Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗВУК И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В МАТЕРИИ (из будущего Русско-Тибетского словаря).
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗВУК И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В МАТЕРИИ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).


Tags: Божественный звук, путь Материализации Божественного Брахмана, вибрации, Свара, Шабда, Спхота, Паранада, Глас Слова, Дхвани, Дайвипракрити и Фохат, Бинду, Биджа, Вашат, Пранава, АУМ, ОМ, Первоэлемент Атом, Наданади-Шакти, Сгусток, Нада, Варна, Музыка, музыка Сфер, звучание физиологических органов, буквы, гласные звуки, мысль, истоки Мирозданья, основа Мирозданья, Метафизика, Асанга, Васубандху, Хазрат Инайят Хан.

Весь мир представляет собой некую Единую энергию-Шакти (Тиб. Yum, ཡུམ; Санскр. Çakti, शक्ति), изливающуюся из своего Изначального состояния Божественного Единства и вибрирующую с определенной частотой. Каждый звук, как и любая вибрация, проявляет определенную форму в невидимом мире. Так, Звук – Оккультная сущность, которая лежит в основании всех качеств (Тиб yon-tan, ཡོན • ཏན; Санскр. guṇa, गुण), т.е. энергетических состояний, в которых находятся все объекты Вселенной, согласно [Медитация, с. 55]; они являются составляющими принципами Первичной Природы или Первоматерии Пракрити (Тиб. rang bzhin, རང • བཞིན; Санскр. Prakŗti, प्रकृति).
Таким образом, Вселенная - бесконечно и многомерно звучащая субстанция, каждый микро- и макроэлемент которой вибрирует, излучает и воспринимает звуковые волны различной величины и интенсивности.

Согласованность и соразмерность бесчисленного множества звуковых колебаний воплощает в себе Божественную гармонию мира и одновременно является жизненно необходимым условием существования всего Космического Универсума, [М. И. Каратыгина. Сайт “Ассоциация Буддизм в интернете”], т.е. Вселенной как Целого, как Первоосновы, как всего Сущего.
В философском плане Звук отождествляется с Божественным Абсолютным духом Брахман (Тиб. tshangs nyid, ཚངས • ཉིད; Санскр. ब्रह्मन्), который в стиле философии одной из шести ортодоксальных школ философии Индуизма Веданта (Санскр. vedānta, वेदान्त) определяется как единственное Бытие, Сознание и Блаженство.
ЗВУК, КОТОРЫЙ БЫЛ БОГОМ - Первичная вибрация SVARA (Тиб. sgra, སྒྲ; Санскр. स्वर), [Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 52]. Весь мир заключен в Сваре - это сам дух, ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ, как говорят древние книги по Индийской оккультной философии. "Наиболее правильный перевод слова "свара" - поток жизненной волны.
[Е.П. Блаватская. Психическое и ноэтическое действие, интернет].
Таким образом, Свара внутренне тождественна Тиб. Rgyu-ba (རྒྱུ • བ) – движению*.
Ср., Тиб. Rgyu – причина, основание, [Тибетский язык, словарь].
Так, Свара – Причина эволюции (развертывание, изменение, развитие) и инволюции (свертывание, обратное развитие), согласно [Скрижали, с. 343].
Свара придает форму первым скоплениям РАЗЛИЧИЙ во Вселенной. Свара – сама Великая сила и проявление воздействия на Материю, которое производит Сила (Ментального и Психического сознания). Действие этой Силы не прекращается никогда... Это Сущность, не подлежащая изменению, [Скрижали, с. 343]. Каббалистически, сущность – Неизменная и Постоянная суть, Первые Трое как ОДНО.
Имена СВАРА (Тиб. sgra, སྒྲ ), РУТА (Тиб. dbyangs, དབྱངས ) и РАВИТА (Тиб. grags-pa, གྲགས • པ) используются в смысле "голоса", "звука" и т.п.
Так, Свара "указывает на такое-то и такое-то слово";
Рута — "показывает, что слово полно смысла";
Равита — "сообщает об условности значения таких-то и таких-то звуков".
[История Буддизма, интернет].
Звук СВАРА или СПХОТА, или ШАБДА (Тиб. sgra, སྒྲ; Санскр. sphota, स्फोत, çabda, शब्द), а также Божественная речь Вак (Санскр. Vāk, वाक्) - это Корневой звук, по своей Природе, Изначальное Слово**, и оно - Вечно.
