пожирающий весь мир”. Так, Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п.
Ввиду того, что все феномены (или дхармы, Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) мира непостоянны, порождают движение состояний, называемых ЖИЗНЬЮ, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям (Тиб. sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ; Санскр. duḥkha, दुःख). Истинным завершением Анитьи является Нирвана.
Понятие Анитьи сущностно ассоциируется с доктриной Анатмана, постулирующей отсутствие у вещей постоянной природы, сущности или самости.
[Википедия, интернет].
Модификация доктрины Анитья - Буддийское Учение о моментальности КШАНИКАВАДА (Тиб.skad cig ma lta ba, སྐད • ཅིག • མ • ཡྟ • བ; Санскр. Kşaṇikavāda, क्षणिकवाद) или о мгновенности - онтологическое учение о мгновенности Бытия и непостоянстве любого состояния: мгновенно вспыхивающие элементы тут же гаснут с тем, чтобы на их месте появились столь же мгновенные дискретные сущности.
[Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм, с. 40].
Kşaṇа означает мгновение - время, за которое можно щелкнуть пальцами. Существуют переводы этой величины в долях суток, секундах и в других единицах измерения времени.
Согласно Буддийскому учению, кшана составляет продолжительность вспышки одной дхармы (элемента Бытия). Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную Законом взаимозависимого возникновения [изложенного в Пратитьясамутпаде (Тиб. rten-cing-‘brel-bar-‘byung-ba, རྟེན • ཅིང • འབྲེལ • བར • འབྱུ • བ; Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद)], и причинно-следственной связью Карма (Тиб las, ལས; Санскр. Karma, कर्म). - Концепция причинности Пратитьясамутпады разработана в попытке уяснить причины страдания и способы избавления от него, она постулирует, что в мире перерождений всё обусловлено; нет ни причин, ни следствий; ОПРЕДЕЛЕНА НЕ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ, НО ЛИШЬ УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НЕВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Теория взаимозависимого возникновения, как пояснял Будда, позволяет избегать крайностей, во-первых, этернализма, то есть учения о том, что есть некая Вечная реальность, не зависящая ни от каких условий, а во-вторых, нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность уничтожения всего существующего. Не существует ни Материи, ни иной субстанции, есть лишь поток последовательных психических элементов - дхарм. Восприятие мира живыми существами подобно восприятию кадров на движущейся кинопленке, которые так быстро сменяют друг друга, что у наблюдающих создается полная иллюзия стабильной и длящейся [Земной] реальности.
Радхакришнан, говоря о различиях между концепцией Анитья, приписываемой Будде, и Кшаникавадой, замечает: Учение о непостоянстве, которое общее для [Эзотерической доктрины или протофилософического толкования Вед] Упанишады (Санскр. Upaniṣada, उपनिषद्) и Раннего Буддизма, развито поздним Буддизмом в воззрении о мгновенности. Но сказать, что вещи Анитья, непостоянны, это не то же самое, что сказать, что они мгновенны, или Кшаника.
Будда считает, что только сознание мгновенно, а не вещи, поэтому он и говорит:
Очевидно, что тело длится один год… сто лет и даже больше. Но то, что называют умом,
интеллектом, сознанием, находится днём и ночью в беспрестанном круговороте,
погибая как одно и, возникая как другое.
Будда стремился показать, что тело, ум и т.д. не представляют собой подлинного Я. Они не суть постоянное. Непостоянство, когда этот термин применяется к вещам вообще, не означает мгновенности. Только говоря о духе, Будда употребляет аналогию с пламенем. Пламя светильника - это последовательность вспышек, каждая из которых длится только одно мгновение, и процесс мысли (Тиб. sems, སེམས; Санскр. citta, चित्त) принадлежит к тому же типу. Он проводит ясное различие между мгновенным характером духовных процессов и непостоянным характером недуховной действительности. Если этот мгновенный характер распространить на всё бытие, мы получаем Кшаникаваду.
Поздние буддисты считают, что всякое бытие мгновенно.
[Интернет, Википедия; Тиб. язык, с. 96].
II. АНАТМАН (Тиб. bdag-med-pa, བདག • མེད • པ; Санскр. Anātma, अनात्म) – безличный принцип, букв.: Не-Я. - Отсутствие постоянного „я“ у личности и у явлений или отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости, [Википедия, интернет]. Подлинная природа Реальности – доматериальное зародышевое состояние в реальном, истинном движении психических энергий, согласно [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет], которое называют Пустотой.
