Главная » Статьи » Т » Тибетский словарь

ПРИНЦИП ТЕКУЧЕСТИ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ (из будущего Русско-Тибетского словаря).
Tags: Текучесть в Тибетском Буддизме, Анитья, Кшаникавада, Анатман, Несубстанциональность, Природа Будды Татхагатагарбха, иллюзия фиксаций феноменов.

ПРИНЦИП ТЕКУЧЕСТЬ (Тиб. mi rtag pa, མི • རྟག • པ; Санскр. anitya, अनित्य) постулирует о всеобщей невечности, бренности и непостоянстве через представление об изменчивости (Тиб. sgyur, སྒྱུར) Бытия, об отсутствии постоянства в Мировой и Земной жизни - величайшее из всех зол, это “огонь, пожирающий весь мир”.
Так, текуче всё в Феноменальном мире, явленном нам в чувственном созерцании в рамках Закона природы, Причина которого сокрыта за рамками проявленного, в том числе: наши имена как некие внутренние состояния, доктрины и научные представления… – Ничего фиксированного в проявлениях нет и быть не может.
Анитья (anitya) проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, череды перерождений, страданий (Тиб. Sdud-bsngal, སྡུད • བསྔལ; Санскр. duḥkha, दुःख) и разочарований. - Все феномены (или дхармы, Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) мира непостоянны, порождают движение состояний, называемых ЖИЗНЬЮ. И потому привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. – Это первая (из четырех) Благородная истина, формулирующая основную характеристику человеческого существования [если Точка Отсчета – Мир пределов]: Жизнь есть страдание или скорбь, ибо страдание – непременное условие Феноменального существования, т.е. “того, чем все является”, [Алмазный путь, интернет].

Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что все вокруг нас не вечно и преходяще. «Все вещи возникают и исчезают» - говорил Будда (Тиб. Sangs-rgyas, སངས • རྒྱས; Санскр. Buddha, बुद्ध), и в основе учения Буддизма (Тиб. byang-chub-la bstan-pa, བྱང • ཆུབ • ལ • བསྟན • པ; Санскр. buddha dharma, बुद्ध धर्म) лежит представление о том, что Текучесть и Изменчивость - основные свойства природы.
Страдание возникает в том случае, если мы начинаем сопротивляться течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь это вещи, явления, люди или мысли, все является Иллюзией-Майей (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ • མ; Санскр. māyā, माया), [Фритьоф Капра. Дао физики, интернет]. –
Эти преходящие состояния – модифицированное (преобразованное) Постоянство [Кришнамурти, с. 134], рожденное из Себя, внутренне присущее существование (способ Бытия). Но ум и мир пребывают в постоянном движении. Существует только одна вещь: Непостоянство, [Кришнамурти. В кн.: Големан. Медитация, с. 93] - один из механизмов возобновления Вечности, наряду с Самоотображением.
Текучесть - состояние временнОго, изменяемого и неизменного, и вечного и вечно меняющегося. Оно НЕ ЗНАЕТ границ и пределов, оно НЕ ЗНАЕТ Измерений, ибо для него мир – Един. [Учитель].
Текучесть истинна (т.е. Едина) [т.е. это тело явлений или 1-ое тело Будды, или 1-ый Логос (Тиб. chos sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. dharmakāya, धर्मकाय)]. Текучность и вечна (Тиб. bskal-pa chen-po, བསྐལ • པ • ཆེན • པོ; Санскр. mahāкalpa, महाकल्प - 311.040.000.000.000 лет смертных) [т.е. возобновляема] в своих циклических преобразованиях, [Учение Будды, с. 40]. Одновременно она в Корневом состоянии пуста и в проявлениях иллюзорна.
Таковы попытки определения Корневой Реальности Текучесть в терминах Двойственности (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ • པར • རྟོག • པ; Санскр. dvaita, द्वैत) – Текучесть такая-не такая. .
Иллюзорный круговорот Бытия – цикл (Тиб. lo-skor, ལོ • སྐོར; ‘khor-ba, འཁོར • བ; Санскр. cakraṃ, चक्रं) рождений и смертей, существующий с незапамятных времён, обусловленный невежеством, которое проявляется в виде удовольствия и боли, всё же оставаясь только СНОМ [который “вкушает” внутренние объекты, порожденные своим собственным сознанием] и чем-то нереальным. И раз это так, то Мудрый говорит, что Знание может положить этому конец. Но какое знание? - Это Мудрость, порождённая Самореализацией: то есть, [осознанием] "Я есмь ТО" [Непреходящее Неизреченное ВСЕ, первое истечение или эон, от которого исходят все остальные].
.Ср., согласно [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т.1, с. 132]: … Познай, ты есть ТО.
Это внекачественное Знание или простой Свет, объекты проявляются через него и в нём.