Ср., [Бхартрихари. Вакья-падия, 1.75]:
У Спхоты, не дробящейся во времени,
проявляется различие
в длительности Первозвуков;
В силу же различий
в условиях схватывания
говорят и о различиях
в модусах (в состояниях) проявления.
[Слово, творящее мир, с. 54].
Это Изначальное Слово, стоящее у Истоков Мирозданья***, не имеет никакого отношения к категориям Времени, [Харивришабха. В Кн.: Слово, творящее мир, с. 255].
Свара проявляется, т.е. становится доступной восприятию, благодаря [“услышанному”] Шрути (Санскр. Çruti, श्रुति), которые, в отличие от Свар, не имеют твердо установленных эмоциональных созначений [сердцевины, сути] Раса (Тиб. rigs rgyud, རིགས • རྒྱུད; Санскр. Rasa, रस).
Термином Свара определяются в Индии семь основных ступеней звукоряда. Свара - независимо от связи с другими звуками способна доставлять наслаждение и возбуждать определенную эмоцию, и потому Свара служит термином для обозначения гласной, автономного слогообразующего элемента, “что сияет сам по себе”.
[Музыкальная эстетика стран Востока, с. 46, 47. 49].
В Метафизике**** мистические звуки Вечности, из которых высшим является Трансцендентный или Беззвучный звук Паранада (Санскр Pārаnāda, पारनाद), первая сибрация, из которой эманирует все Мироздание. Паранада так чиста и тонка, что не может опознаваться плотными сферами сознания.
Из Паранады возникает Пранава (Санскр. prāṇavā, प्राणवा), т.е. мантра Oṃ (Тиб. ཨོཾ ; Санскр. ॐ), эквивалент Всеоживляющего Auṃ, и дальнейшие производные - первые вибрации или внутренние звуки Нады (Тиб. na sgra, ན • སྒྲ; Санскр. nāda, नाद). Из Голоса Безмолвия, из Нады возникает Первозвук ОМ.
[Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с.98-99, 254, 261, 85-86].
АУМ означает: Творение, Сохранение, Преображение, оно вмещает в себя состояние, которое можно прочитать трояко, ибо, согласно Учению, Человеческая и Божественная сущность идентичны:
Я Естъ Он (А-Хам-Са, Санскр. ahaṃsa, अहंस),
Он Естъ Я (Со-Хам, Санскр. सोऽहं),
Я Естъ Я в Вечности времени (Кал-ахам-са, Санскр Kālahaṃsa, कालअहंस) - т.е. Я Естъ Кто Я Есмъ, Зороастрийски.
[Скрижали, с. 798].
В Корневом звучании Первозвука ОМ первичные Корневые звуки атомарны и далее не делимы; все они отличаются друг от друга, все они всепроникающи, вездесущи и не доступны обычному восприятию.
[Танец с Шивой. Словарь].
Ср., один из титулов Брамы – [первоэлемент или атом] Ану (Тиб. rdul phran, རྡུལ • ཕྲན ; Санскр. Aṇu, अणु) – Маленький, согласно [Кумарасвами], который, как сказано, является атомом равно, как и Беспредельной Вселенной, которая является его аспектом.
[Теософский словарь, с. 45, 305; Т.Д., Кн. 4, с. 923].
Эти звучания Первозвука переживаются медитирующим как Наданади-Шакти - энергетический ток звука, напоминающего звуки тамбурина, электрического трансформатора, роя пчел. Пульсация этого звука слышна во всей нервной системе как постоянное высокое Huṁ (Тиб. ཧྰུྃ; Санскр. हूँ).
[Танец с Шивой. Словарь].
Huṁ включает в своем символизме Природу или Сущность пяти порядков (семейств) будд медитации, согласно [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 2, с. 202-203], которые являются Буддийской Тантрической классификацией просветлённого состояния; в нем чистая просветлённая природа пяти психосоматических составляющих живых существ, которые рассматриваются как пять мужских будд.
[Лотосовая сутра, Примеч., интернет].
Звуковая волна, распространяющаяся в Пространстве вслед за Первотолчком, окажется Дхвани. Отдаленные всплески этой волны будут затухать и в меньшей степени будут ее отражениями, [Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм].