Так, Ана́тман постулирует отсутствие Атмана (Тиб. bdag, བདག; Санскр. Ātman, आत्मन्) - «Я», самости индивида или его души через отрицание субстанциальной души, ибо все элементы лишены своей собственной реальной сущности (Тиб. ngo-bo-nyid-ma-mchis-pa, ངོོ • བོ • ྅འིད • མ • མཆིས • པ; Санскр. нишевабхавата). Они ни возникают (Тиб. skye-ba-ma-mchis-pa, སྐྱེ • བ • མ • མཆིས • པ; Санскр. анутпанна), ни исчезают (Тиб. 'gag-pa-ma-mchis-pa, འགག • པ • མ • མཆིས • པ; Санскр. анируддха), они изначально спокойны (Тиб. gzod-ma-nas-zhi-ba, གཟོད • མ • ནས • ཞི • བ; Санскр. ади-шанта) и по самой своей природе погружены в Нирвану (Тиб. rang-bzhin-gyis-yongs-su-mya-ngan-las-'das-pa, རང • བཞིན • གྱིས • ཡོངས • སུ • མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. пракрити-паринирвритта).
Так, в Буддизме вместо Брахманисткого термина ДУША (Тиб. 'tsho-byed, ཚོ • བྱེད; Санскр. jīva, जीव) используется состояние прототипа некоторого множества измененных состояний в непрерывном потоке Становления – Сантана (Тиб. bsam-gtan, བསམ • གཏན; Санскр. Saņtāna), потока жизни в цепи перевоплощений. Индивидуальное существование этой цепи составляют психофизические совокупности (Тиб. phung-po, ཕུང • པོ, skem-byed, སྐེམ • བྱེད; Санскр. skandha, स्कन्ध) - группы дхарм или элементов Бытия.
[Пять групп] Скандх (skandha) имеют изменчивую природу, т.е. они непостоянны, лишены собственной независимой сущности - они пусты от постоянного, неподверженного рождению и разрушению «я». Поскольку наше «я» не имеет собственной фактической основы, отдельной от пяти скандх, то, когда скандхи возникают и разрушаются, «я» тоже должно возникать и разрушаться вместе с ними. Следовательно, постоянного «я» не существует. К тому же, скандхи бессамостны в том смысле, что они не являются неким самодостаточным «я», [Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].
В работах по Буддийской метафизике (Тиб. nang-rig-pa, ནང • རིག • པ; Санскр. adhyātmavidyā, अध्यात्मविद्या) демонстрируются, с точки зрения эмпирической реальности, различия и особые характеристики структуры Дхармы (в том числе, и скандхи):
1. Пяти групп элементов (скандх) - дхарм телесного субстрата Сознания, чувствительности, понятий, Сознания, элементарных состояний, согласно [Йога ББ, с. 21]:
- форма, чувства, совокупность формы (Санскр. rupa skandha, रूप-स्कन्ध; Тиб. gzugs kyi phung po, གཟུགས • ཀྱི • ཕུང • པོ), ментальные физические ощущения;
- чистые чувства, ощущения, совокупность чувств (Санскр. vadana skandha, वदना-स्कन्ध; Тиб.: tshor ba’i phung po, ཚོར • བའི• ཕུང • པོ) без эмоций;
- восприятия-ощущения, представления, совокупность различающего восприятия (Санскр. saṃjñā-skandha, संज्ञा-स्कन्ध; Тиб.: ‘du shes kyi phung po, འདུ • ཤེས • ཀྱི • ཕུང • པོ);
- духовные склонности и воля, также опыт, совокупность композитных (составных) формирующих факторов (Санскр. saṃskāra (санкхара)- skandha, संस्कार-स्कन्ध; Тиб.: ‘du byed kyi phung po, འདུ • བྱེད • ཀྱི • ཕུང • པོ);
- сознание-разум, знание, различение, совокупность (первичного) сознания (Санскр. vijñāna-skandha, विज्ञान; Тиб.: rnam shes kyi phung po, རྣམ• ཤེས • ཀྱི • ཕུང • པོ).
Но, Эзотерически - Семь групп атрибутов, Семь психофизических составляющих индивида или внутреннего и субъективного человека (т.е. Реального - не физического). Они проявляются в любой момент относительного существования, согласно [Т.Д., Т. III, с. 505].
2. Восемнадцати составных элементов индивида (Тиб. khams, ཁམས; Санскр. dhātu, धात), составных элементов потока основ восприятия индивидуального существования:
- шесть видов первичного сознания (Тиб. rnam shes drug, རྣམ • ཤེས • དྲུག) - сверхтонкий ум или Ясный свет (Тиб. 'od-gsal, འོད • གསལ; Санскр. Ābhāsvara, आभास्वर):
1. зрительное сознание (Тиб. mig-gi rnam-par shes-pa, མིག • གི • རྣམ • པར • ཤེས • པ);
2. сознание слуха (Тиб. rna’i rnam-par shes-pa, རྣའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ);
3. обонятельное сознание (Тиб. sna’i rnam-par shes-pa, སྣའི • རྣམ • པར • ཤེས • པ);
4. вкусовое сознание (Тиб. Ice-yi rnam-par shes-pa, ལྕེ • ཡི • རྣམ • པར • ཤེས • པ);
5. тактильное сознание (Тиб. lus-kyi rnam-par shes-pa, ལུས • ཀྱི • རྣམ • པར • ཤེས • པ);
6. ментальное сознание (Тиб. yid-kyi rnam-par shes-pa, ཡིད • ཀྱི • རྣམ • པར • ཤེས • པ).