Если тело и творение превзойдены и Высшая сущность осознана хотя бы единожды, то в результате появляется Мудрость, которая уничтожит невежество и прекратит цикл рождений и смертей. Поэтому исключи Творение как простую мысль или ряд мыслей, и осознай недвойственный (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས • སུ • མེད • པ; Санскр. Advaita, अद्वैत), остаточный и Чистый разум как Высшую сущность, [Трипура-Рахасья, гл. 17. 24-26, 27-29, гл. 18. 17].
Истинным завершением Анитьи является [состояние отсутствия причин огорчения] Нирвана (Тиб. Mya-ngan [las]-‘das [pa], མྱ • ངན • ལས • འདས • པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण), т.е. запредельное состояние 2-го Логоса или Сферы Форм (Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས • ཀྱའི • ཁམས; Санскр. Rūpaloka, Rūpadhātu) относительно 3-го Логоса или Сферы Чувственности (Тиб. ‘dod. khams, འདོད • ཁམས; Санскр. Kāmaloka, कामलोक, Kāmadhātu, कामधातु).
Модификация доктрины Анитья - Буддийское Учение о моментальности КШАНИКАВАДА (Тиб.skad cig ma lta ba, སྐད • ཅིག • མ • ཡྟ • བ; Санскр. Kşaṇikavāda, क्षणिकवाद) или о мгновенности - онтологическое учение о мгновенности Бытия и непостоянстве любого состояния: мгновенно вспыхивающие элементы тут же гаснут с тем, чтобы на их месте появились столь же мгновенные дискретные сущности.
[Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм, с. 40].
Кшана составляет продолжительность вспышки одной дхармы (элемента Бытия). Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную Законом взаимозависимого возникновения [изложенного в Пратитьясамутпаде (Тиб. rten-cing-‘brel-bar-‘byung-ba, རྟེན • ཅིང • འབྲེལ • བར • འབྱུ • བ; Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद)], и причинно-следственной связью Карма (Тиб las, ལས; Санскр. Karma, कर्म).
Учение о мгновенности напрямую вытекает из концепции непостоянства. Утверждается, что каждая дхарма (и, следовательно, весь набор дхарм, то есть живое существо) существует только лишь мгновение, а в следующий миг ее заменяет новая дхарма, чье появление обусловлено предыдущей [дхармой]. По сути, в каждый момент времени мы имеем дело с новой личностью, связанной с предыдущей [личностью] Кармическими причинами и обусловленной ею. Так что невозможно не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды это сделать.
Так, согласно этому учению, [до-Материальная вне-временнАя] Реальность состоит из точечных моментов-дхарм. Дхармы находятся в постоянном движении, в потоке становления и разрушения. Каждый элемент существует только один момент (кшана), он становится как бы точкой во Времени-Пространстве. Точечные моменты, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у человека создается полная иллюзия стабильной и длящейся картины окружающего мира и живущих в нем людей. На самом деле ни материи, ни субстанции, ничего постоянного нет, существуют только отдельные элементы. Причем, поток элементов не является хаотическим, ничем не обусловленным процессом: каждый элемент появляется в соответствии с Законом зависимого происхождения, [Н. А. Канаева, 2009г].
Согласно Кшаникаваде, поток дхарм, составляющий живое существо, одновременно континуален (непрерывен) и дискретен (подвержен прерыванию). Он - словно кинопленка, состоящая из отдельных кадров, которые, однако, зритель не видит, когда смотрит фильм - он воспринимает его как континуум. При этом два соседних кадра отличаются друг от друга весьма незначительно, и представляются неопытному взгляду практически одинаковыми, различия обнаруживаются постепенно. Каждая новая жизнь подобна очередной серии безначального сериала, а Нирвана - концу фильма.
Так теория мгновенности… обосновывает и объясняет Бытие настоящего, не иллюзорного существования потока дхарм…
[С. Б. Бережной. Кшаникавада — учение ранней Буддийской философии о мгновенности бытия, интернет].
Понятие Анитьи ассоциируется с доктриной [безличного принципа] Анатман (Тиб. bdag-med-pa, བདག • མེད • པ; Санскр. Anātma, अनात्म) [учение Анатмавада (Санскр. anātmavāda, अनात्मवाद)], постулирующей отсутствие у вещей постоянной природы, сущности или самости, отсутствие особого "я", которое было бы субъектом наших изменяющихся впечатлений, постоянным субъектом, ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости. – Это Пустота самости: у каждого феномена нет никакой природы самой по себе, но лишь природа, которую мы вкладываем в него актом восприятия.
Наша уверенность в существовании отдельного индивидуального "я" - еще одна форма МАЙИ, [земное] интеллектуальное понятие, лишенное связи с вне-временнОй Реальностью. Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, мы неизбежно испытаем разочарование.
[Википедия, интернет; Фритьоф Капра. Дао физики, интернет].
Возникает вопрос: если, согласно учению Анатмавады, никакой души или «я» не существует, что же тогда перерождается и получает новую жизнь? - Ни что не перерождается. - В Буддизме, в отличие от Индуизма, нет учения о реинкарнациях. Человек - не воплощенная душа, а поток состояний - дхарм, сериий мгновенных кадров.