Первозвук ОМ есть Дхвани (понятие разработано Бхартрихари). Первослово (AUM) облачается в Дхвани. В пластическом Корне физической природы, который есть Глас Слова, Божественная Матерь Семерых (Свабхават (Тиб. rang-bzhin, རང • བཞིན; Санскр. Svabhāva, स्वभाव) - собственная Природа, сущность, самобытие, Предвечный ил, Мистическая субстанция, Число в Единстве его сущности на Высшем плане, изшедшее из Не-Числа, и Числа во время проявления, … - Единый Вечный Принцип. Свабхават – синоним четверичной Anima Mundi (Мировой Души) Каббалистического Мира Прообразов Ацилут (Евр. אצילות) в Адам Кадмоне (Евр. אדם קדמון - 2-ой Логос, Сфера Форм).
Абстрактная звукосущность Дхвани (Санскр. dhvani, ध्वनि) - Первичная вибрация Шабда, идеальная звуковая оболочка.
[Т.Д., Кн. 1, с. 70, 71, 142, 146].
ДХВАНИ – Причина, предпосылка Реального, эмпирически воспринимаемого звучания, которая лежит за физическими проявлениями звука. Она характеризуется как Божественная сила Шакти, т.е. как эманация Абсолюта, согласно [Свами Вишну Дэва, с. 164], как эманация творящих сил, потенций, внутренних энергий, и как Высшее лоно, породившее весь мир.
Дхвани - косвенный, предлагаемый, подразумеваемый смысл (понятие разработано Абхиванагуптой). Этот косвенный смысл не может быть жестко определен или объяснен. Этот смысл лишен конкретного воплощения, он существует как уклончивый и невыразимый намек, сокрытый узор и образец, который лишь смутно угадывается внутри плотной массы слов, уже наделенной буквальным смыслом.
[Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 260, 178, 261, 263, 264, 98-99, 254, 261, 85-86].
Абсолютный звук Дхвани [Высшего лона], эволюционируя, превращается в Бинду (Тиб. Тхикле, thig-le, ཐིག • ལེ; Санскр. bindu, बिन्दु;), Идеальную точку, “Белый карлик”, животворную сущность (Тиб. gnas bla, གནས • བླ), сгусток энергии, “семя, которое, сворачиваясь внутрь себя и рефлексируя (отражаясь) мгновенно порождает новую Вселенную чистого вида”, [Свами Вишну Дэв, с. 212; Санскрит. Словарь; Тибетский язык. Словарь], Источник творения*****.
Сгусток – источник [двойственного, ибо глагол СОТВОРИЛ (خَلَقَ) записан с повтором] проявления Первого Тварного состояния ЧЕЛОВЕК (Арабск. ал-Инсан, الانسان), согласно [К 96:1-2]:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ

…Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил -
сотворил человека из сгустка…
Ал-Инсан внутренне тождественен Единству 2-го плана 1-ой Сферы Отсутствия Форм или 1-го Логоса Итлак-Абсолют (اطلق), которое называется Вахдат (وحدة), с кодом Пространственного Единства, равным 418 → 13 → 4. Это латентная (сокрытая), Сакральная потенция каждого, которая существует еще до начала творения.
Имя Сгусток (عَلَقٍ, с кодом, равным 200→2) внутренне тождественно глаголу [стоящему рядом с ним] Сотворил (خَلَقَ), с кодом, раным 730→1), согласно Гематрийскому принципу Коллель-Единица…
[На нашем плане] сгустки становятся Странниками (кометами), затем звездами (центрами спирального вращения), солнцем и планетами, согласно [Т.Д., Кн. 1, с. 264].
В основном пространстве Великого Бинду Бытия содержится спонтанное (необусловленное, самопроизвольное, согласно Внутренним причинам) совершенство, [Драгоценная Сокровищница Дхармадхату, интернет], т.е. совокупность всех крайностей, необходимая для развития, путем их уравновешивания, в последовательности наступающих событий.
На следующей стадии эволюции, вслед за Бинду, появляется чистое звучание Нада (Тиб. na-sgra, ན • སྒྲ; Санскр. nāda, नाद) и элементарные сущности звуков речи или их непроявленные формы, существующие в сознании говорящего, из которых появились звуки речи, – фонемы, слова и т.д., т.е. речь, [Матанга. В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 36, 102].