[Сайт “Литмир. Электронная библиотека”, интернет];
- шесть органов чувств и шесть видов объектов (глаз, цвет-форма), служащих сенсорной основой восприятия - двенадцать источников восприятия [skye mched bcu gnyis, སྐྱེ • མཆེད • བཅུ • གཉིས]. Это их [Великий Логос в своем Высшем аспекте и в Божественных сферах] Авалокитешвара (Тиб. Ченрези, sPyan-ras-gzigs, སྤྱན • རས • གཟིགས; Санскр. Avalokiteśvara, अवलोकितेश्वर) перечисляет словами:
- нет ни глаза, ни уха, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума;
- нет формы, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязаемого, нет феноменов.
[Сутра сердца. Тинлей Геше Джампа, интернет].
3. Двенадцати баз познания (Тиб. [chos-kyi]-skye-mched, སྐྱེ • མཆེད; Санскр. āyātana, आयातन) – шесть способностей и шесть соответствующих им объектов. Напр., глаз и цвет-форма, [Тибетский язык, с. 69] - классификация дхарм по опорам (базам) для сознания, путём; разделения дхарм на воспринимающие способности и их объекты.
Шести внутренним базам adhyatma-ayatana соответствует шесть внешних bahya-ayatana
Шесть внутренних баз таковы:
- орган зрения – chakshur-indriya-ayatana;
- орган слуха – shrotri-indriya-ayatana;
- орган обоняния – ghran-indriya-ayatana;
- орган вкуса – jihv-indriya-ayatana;
- орган осязания – kay-indriya-ayatana;
- мыслительные способности, сознание – mana-indriya-ayatana.
Шесть внешних баз следующие:
- видимое (цвет и форма) – rupa-ayatana;
-слышимое (звук) – shabda-ayatana;
- обоняемое (запах) – gandha-ayatana;
- вкушаемое (вкус) – rasa-ayatana;
- осязаемое – sprashtavya-ayatana;
- нечувственные объекты – dharma-ayatana или dharmah.
[Психологические Аспекты Буддизма, с. 91; Википедия, интернет].
Однако Истинность того, что составляет структуру Дхарм, согласно [Нагарджуна. "Муламадхьямикашастра"] – это Внутренняя шуньята (Тиб. nang stong pa nyid, ནང • སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. adhyatmasunyata), т.е. пустотная база Сознания. Ибо Корень всех проявлений – Абсолют или Сфера Отсутствия Форм Арупалока (Тиб. gzugs.med khams, གཟུགས • མེད • ཁམས; Санскр. Arūpaloka), до-Материальная Реальность 1-ого Логоса.
Такова литература по [Высшей философии] Абхидхарма (Тиб. chos mngon pa. ཆོས • མངོན • པ; Санскр. Abhidharma, अभिधर्म), "Махаяналакшана-самуччая" (работа Буддхаджнянапады, Тиб. Sangs-rgyas-ye-shes-zhabs, སངས • རྒྱས • ཡེ • ཆེས • ཞབས) и др.
[История Буддизма, интернет; Тиб. яз., с. 69; Психологические аспекты Буддизма, с. 91; Буддийская Космология, интернет].
III. ДУКХА (Тиб. Sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ; Санскр. duḥkha, दुःख) – страдание, неудовлетворительность и тягота - фундаментальное понятие, связанное с четырьмя Благородными истинами Буддизма (Тиб. ‘phags-pa’i bden pa bzhi, འཕགས • པའི • བདེན • བ • བཞི или bden-pa bzhi, བདེན • བ • བཞི; Санскр. catväri ärya satyaṃ, चत्वारि आर्य सत्यं), включающими в себя два объяснения причинно-следственной взаимосвязи, одно для загрязненных явлений, а другое - для чистых:
1. Жизнь есть страдание или скорбь (Санскр. duhkha).
2. Истина Причины страдания (Тиб. kun-’byung (ba), ཀུན • འབྱང • བ; Санскр. samudāya, समुदाय) – мирские страсти, совокупность соблазнов, желание удовлетворить которые приводит к страданиям, - это страсть к Существованию в Сансаре. Внешний мир – проекция внутренних ментальных состояний.