Обычно буддисты говорят о чередовании рождений и смертей, или циклическом существовании. Иногда приводят два примера:
- В первом случае речь идет о бильярдных шарах: кий [Кармический импульс мотиваций-самскар (Тиб. ‘du-byed, འདུ • བྱེད, 'dus-byas, འདུས • བྱས; Санскр. Saņskāra, संस्क।र)] ударяет по шару (условная личность, Тиб. gang zag, གང • ཟག; Санскр. pudgala), передавая определенное ускорение и определяя траекторию. Этот шар бьет по следующему, передавая ему ускорение и определяя направление его движения, и так далее. Здесь передается только энергия, которая и образует связь между «текущим» существованием и «последующим». По сути, в каждое мгновение нашей жизни происходит подобная «передача заряда». При этом [понятийный] УМ (Тиб. Yid, ཡིད; Санскр. Manas, मनस्) [Эзотерически, Высшее эго, чувственный перевоплощающийся Принцип в человеке], который опирается на предшествующий момент времени, обеспечивает память и ощущение единства и существования личности.
- Во втором случае этот механизм рассматривается на примере калейдоскопа. Определенное сочетание цветных стекол (то есть набор дхарм, который мы воспринимаем как «личность») после движения калейдоскопа (Кармический эффект, определяющий последующую жизнь) меняется на иное. Новая комбинация определяется исходным положением стекол и Кармическим импульсом, и проявляется в виде живого существа (набора стеклышек - дхарм), связанного с первым Причинами и Следствиями.
[Буддийская энциклопедия, интернет].
Однако Будда проповедовал об отсутствии Я, о том, что во всех веществах нет самости, только ради Спасения всех живых существ. - Прилежно приняв это Учение, они пребывают без какой бы то ни было мысли о своем Я, их тела становятся абсолютно чистыми, и они полностью выходят из страданий.
Но не следует отрицать Природу Будды-Татхагатагарбха [(Тиб. de-bzhin-gshegs-pa’i-snying-po, དེ • བཞིན • གཤེགས • པཞི • སྙིང • པོ; Санскр. तथागतगर्भ), [Маха-паринирвана сутра].
Ибо природа Будды - чрево Татхагаты, сущность, Мировое яйцо Будды, исходное состояние и первое тело Будды Дхармакайя (Тиб. Chos-sku, ཆོས • སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय) [или 1-ый Логос], которое есть поток сознания Будды, согласно [Светоч уверенности, с. 17], Реальная потенциальность, наличиствующая во всех существах как потенция Просветления (Тиб. byang-chub-kyi-phyogs, བྱང • ཆུབ • ཀྱི • ཕྱོགས, byang chub, བྱང • ཆུབ; Санскр. bodhi-paksa, बोधि पक्ष) или Пробуждения, [Тиб. язык, с. 152].
Ибо все, что ранее Будда проповедовал в [Сводах наставлений] Сутрах совершенства Мудрости (Тиб. Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa, ཤེར • རབ • ཀྱི • ཕ • རོལ • ཏུ • ཕྱིན • པ; Санскр. Prajñāpāramitā)] относительно Пустоты (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང • པ • ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), было сказано лишь в отношении Отсутствия независимого существования. Более того, Тело и Просветленность Будды не появляются от практикования Полной (Тиб. ci yang med pa) Пустоты [Абсолютное не-существование Запредельности или Бесконечности Необусловленной Реальности], поскольку результат напоминает причину.
[Маха-паринирвана сутра. В Кн.: Тиб. язык, с. 152-153,181-182, 211].
Но Пустота может быть только полной, если она есть. Если Пустота неполная, значит она, хотя и есть, сталкивается с препятствиями, что-то создает двойственность, трение, напряжение, и это нечто вызывает беспокойство. Вы не можете чувствовать себя легко с этим «нечто».
Полная пустота - это когда все препятствия устранены, когда в вас ничего нет, когда никто не наблюдает за ней. Будда говорит: «Эта пустота - даже не переживание, потому что, если вы переживаете ее, значит ваше эго, переживающее пустоту, сохраняется». Это вы сами, поэтому вы не можете пережить себя. Вы можете пережить то, что не принадлежит вам. Переживание предполагает двойственность Наблюдателя и Наблюдаемого, Познающего и Познаваемого, Субъекта и Объекта, Смотрящего и Видимого. Но есть только Пустота; ни кому видеть, ни кого видеть, нет объекта и субъекта. Эта цельная пустота Полная. Она до краев полна. Ее полноту нельзя улучшить, увеличить. Из нее ничего нельзя взять, потому что ничего нет, и ничего нельзя добавить; она абсолютно полна.
[Раджниш Бхагван Шри. Учение о запредельном. Сутра сердца, гл. 7, интернет].
Категория: Тибетский словарь | Добавил: msher (18.11.2017) | Автор: Шер
Просмотров: 465
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]