Эта речь первоначально озвучивалась говорящими только гласными звуками, [Учитель], “что сияют сами по себе”; ныне гласные в Писаниях присутствуют только как огласовки, но не как буквы, т.е. не как каркас любой завершенной структуры, Каббалистически.
Нада - Священный Внутренний звук, один из способов обозначения осознавания [потока Чистого сознания третего в Троичности] Шивы (Тиб. zhi ba rig-pa, ཞི • བ • རིག • པ; Санскр. Шивачайтанья, Çivacaitanya, शिव चैतन्य) в состоянии [второго в Троичности] Брахман.
В этом слове слог НА значит [жизненный принцип, дыхание или энергия] Прана (Тиб. srog-gi dbang-po, སྲོག • གི • དབང • པོ; Санскр. Prāņa, प्राण).
Слог ДА значит Огонь (Тиб. Me, མེ; Санскр. agni, अग्नि), т.е. Психическая энергия SI и ее женский аспект Сваха (Санскр. svāhā, स्वाहा), которые ОДНО.
Так, из Праны (из воздуха), что движется между местом Брахмы (корневая опора тела у основания позвоночного столба, элемент - Земля) и чакрой Брахмы, рождается огонь. От его воздействия на Прану рождается Звук.
[Шарнгадева. В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 44; 103-104].
Спхота и Нада связаны между собой как ПРОЯВЛЯЮЩЕЕ и ПРОЯВЛЯЕМОЕ состояния. Причем Спхота заставляет проявляться конкретные эмпирические звуки, словесные элементы… Конкретное звучание, артикулированный звук Нада проявляет Внешний объект, согласно [Харивришабха]. Однако и Спхота проявляется, благодаря эмпирическим артикулируемым звукам обычной речи.
[Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 260, 178, 261, 263, 264].
Так, Звук, проявляющий объекты, звук как значащая сущность Нада есть единая и неделимая Спхота, [Матанга. В кн.: Музыкальная эстетика стран Востока, с. 46].
Ср., [Бхартрихари, карика 102]:
… Спхота – это нечто,
создаваемое органами речи

при смыкании и размыкании [нёба],
тогда как звуки –
это словесные элементы,
порождаемые таким
[первоначальным] словом.
Другое имя (состояние) семени - Биджа
(Санскр. bīja, बीज; Тиб. sabon, སབོན). Это зерно, зародыш, латентно сохраняющий возможность восприятия Множественности, первичная энергия [эманаций Абсолюта] Шакти (Тиб. Yum, ཡུམ; Санскр. Çakti, शक्ति), которая является причиной существования всех вещей - Высшая или Изначальная энергия Парашакти (Санскр. pāraçakt,i(परि-शक्ति), согласно [Шива-сутры, интернет], Высший Божественный свет.
Биджа - состояние Сознающего, первый уровень Сознания (т.е. Бодрствование), - Маха-Вишну (Санскр. Mahā-Vişņu, महाविष्णु), первая из трех экспансий [второго в Троичности] Вишну (Vişņu, विष्णु).
Она создаёт всю совокупность Материальной энергии, известной как Махат-таттва (Санскр. Mahātattva, महातत्त्व) - Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум. - Первое творение, первоначальная само-эволюция того, что должно было стать Махатом (Mahat, महत्), «Божественным Умом, сознательным и разумным». Эзотерически, это есть «Дух Вселенской души».
Биджа – непроявленное, латентное Слово мысли и одушевленности вообще. Оно лежит в основе всякого восприятия, согласно [Бхартрихари].
[Т.Д., Кн.2, с. 551-569; Ч. III, c. 316; Ранняя Веданта-Кашмирский Шиваизм, с. 229, 121, 52; Википедия, интернет].
Изначальный причинный звук манифестирует себя в двух формах: Дхвани и Варна:
- Дхвани - это, например, звук грома, смех, плач, звуки вины, ситары, барабана которые высвобождаются, благодаря игре;
- в создании Варна участвуют гортань, язык. Варна - это та категория звуков, в создании которых проявляются буквы алфавита.
[Сайт Layayoga, интернет].
На нашем плане Изначальный звук проявляется, начиная с Музыки Сфер и кончая звучанием наших физиологических органов, воистину, прекрасным звучанием! Ибо Музыка - Сила (Энергия), объединяющая и упорядочивающая Вселенную. Она вплетается в Первоначальный Хаос и творит из него Космос, [Энциклопедия символов, с. 322].