3. Истина прекращения, пресечения страдания (Тиб. 'gog-pa, འགོག • པ; Санскр. nirodha, निरोध) - избавление от привязанности к вещам. Оно возможно вступлением человека на Путь (в Северном Буддизме разрушение греха), преодолением и искоренением желания и страсти пребывания в Сансаре.
4. Истина Пути (Тиб. lam bden, ལམ • བདེན; Санскр. Mārgasatya, मार्गसत्यं) и способы преодоления и умиротворения эмоций, приносящих боль, ведущих к прекращению страданий – Узкий путь (Марга) или стезя, ведущая к такому Благословенному результату – Срединный или Восьмеричный Путь, восемь шагов, которые может сделать человек, чтобы избавиться от желаний плоти.
[Теософский словарь, с. 55; Голос Безмолвия. Примеч.; Светоч уверенности, с. 12; Тибетский Буддизм, с. 17, 139; Ж-л “Путь к себе”, № 7, 94, с. 23-29; Далай-лама. Искусство стать счастливым, с. 138, 142, 153, 161].
Согласно [Учение Будды, с. 36], эти четыре Благородные истины изложены так:
1. Все живое рождается из Мрака невежества.
2. Все предметы желаний – непостоянны, они есть страдание, они все время меняются.
3. Все Существующее непостоянно, Все есть страдание, все меняется.
4. Нет ни “я” , ни ничего ”моего”.
Так, Дукха на Пути - враг (т.е. полярный, противодействующий, т.е. тот, кто помогает в развитии), но которого следует преодолеть. Однако все, что проявлено – Божественно, зеркально или искаженно отображено от определенного Высшего состояния и является механизмом Возвращения на Пути. Так, страдание, будучи средством, ведущим к Учению, также является Гуру-Наставником (Тиб. Лама, bla-ma, བླ • མ;Санскр. Guru, गुरू).
[Мировая] Дукха - имманентная (Внутренне присущая) и тотальная характеристика [круговорота Бытия] Самсара, [В.Ирхин, интернет]. А Причина [мировых] страданий кроется во Внещних обстоятельствах [за которыми стоят Внутренние причины], которые не зависят от нашего Сознания. Это одна из трех основных аксиом в Мистицизме (Санскр. trividyā, त्रिविद्या), [Теософский словарь; История Буддизма]. Таким образом, существует Божественное предназначение даже в существовании Мирового страдания. Нельзя полностью избежать страдания. Это естественная часть человеческой жизни и в значительной мере движущая сила для духовного роста Души. Зная это, мудрые принимают страдание из любого источника, будь то ураган, землетрясение, наводнение, голод, войны, болезни или необъяснимые трагедии.
ПОЭТОМУ КОРНЕМ УЧЕНИЯ БУДДЫ ЯВЛЯЕТСЯ СОСТРАДАНИЕ (Тиб. snying-rje, སྙིང • རྗེ; Санскр. karuṇā, कारुणा), Великое сострадание (Тиб. snying rje chen po, སྙིང • རྗེ • ཆེན • པོ; Санскр. mahākaruṇā, महाकारुणा), согласно [Ум и пустота, интернет] - одна из четырех Безмерных Далай-ламы в Тибетской практике Тонглен (Тиб. gtong-len, གཏོང • ལེན), направленной на развитие сочувствия:
- безмерная любовь (byams-pa, བྱམས • པ; санскр. майтри, मै,त्री);
- безмерное сострадание (snying-rje, སྙིང • རྗེ; санскр. каруна, करुणा);
- безмерная радость (dga'-ba, དགའ • བ; санскр. мудита, मुदित);
- безмерное беспристрастие (btang-snyoms, བཏང • སྙོམས; Санскр. упекша, उपेक्षा).
[Библиотека А.Берзина, интернет].
Суть Буддизма можно выразить в двух предложениях:
- Если можешь, помогай другим.
- Если не можешь, по крайней мере, не вреди им.
В этом совете заключена самая суть всех Буддийских Колесниц.
[Далай-лама XIV. Гарвардские лекции, интернет].
Высшее же откровение, последняя и непреложная истина состоит в том, что есть Единая колесница или Колесница Будды – Буддаяна (Тиб. Sangs-rgyas-theg-pa, སངས • རྒྱས • ཋེག • པ; Санскр. Buddhayāna, बुद्धयान). – Один-единственный Путь Экаяна (Тиб. bgrod-gcig-pa, བགྲོད • གཅིག • པ; Санскр. ekayāna, एकयान), ведущий всех живых существ к обретению состояния Будды.
Будда сказал:
Нет других колесниц, есть только одна колесница Будды.
[Лотосовая сутра, Введение, гл. 2, интернет].
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (22.10.2017) | Автор: Шер
Просмотров: 86
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]