Но Музыка предназначена, скорее, для Глаза, а не для Уха, ибо Слух невосприимчив к тому, к чему она охотно прибегала во все времена. Она врожденно нечувственна, более того – античувственна, и тайно тяготеет к Аскезе [т.е. к одной из крайностей, которая уравновешивается чувственными удовольствиями, конечно, если аскеза – цель, а не духовная практика]. Ибо Музыка – самое Духовное из искусств, в котором форма и содержание взаимо-поглощаются, т.е. совпадают друг с другом. Ибо слух, как и остальные наши чувства, опосредствующе подменяют собой несуществующий орган для восприятия чисто Духовного (Звука) [согласно Принципу творения замещением].
Музыка провозглашает себя подобием Космосу, ибо ее Первоосновы тождественны первейшим и простейшим столпам Мироздания.
[Т.Манн, Т. 5, с. 123, 82, 84].
Так, Музыкальный Звук – выразитель общих закономерностей, лежащих в основе Вселенной, [Музыкальная эстетика стран Востока, с. 47].
На нашем плане Музыка Сфер – Сверхчувственная система интервалов, консонанс (унисон), он возникает при вращении планетных сфер; планетные расстояния подчиняются Гармоническому закону.
Гармония Сфер – Учение Пифагора (VIв. до н.э.) о недоступном для человеческого уха сочетании звуков, которые издают Небесные тела: Солнце, Луна, Планеты…, вращаясь вокруг Центрального огня Мирозданья. Расстояние между планетами, согласно его Учению, равно Семи основным тонам в Музыке.
[Т.Манн, Т. 7, с. 543].
Если начнем разлагать Материю, мы увидим, как освобожденные атомы располагаются по их основному тону, и, уходя в Эфир [Световое состояние Материи в физическом мире, заполняющее собой все, в том числе, вакуум], образуют Радугу, которая звучит Музыкою Сфер.
[Агни-Йога. Озарение. Ч. III, IY-2. В кн.: Дмитриев А.Н. Об эфирной материальности, с. 84].
Таков путь Материализации Божественного Брахмана через его вибрационные звуковые проявления.
Sher

Примечания.
*) Согласно Индийским мыслителям, и мысль рассматривается как движение
(завихрение) Материи мысли. Будда учил, что мысленное, но не завершенное физически, в Психической сфере активней того, что физически завершено.
В Тантризме (Тиб. Rdo-rje- theg-pa, རྡོ • རྗེ • ཋེག • པ; Санскр. Vajrayāna, वज्रयान); Тиб. Sngags-kyi theg-pa, སྡགས • ཀྱི • ཐེག • པ; Санскр. Mantrayāna, Mantrayāna, मन्त्रयान), т.е. в Учении Тайной мантры, мысль - составляющая Йогическую [духовную практику] Садхана (Тиб. sgrub-pa (སྒྲུབ • པ; Санскр. Sādhana, साधन).
[Махабхарата. Лесная, Примеч., с.469].
**) Владыка Слова – Брихаспати (Санскр. Bŗhaspati, बृहस्पति), главный жрец Богов, и господин молитвы, Божество заклинаний и жертвоприношений, согласно Атхарваведе (Санскр. Atharvaveda, अथर्ववेद), книги “Магическое заклинание”, содержащее афоризмы, заклятия и Магические формулы, одной из древнейших и наиболее почитаемых книг Браминов.
Брихаспати - Отец богов и Создатель мира, ходатай перед Богами и главный наследный Жрец Пурохита (Тиб. mdun-na-'don-[pa], མདུན • ན • འདོན • པ; Санскр. Purohita, पुरोहित) и Ведический Учитель (Гуру, Тиб. Лама, bla-ma, བླ • མ; Санскр. Guru, गुरू) Богов.
[Теософский словарь; Легенды о Кришне, Бхагавадгита, с. 598; Махабхарата. Лесная, Словарь, с. 551; Ранняя Веданта - Кашмирский Шиваизм, с. 226; Танец с Шивой. Словарь. Интернет].
***) Истоки Мирозданья - состояние Вечно-Невидимых Покровов, в которых еще раз дремала Предвечная Матерь-Рождающая в продолжении Семи Вечностей... Не было ни Безмолвия, ни Звука; ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, незнающего себя - Абсолютное, Вечное, Вселенское движение или вибрация.
[Т.Д., Кн. 1, ст. I, 1,с. 63, ст. I I, 2, 65; Кн. 2, с. 563].
Основа Мирозданья – Высший эфир или Пространство-Акаша (Тиб. nam mkha’, ནམ • མཁའ; Санскр. ākāça (आकाश), первый Жизне-Принцип и Высочайшее Присутствие.
Его проявление - Васат, Вашат (Санскр. Vaṣaţ वषट्), женский аспект Логоса, субстрат или Материальная основа и Носитель универсальной Акаши – качество этого Присутствия, согласно [Законы Ману, гл. 1], т.е. энергетическое состояние, принцип Первоматерии.
Созидательная энергия Вашат дает импульс Жизни, [Синтез в искусстве стран Азии, с. 150].
Вашат - звук, восклицание, которое произносит жрец-хотра (Санскр. Hotra, होत्र), [Ведические предания, с. 110, 287].
Слово ВАСАТ произносится при окончании чтения Вед (Тиб. rig byed, རག • བྱེད ; Санскр. Veda, वेद), но неблагоприятные естественные явления требуют приостановки чтения Веды, и этим как бы заменяют восклицание "Вашат!", при этом прекращени чтения ежедневных текстов (naityaka) не требуется, [Законы Ману. Примеч.].
****) Метафизика (Греч) – то, что после физики, отрасль философии, рассматривающая вопросы Первопричины и Природы Реальности (т.е. вне-временнОго состояния), [Танец с Шивой. Словарь].
Организованную систему метафизики [Северо-Буддийскую Доктрину Великая Колесница] Махайяна (Тиб. Theg Chen, ཐེག • ཆེན; Санскр. Mahayāna (महयान) “оставили нам в дар”, в частности, ряд прославленных учителей:
- Асанга (Тиб. ‘phags-pa thogs-med, འཕགས • པ • ཐོགས • མེད; Санскр. Asaṅga, असङ्ग), автор Ламкара-сутры ("Украшение сутр"), теоретик и возможный основатель первой Буддийской школы Йогачара в Индии, непосредственный ученик Гаутамы Будды (Тиб. Go'u ta ma, གོའུ • ཏ • མ; Санскр. Gautama गौतम) учитель, достигший третьей стадии совершенства [освобожденного очищенного Нирванического состояния] Бодхисаттвы (Тиб. Byang-chub-sems-dpa’, བྱང • ཆུབ • སེམཨ • དཔའ; Санскр. bodhisattva, बोधिसत्त्व), называющейся Прабхакари-Светящаяся (Тиб. ‘od byed pa, འོད • བྱེད • པ; Санскр. Prabhâkara), посредством этого он работал на благо Учения.
[Будда Майтрея, интернет].
- его младший брат Васубандху (Тиб. dbyig-gnyen, དབྱིག • གཉེན; Санскр. Vasubanthu, वसुबन्भु) – другой основатель школы Йогачарья (Тиб. rnal 'byor spyod pa, རྣལ • འབྱོར • སྤྱོ • པ; Sems-tsam-pa, སེམས • ཙམ • པ; Санскр. yogāchāra, योगाचार - IYв.н.э.), Учения, обосновывающего концепцию Абсолютной Реальности.
[Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, с. 55-56].
Васубандху – автор восьми трактатов по идеализму, комментариев на тексты и сутры, Строф Сокровищницы Абхидхармы, главных афоризмов "Абхидхармакоши" и комменатриев на нее, которые объясняют Писание первого периода и исследуют его острым оружием логики.
[Нагарджуна, с. 127; Тиб. язык, с. 221; Принятие плода как пути, интернет; История Буддизма, интернет].
- а также Хазрат Инайят Хан (Арабск. حضرت عناية خان - 1882-1927), Известный Индийский Суфийский философ и музыкант, автор трудов: Метафизика (2004г), Мистицизм звука (1997), Учение суфиев (1998), Гайян (2002)…

[Интернет].
*****) Источник творения - из Предвечного света Дайвипракрити (Санскр. दैवी-प्रकृति), в проявлении становящегося Фохатом (но эзотерически, это есть то же самое), мужской активной мощью Единой энергии женской производящей силы Шакти, сотворена Вселенная, энергия мысли.
Фохат - Единый элемент, сущность Космического электричества и вечно присутствующая электрическая энергия, электрическая жизненная сила и мощь, лежащаяй в основе всякой органической и неорганической жизни, Всемирно движущая сила, одновременно движитель и движимый, это непрестанно действующие созидательные и разрушительные силы.
[Скрижали, с. 882; Теософский словарь, с. 132, 431].

Литература.
1. Лотосовая Сутра, М., 1998, интернет.
2. Лонгчен Рабджам. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату. Перевод с тибетского Ламы Сонам Дордже. Издательство «Ника-Центр», Киев, 2000г., интернет.
3. Сурья Анандамурти. Ведические предания. Вселенная, Боги, Демоны в прозрениях древних пророков. Изд. “Амрита”. РБ, г. Минск, 2000, с. 304.
4. Махабхарата. Выпуск VI. “Лесная”, “Хождение по криницам” (книга III, гл. 80-175, 311-315). Издание второе. Перевод и толковый словарь академика АН ТССР Б.Л.Смирнова. изд. “Ылым”, Ашхабад, 1989г, с. 584.
5. Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв). Сакральные тайны йоги или власть над реальностью, судьбой и жизнью. Вселенная Джняни. Взгляд из другого мира. Комментарий на избранные шлоки из “Йоги Васиштхи”. М., Амрита, 2010, с. 240.
6. Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т. 1, 2. Изд. Киев, 1993г.
7. Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней Веданты к Кашмирскому Шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. Научно-издат. Центр “Ладомир”, М., 1996, с. 220.
8. Садгуру Шиваия Субрамуния Свами. Танец с Шивой. Современный катехизис Индуизма, интернет.
9. Будон Ринчендуб. История Буддизма. Серия Пилигрим. Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера. Перевод с английского A.M. Донца. СПб., изд. Евразия, 1999, 336 с., интернет.
10. Будда Майтрея, интернет.
11. Легенды о Кришне. М., изд. “Ник”; “Одиссей”, 1995, с. 800.
12. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 4-х книгах (в II-х частях). Перевод Е.И.Рерих. М., “Прогресс”, 1992; Ч. III, Новосибирск, 1993, с. 511.
13. Блаватская Е.П. Скрижали астрального света. [Скрижали]. М., “Эксмо”, 2002, с. 896.
14. Блаватская Е.П.. Психическое и ноэтическое действие (psychic and noetic action), интернет.
15. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., “Сфера”, 1994, с. 573.
16. Законы Ману. Перевод С.Д.Эльмановича, проверенный и исправленный Г.Ф.Ильиным. "Наука", главная редакция восточной литературы, научно-издательский центр "Ладомир". Москва 1992, интернет.
17. Коран. Изд. Короля Фахка ибн Абдид Азиз, с. 704.
18. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. Изд. “Восточная литература”, 1963, с. 113.
19. Лесняк Л. Медитация. Изд. “Виктор”, Екатеринбург, 1992г, с. 104.
20. Музыкальная эстетика стран Востока. Изд. “Музыка”, ред. В.П. Шестакова, 1967г., с. 414.
21. Синтез в искусстве стран Азии. Сборник статей. М., “Наука”, изд. Фирма “Восточная литература”, 1993, с. 224.
22. Дмитриев А.Н. Об эфирной материальности. Изд. «Знамя Мира», Томск, 1999, с. 104.
23. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.,“Эксмо”, СПб, Terra Fantastica, 2003, с. 528.
24. Манн Т. Собр. соч. в 10-ти томах. Под ред. Н.Н.Вильмонта и Б.Л.Сучкова. Госиздат худож. литер., М., 1959г.
25. Стефен Ходж. Введение в классический тибетский язык. Учебное пособие со словарем. Перевод с англ. Фесюн А.Г. Изд. М., Профит Стайл, 2008г., с. 240.
26. Кочергина В.А. Санскрит. Учебник для вузов. Московский гос. университет им. М.В.Ломоносова. Изд. Москва, академический проект, 2007г, с. 335.
27. М. И. Каратыгина. Сайт “Ассоциация Буддизм в интернете”.
28. Сайт Layayoga, интернет.
29. Интернет.
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (13.07.2017) | Автор: Шер
Просмотров: 88
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]